Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
материал по музыке по теме

Скороходова Лариса Викторовна

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием.

 Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкурентоспособной, саморазвивающейся, творческой личности, которая сможет не только социализироваться в среде, но и эффективно рационально ее преобразовывать. Результатом процесса социализации в современной науке считают социальный опыт, в структуру которого включены социальные представления, понятия, знания, способы деятельности, опыт эмоциональных отношений, опыт творческой деятельности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Скороходова Л.В.

ФОРМИРОВАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкурентоспособной, саморазвивающейся, творческой личности, которая сможет не только социализироваться в среде, но и эффективно рационально ее преобразовывать. Результатом процесса социализации в современной науке считают социальный опыт, в структуру которого включены социальные представления, понятия, знания, способы деятельности, опыт эмоциональных отношений, опыт творческой деятельности.

Нам нужна не конкурентоспособная личность вообще, а личность, чья конкурентоспособность, креативность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии развития субъектных качеств человека, воспитания у подрастающего поколения высокого уровня готовности к творческой деятельности, нравственной культуры и социального опыта, самостоятельности, самодеятельности, ответственности, конкурентоспособности на рынке труда, способности не терять себя в сложных обстоятельствах жизни, решать задачи самого разного свойства: от бытовых до мировоззренческих,  для чего необходимо обладать значительным запасом знаний и умений, творческим потенциалом.

Становление этих личностных структур предполагается содержанием современного образования, которое, наряду с приобретением знаний, способов деятельности, опыта эмоциональных отношений, предусматривает формирование и обогащение опыта творческой деятельности (в соответствии с дидактической концепцией И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина).

Опыт творческой деятельности представляет собой особое содержание социального опыта, не совпадающего ни со знаниями, ни с навыками и умениями, усвоенными по образцу. Специфика его состоит в том, что он представляет собой совокупность действий, не поддающихся – в отличие от других способов деятельности – описанию и показу в виде четко регулируемой системы операций (Н.Ф. Голованова, И.А. Кудаева).

И.Я. Лернер выделяет несколько процессуальных черт опыта  творческой деятельности, которые составляют его основу:

1. Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

2. Видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях.

3. Видение новых функций знакомого объекта.

4. Видение структуры объекта, подлежащего изучению.

5. Умение видеть альтернативу решения.

6. Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ.

7. Умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

В практике наблюдается ряд противоречий, из которых отметим следующие:

- противоречие между наличием необходимого запаса знаний и неумением их творческого применения для решения проблем и задач в новой, нестандартной ситуации;

- противоречие между объемом получаемых в учебном процессе знаний и недостаточностью формирования  навыков творческой деятельности, позволяющих самостоятельно  добывать необходимые знания, их анализировать и синтезировать;

- противоречие между интеллектуально насыщенной урочной деятельностью школьника и внеклассными мероприятиями, в большинстве своем не требующими интеллектуального напряжения и поиска.

Исходя из сказанного, мы формулируем проблему исследования: какие организационно-педагогические  условия могут обеспечить наиболее успешное формирование и обогащение у учащихся опыта творческой деятельности в процессе обучения музыке.

Исходя из потребностей практики, теоретической неразработанности и актуальности проблемы, была определена тема исследования: «Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке».

Цель исследования – определить оптимальные педагогические условия и особенности процесса формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке.

Объект исследования – процесс формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся.

Предмет исследования – педагогические условия организации процесса формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке будет осуществляться успешно, если:

  • учтены возрастные особенности школьника и процесс формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся основан на эмоционально-образном восприятии;
  • обеспечено единство урочной и внеурочной учебной деятельности;
  • реализуется педагогическая  система методов, принципов,  формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся;
  • реализуются личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • охарактеризовать опыт творческой деятельности как педагогическую категорию;
  • выявить особенности процесса формирования и обогащения опыта творческой деятельности в урочной и внеурочной  учебной деятельности;
  • охарактеризовать условия оптимизации процесса формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке.

Нами обоснована необходимость соблюдения определенных педагогических условий, учет которых будет способствовать эффективному обогащению опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке. На наш взгляд, к педагогическим условиям относятся: активизация творческой и познавательной деятельности учащихся  на уроках музыки; создание учебно-методического комплекса, способствующего насыщению учебных дисциплин необходимой обучающей и воспитывающей информацией; специальная подготовка учителя к использованию в учебном процессе творческих заданий и ситуаций проблемного характера. Реализация выявленных педагогических условий будет способствовать погружению учащихся в креативную образовательную среду, что обеспечит на основе освоения средств музыкального искусства формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся.

В настоящее время осуществляется модернизация системы образования на основе компетентностного подхода. Разрабатываются новые государственные стандарты, в которых требования к уровню подготовленности выпускника образовательного учреждения прописаны в категориях компетенций. Сосредоточенность образования на компетентностном подходе, направленном на результат образования, выраженном в виде компетенций, обусловливается особыми требованиями общества к современному выпускнику школы. Становление и обогащение опыта творческой деятельности учащихся также может быть осуществлено в рамках компетентностного подхода.

Нами изучены и проанализированы теоретические положения проблемы обогащения опыта творческой деятельности учащихся на уроках музыки на основе компетентностного подхода. Компетентность в современной науке (Ю.В. Варданян, М.В. Дубова, И.А. Зимняя, Л.Г. Паршина, В.А. Сластенин, А.В. Хуторский и др.) определяется как интегральное качество личности, характеризующее готовность человека к эффективной реализации той или иной жизненной роли, а компетенция – как результат образования (знания, навыки, способности), выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения конкретной цели.

Содержание современного музыкального образования и воспитания считает музыку источником и способом обогащения опыта творческой деятельности ребенка, методом освоения содержания других предметов, «почвой», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.

Эстетическая роль музыки в обогащении творческого опыта учащихся заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления и креативного преобразования. Так, например, на уроке «Музыка и личность (человек)» мной проводится работа по изучению музыки как источника, передающего эмоции и чувства определенного момента, обстановки, эпохи. Мы слушаем финал концерта № 3 Д.Б. Кабалевского и анализируем прослушанный отрывок.

Учитель: Это музыка о войне? Борьбе? Она о спортсменах? Военных?

Дети: Музыка передает пульс жизни.

У.: На нотах своего концерта композитор написал: «Посвящается молодежи». Что передал композитор в музыке?

Д.: Увлекательную радость, красоту юности, ее неутомимую энергию и легкое дыхание, ее готовность сменить игры и песни на чеканную поступь юных защитников мира…

Исполняется песня А. Зацепина «Ты слышишь, море?». Продолжается беседа о красоте, о том, что необходимо всматриваться в природу, в глаза близких нам людей, не быть безразличными ко всему происходящему. Учитель в завершение диалога приводит слова Антуана де Сент Экзюпери «Самого главного глазами не увидишь… Зорко одно лишь сердце…».

После проведенной беседы детям предлагается выполнение творческого задания: прослушать музыкальный отрывок и при помощи красок выразить настроение музыки (звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта).

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, прозы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная и преобразующая роль музыки. Так, на уроке «Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева в музыке С.В. Рахманинова» создается аудиовизуальный ряд: музыкальные произведения – Рахманинов С.В. «Вокализ», романсы «Островок», «Маргаритки», «Сирень», «Здесь хорошо»; литературные произведения – Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», Ф.И. Тютчев «Созвучье полное в природе»; произведения живописи – И.И. Левитан «Весна – большая вода». Благодаря этим произведениям учащиеся глубже познают красоту родной природы, усваивают ее оттенки, учатся тоньше воспринимать окружающий мир, творчески подходить к целостному восприятию мира искусства в его многообразии.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций. Например, в цикле уроков и внеклассных мероприятий по теме «Музыка Мордовии» дети не только знакомятся с мордовской народной музыкой, но и творчеством профессиональных композиторов Мордовии. На уроке «История мокшан и эрзян в песнях» дети слушают песни «Сурь велесь», «Ой, доля, доля!», разучивают песню «Косо, косо, да Утяша». Из этих песен дети узнают о занятиях и особенности жизни мордвы. Мордва распахивала поля, сеяла хлеб, защищалась от врагов. Трудолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах больших рек Суры и Мокши. Дети делают вывод о том, что краски мокшанских и эрзянских песен отражают историю народов, они звонкие, сочные, чистые. Это обогащает социальный опыт детей, позволяет им импровизировать на тему, приобретая опыт творческой деятельности.

Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития. Так, например, в нашем выступлении на педсовете «Роль музыки в развитии интеллектуальных способностей учащихся» были обозначены основные аспекты названной проблемы. В практике нами проводится работа по обогащению словарного запаса детей в процессе работы над музыкальными произведениями. Таким образом, просматривается связь между музыкальным искусством и речью, а дети получают возможность обогащения опыта музыкального и словесного творчества.

Музыка связывает, «роднит» человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем – через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого «родства» к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие «себя во всем и всего в себе» и готовность к творческому преобразованию себя и окружающего мира, то есть происходит обогащение опыта творческой деятельности.

Опыт взаимодействия с музыкой определяет связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все «внемузыкальные» проявления и интересы ребенка. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной творческой деятельности во всех ее направлениях.

Таким образом, музыкальное искусство превращается из школьного предмета в часть самой жизни человека, в основу понимания им смысла жизни и окружающего мира.

В процессе практической работы нами были реализованы ранее сформулированные педагогические  условия формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке, что позволило создать креативную среду на основе использования творческих заданий и ситуаций проблемного характера. Музыка рассматривается нами как средство интеллектуального, духовного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Только в таком контексте она может способствовать эффективному формированию и обогащению опыта творческой деятельности учащихся. Наш педагогический опыт позволил создать систему обучения музыке (как в урочной, так и внеурочной деятельности, с начального звена и до старших классов), которая дает основание утверждать, что учет возрастных особенностей школьника; единство урочной и внеурочной учебной деятельности; система соответствующих методов, принципов,  формирования и обогащения опыта творческой деятельности учащихся; реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении обеспечивают становление и развитие опыта творческой деятельности учащихся как одной из ведущих компетенций.



Предварительный просмотр:

                                        Урок в 5 классе

Тема: «Синтез искусств в оперном жанре».

Цели урока: 

  • осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;
  • развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;
  • воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся.

Ход урока.

 Муз. приветствие.

Предлагаю ребятам послушать песню «Волшебный мир искусства» в исполнении трио ребят.

У. О чём эта песня?

Кто эти люди, о которых идёт речь в песне?

Д. О трёх деятелях искусства (поэте, композиторе, художнике)

У. Представителями каких видов искусств они являются?

 Д. Музыки, литературы и ИЗО

    А как вы понимаете значение слова «искусство»

Д. Это творчество людей по законам красоты.

У. Два мира есть у человека

     Один, который мы творим,

      Другой, который мы от века

      Творим по мере наших сил.

                                  А. Заболоцкий

У.Мы продолжаем разговор о взаимосвязи искусств.

  Достаточно подробно мы говорили о связи музыки и литературы.

   Назовите, какие виды литературных произведений не возникли     бы без музыки?

Д. Муз. сказки, рассказы, басни…

У. А какие сказки, рассказы, басни.. мы называем музыкальными?

Д. Те, где музыка или музыкант являются гл. действующими лицами.

У. А теперь скажите какие жанры музыки не возникли бы без литературы?

Д. Песни, романсы, поэмы, оперы, балеты…

У. Давайте остановимся на оперном жанре. Представим как создаётся опера. Вначале нужен сюжет. Где его может увидеть композитор?

Д . Это может быть литературное произведение, или за основу берётся  какой-либо исторический сюжет.

У. Как называется эта литературная основа оперы?

Д. Либретто.

У. Либретто готово и композитор, вдохновлённый сюжетом пишет музыку… Кто же ещё нужен теперь для сотворения оперного спектакля?

Д. Певцы-артисты, музыканты симфонического оркестра, режиссёр-постановщик, художник-декоратор, художник по  костюмам…

У. Если вы называете художников, значит здесь присутствует ещё один вид искусства? Какой?

Д. Живопись.

У. Я попросила вас представить себя художниками и нарисовать декорации и  эскизы костюмов героев оперы «Руслан и Людмила»

   Рассматриваем работы ребят.

У. Совсем недавно на уроках литературы вы говорили о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и учили пролог к поэме наизусть.

 А сейчас мы с вами   эти слова споём, и получится своего рода музыкальный пролог к опере.

У. А как называется инструментальное вступление к опере, которое называют конспектом, т. е. кратким содержанием оперы?

Д. Увертюра.

        Разучиваем попевку «У Лукоморья»

Сначала играю мелодию в двухголосном изложении. Дети должны услышать два голоса.

У. Так какого же русского композитора вдохновил сюжет поэмы А.Пушкина на создание оперы?

Д. М.И.Глинку.

        На доске появляются портреты двух святил музыки и литературы. А.С.Пушкин - солнце русской поэзии

        М.И.Глинка – солнце русской музыки.

Опера «Руслан и Людмила»- первая русская сказочная опера, о которой муз. просветитель Одоевский сказал: «На русской музыкальной почве расцвёл роскошный цветок. Он – наша радость, наша слава».

У. Вы уже сказали, что в оперном спектакле артисты поют. Значит они должны обладать определёнными голосами. Какие вы знаете певческие голоса?

Д. Сопрано, бас, тенор…

У. А что они поют? Песни?

Д. Нет. Арии, дуэты, трио, хоровые сцены, ансамблевые…

На прошлом уроке мы начали разговор об опере Н.А.Римского-Корсакова «Сегурочка», или «Весенняя сказка». (Рассказываю краткое содержание оперы).

 Подвожу детей к сцене появления Мезгиря. Смотрим  видео-эпизод, в котором показана измена Мезгиря Купаве. Затем беседуем с детьми о чувсвах, которые они испытали к героям просмотренной сцены.

  • Бывает ли в жизни такое?

    -…

  • Так это же сказочная опера?!

    - ….

  • Да, ребята. Хочется сказать «сказка ложь, да в ней намёк..»

С гибелью Снегурочки, закончилась власть Мороза, все события пошли своим чередом. За Весной-Красной пришло лето. Законы природы и жизни восторжествовали. Опера заканчивается гимном природе и любви.

   Смотрим эпизод из мультфильма-оперы «Снегурочка». Ребята определяют звучащий номер из оперы.

 Звучит ария Снегурочки.

  В опере композитор показывает несколько сцен из народной жизни и празднование календарных праздников. Каких?

 «Масленицы» и «Дня Ивана Купалы».

  • Чему же нас учит опера?

-Жить по законам добра и справедливости, любить и беречь природу…

   Исполняем песню «Дорога добра».

  • Содружество каких видов искусств мы наблюдали сегодня на уроке?

- Музыки, литературы, ИЗО.

.

У. Я хочу возвратиться к началу урока, где мы говорили о назначении искусства.

  • Так могут ли различные вида искусства существовать независимо друг от друга, обособленно?

Д. Нет. Они дополняют друг друга. От их взаимосвязи  (синтеза)появляются другие виды искусства.

У. Музыка, литература, ИЗО, как три кита , отражают лучшие стороны человеческой жизни по законам красоты и правды искусства.

  И я хотела бы закончить наш урок строками стихотворения, чтобы вы уяснили для себя значение и предназначение «волшебного мира искусства»

Искусство – зеркало,

И отразится в нём всё то ,

Что нынешним зовётся днём

С его заботами, исканьями, трудами,

И, зреющими в нём грядущими годами.

Мазок на полотне,

Слова стихотворений,

Волненье скульптора,

Певучий взлёт смычка…

Так сохранят наш день

Для сотен поколений

Картина. музыка и точная строка!



Предварительный просмотр:

Урок мастер – класс по теме «Вариационная форма».

Предлагаемая тема урока рассматривается в контексте программы Д.Б.Кабалевского «Музыка 3 кл.»в рамках  изучения темы четверти «Построение (форма) музыки».

У. Дорогие ребята, не за горами долгожданные каникулы. Я приглашаю вас совершить заочную прогулку в лес. Но прогулка будет необычная, музыкальная.

 Чтобы не скучно было в пути, мы возьмём с собой в дорогу песню, которую сочиним сами.

Предлагаю из отдельных слов сложить четверостишие (буримэ).

Видишь, солнышко встаёт

И нас всех в поход зовёт.

Тра-та, та-та, та-та-та…

В путь отправимся с утра.

У. Наша песенка будет звучать в каком ладу?

Предлагаю лейтмотив по основным ступеням До мажора.

Ребята на заданный текст предлагают мелодию:

К нашей мелодии мы должны придумать такой ритм, под который нам легче будет идти.

У. Какой ритм нам нужен?

Уч. Маршевый

У. Молодцы!

Простукиваем маршевый ритм карандашиками по столам. Проговариваем заданный текст

в ритме марша:

Дружно, весело идём,

Хором песенку поём.

Солнышко не прячься в тучи

Дождик нам наскучил.

У. Ещё веселее нам будет нам идти  под аккомпанемент.

( На столе приготовлены детские музыкальные инструменты)

У. Какие вы выбираете инструменты для этого куплета?

    (барабанщик выстукивает первую долю)

У. Что изменилось в звучании по сравнению с первым куплетом?

  • Изменился ритм и появился аккомпанемент.

У. Вот мы пришли в лес. Первым на лесной тропинке нам повстречался муравей.

Повстречал в лесу мальчишку

Любопытный муравьишка.

Разрешенья не спросил

И за палец укусил.

Давайте изобразим муравьишку музыкальными звуками.

Сейчас я сыграю несколько интонаций, а вы выберите наиболее подходящую для изображения этого маленького, но больно кусающего насекомого.

/ Играю на ф-но в высоком регистре Ч4, М3, Б2/

Дети выбирают звучание Б2. Объясняют почему.

У. Как нужно изменить характер звучания мелодии, чтобы передать соответствующее настроение куплета?

  • Нужно спеть побыстрее и более короткими звуками.

У. Т.е.изменяем темп и ритм в нашей мелодии.

. На металлофоне кто-нибудь будет изображать муравьишку.

Выбираем ребёнка, который будет играть Б2 на металлофоне, или двое стучат  одновременно каждый по своему звуку, показанному учителем.

У. Хорошо. Идём мы дальше и видим на лужайке цветок. Угадайте, как он называется:

Белая юбчонка,

Жёлтая рубашка.

Хороша девчонка

Как зовут?

         

Д. Ромашка

У. Дети, а какой должна быть музыка, изображающая цветок?

Д. Медленной, плавной. Как вальс.

У Выберите муз. инструмент, подходящий для сопровождения вальсовой мелодии.

Учитель аккомпанирует на ф-но, а ученик на треугольнике даёт первую долю.

Класс  поёт

Белая юбчонка,

Жёлтая рубашка.

Хороша девчонка,

А зовут ромашка.

У.Итак, мы спели четыре куплета нашей песенки про лесную прогулку. Вы наверняка заметили, что мелодия ( муз. интонация) не изменялась. А какие средства муз. выразительности изменялись от куплета к куплету?

Д. Изменялись метр, ритм, темп, динамика, тембры ( инструменты сопровождения).

    Характер исполнения каждого куплета был разный. Зависел от содержания куплета.

У. Мы сейчас приняли участие в создании вариационной формы. Тема, т.е мелодия, оставалась неизменной. От куплета к куплету мы изменяли другие составляющие муз. речи.

У. Ребята, вам понравилась наша музыка леса?

Давайте исполним в заключении песню о самом красивом дереве России, её символе?!

Д. Во поле берёза стояла?

У. Верно. Первый куплет поём в унисон. Второй на два голоса каноном. Таким образом, мы привнесём элемент вариаций в наше исполнение, разнообразим звучание мелодии.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ И МОРДОВСКОЙ              КУЛЬТУР В ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Скороходова Л.В.

учитель музыки

МОУ «Средняя школа № 37»

г/о Саранск 

      В настоящее время актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этно-педагогики  весьма эффективны в воспитании подрастающего поколения.

      В переводе с латинского значение слова «культура» звучит так: возделывание, воспитание, образование, познание. Культура – это всё то, что мы с благодарностью получаем в наследие от своих предков, что должны сохранять и преумножать.

    Мировая культура складывается из национальных культур отдельных народов в результате их взаимодействия. Так культура нашего края, где проживает до 80-ти национальностей, очень богата, подобно большому дереву, у которого разветвлённая корневая система и могучая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев.

В большинстве своём на мордовской земле проживают русские и мордва (эрзя, мокша). Историками отмечено, что уже с Х века ведет отсчёт тесное соседство, дружба и родственность этих двух народов на земле нашего края.

     История и культура славян уже отсчитывает тысячелетия. Давным-давно умер последний скиф, потом исчезли победители скифов сарматы, после них появились и вскоре тоже ушли во тьму веков «неразумные хазары». А мордва, их соседка и современница, сохранилась как народность и донесла до наших дней через два тысячелетия свой язык, свою культуру.

       Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

      Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

      Музыка началась с пения. Пение – это изначальный элемент, прародитель всякой музыки. Не все умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте, но всякий человек, худо ли, хорошо ли, поёт или напевает. Действительно, голос – «живой» музыкальный инструмент. Если у других музыкальных инструментов при игре колеблется тело, как бы безразличное душе, то в пении душа раскрывается через собственное тело. Фома Аквинский сказал: «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать».   Каждый ли человек должен уметь петь? Может быть, не стоит буквально понимать смысл этих слов. Тем не менее, каждый человек в душе должен быть музыкантом. А одухотворённый, не равнодушный человек объединяет вокруг себя единомышленников. Если в душе каждого человека будет звучать музыка, сколько искорок добра он зажжёт вокруг себя! Луначарский сказал: «Когда люди перестанут петь, они перестанут жить».

      Народные песни неповторимой красоты, вечно живые. Это чистые и светлые родники. Простота построения народных мелодий, яркая образность, юмор вызывают желание петь самых застенчивых и малоактивных детей. Народная песня обогащает и делает выразительней речь детей. Главная часть репертуара – фольклорные попевки, прибаутки, напевы. Они легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически. Ведь народные песни создавались в процессе пения, именно в исполнительной практике находились наиболее удобные и выразительные интонации, шлифовался текст.

     С календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении – это целая наука о жизни. Народные хороводы – это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уже о культуре знакомства, общения, ухаживания.

      Фрагмент внеклассного  мероприятия «В гостях у народной песни».

В. Неотъемлемая часть народного фольклора - песня.

Песня - это бесценная кладовая. Куда народ испокон веков, по крупицам собирает золото народной мудрости.

    Века тщательно отшлифовали мелодии песен. И они стали прекрасными и величавыми. Часто в них выражается любовь народа к Родине. Недаром в народе говорят «Красивее Родины места нет», или «В родном краю, как в раю»- «Родной крайса кодо райса ». Вот и в нашем краю, как в раю.

                               Песня «Край мой» исп. И. Кошелева

В. Приподнимем же маленький краешек завесы истории и послушаем песни, которые звучали у наших предков.

Народное песние сопровождало всю трудовую и семейную жизнь крестьянина. Песни звучали разнообразные: обрядовые, семейно-бытовые (колыбельные, свадебные, крестильные), календарные (годового земледельческого круга) (Звучит морд. нар. песня «Масторава»)

В. Звучали колядки, веснянки, рождественские песни…(«Рожь тувань»)

В. И, конечно же, трудовые песни:

«Посмотрите, как у нас-то в мастерской», «Во кузнице»

В. Обратите внимание на мордовские национальные костюмы. (просмотр слайдов). Мордовские узоры обладают скромным изяществом и похожи на бесхитростную народную песню, где всё просто и прозрачно и нет этаких эффективных коленец, и …за душу берёт. Работы наших рукодельниц демонстрировались на выставках во Франции, Финляндии, Венгрии, Бельгии, а королева Бельгии образцы мордовской - мокша вышивки на Брюссельской Всемирной выставке приобрела в свою коллекцию.

В. А кто это?! Масса девушек в старинных шёлковых сарафанах, янтарях. Девушки стоят у края поляны и чинно, и молча отвешивают поясные поклоны прохожим все враз, как цветы в поле от ветра. (В исполнении ансамбля звучат  мордовская  народная песня  «Тундонь чись», русская народная песня   «Со вьюном я хожу»).

В. Мордовский народ считал, что самые задорные, весёлые, жизнерадостные люди_- музыканты. Об этом свидетельствуют песни и сказки. Например, в русской народной песне «Калинка-малинка», записанной А.С.Пушкиным в 1830г. находим:

…Приведи-ка, матушка,

    Татарина со скрипкою,

    Мордвина с волынками,

    Холостого с дудками…

В. В первый день Масленицы пекли блины и пироги в форме лошадей, овец, птиц: сороки, дятла. Ребятишки лет восьми-десяти забирались на крыши домов и сараев, свистели в свистульки и при этом выкрикивали песенки, закликая перелётных птиц. (Исполняются заклички на русском и мордовском языках).

В. Мордва, как и другие народы, особенно почитала Солнце – Чикай. Чтобы задобрить покровителя Солнца, вставали в круг, водили хороводы. У мордвы особым уважением пользовалась верба. Она первая сообщала, что скоро придёт тепло и оживёт природа. По преданию, верба имела свойство придавать здоровье, жизненную силу людям и животным. Рано утром в воскресенье, когда солнце только вставало, молодёжь обходила дома и веточками вербы хлестали спящих детей. При этом приговаривали: «Верба хлыст, верба - кра». (Видеозапись обряда).

Гораздо позднее появились лирические - протяжные песни с развитой мелодикой, в отличие от простых мотивов ранней крестьянской песни. Появляются композиторские песни, «выросшие» из народных. Звучит «Колыбельная» композитора Л.П. Кирюкова – основоположника мордовской профессиональной музыки (на русском и мордовском языках). 

В. В течение всей жизни песня помогает человеку жить, работать, отдыхать.

     Там, где песня льётся,

     Там весело живётся!

     Таким образом, погружение в атмосферу народной песни способствует более глубокому пониманию и осмыслению школьниками процесса взаимопроникновения национальных культур.

 



Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки

  Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление.

Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.

Если ученик умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления - это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности ученика. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления:

  1. Практически-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно- логическое.

Самым ранним (у ребенка до 3 лет) является практически-действенное.

В 4-7 лет развивается наглядно-образное. В первые годы обучения в школе происходит развитие словесно-логического (понятийного) мышления. У школьников среднего и старшего возрастов этот вид мышления становится особенно важным: задача решается в словесной форме, образуются и используются наиболее отвлеченные понятия, создаются различные алгоритмы решений и т. д.

В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид продолжает и дальше развиваться и совершенствоваться.

При этом утверждается, что формирование определенных качеств мышления на одном предмете в известной мере способствует общему развитию мышления обучаемых.

Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитие мышления учащихся при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрии формирует все те качества мышления, которые необходимы для усвоения музыки или истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования определенный вклад. На различных ступенях развития школьников существенно меняется значение предметов для формирования их мышления. Также очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметов, если ведется целенаправленная работа, когда учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала.

Основным путем успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.

Одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.

Развивать мышление - это значит:

1. Развивать все виды и формы мышления - практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное - и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.

2.Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.),

3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.

Большое значение в развитии мышления учащихся имеет ориентация их на логически правильные ответы.

Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания (письменные и устные). 

Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.

1. Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.)

2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:

а) духовые,

б) струнные,

в) ударные,

г) русские народные, и. т. д.

3.Сравнить по рисунку: скрипка- балалайка, установив

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

арфа - гусли

труба - рожок

ложки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)

песня - пьеса

песня - романс

концерт - симфония

куплет - припев

- колыбельная – частушки.

В звучащем варианте:

"Вальс" Штрауса - "Вальс" Шопена

"Рондо" Моцарта - "Лакримоза "Моцарта.

4. “Лишнее слово

а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.

б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.

г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш

д) симфония, песня, пьеса, соната.

Соотнести: - с именем композитора.

а) портрет,

б) фрагмент его биографии,

в) фрагмент истории создания произведения,

г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

 6. Диктант (письменно):

Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.

Задание к диктанту:

а) объяснить значение подчеркнутого слова.

б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).

7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

Зимний пейзаж --------> (Концерт для скрипки с оркестром "Времена года" А. Вивальди).

Одинокая фигура молящегося ------> ("АВЕ МАРИЯ" Шуберта).

Изображение гнома, Бабы-Яги --------> (" Гном", "Баба-Яга" М.П. Мусоргского).

"Царевна Лебедь" Врубеля ------->(Опера Н. А. Римского-Корсакова. "Сказка о царе Салтане").

8. Продолжить ряд:

а) органист, трубач ... (профессии музыкантов - исполнителей ).

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов, без деления на отечественных и зарубежных).

9. Сгруппировать:

Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. ( Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики ).

10. Составить логическую пару слов:

а) гармонь - баян ("родственники"), гармонь - балалайка (русские народные инструменты),

б) песня - куплет (часть песни), песня - хор (хоровое исполнение песни)

в) дирижер - оркестр (руководитель)

г) Бах - орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д.

11. “Базовое слово”:

Мусоргский М.П.

XIX век.

русский композитор.

пьеса " Гном ".

пьеса " Богатырские ворота ".

цикл " Картинки с выставки " и. т. д. (закрепление пройденного материала).

12. Поставить слова, определяющие жанр:

а) " Щелкунчик " (балет),

б) " Снегурочка " (опера),

в) " Елочка " (песня),

г) " Медведь " (пьеса).

 13. Доказать:

а) песня = полифоническое произведение

(при каких условиях может существовать это утверждение ? .... если песня

будет многоголосной, значит не сольной, а хоровом варианте звучания ).
б) песня - = пьеса (привести пример).

14. Допишите слово:

Бар

баритон.

Фа.

фагот.

Ро

рожок.

ОР

оркестр и т.д.

 15.“Звучащая викторина”: определить по фрагменту -

а) тип оркестра,

б) тип хора,

в) инструмент,

г) солирующий инструмент,

д) жанр - назвать произведение и автора.

16. Установить возможные логические связи:

(Акцент на правильно сформулированный ответ).

 http://festival.1september.ru/articles/213935/img1.JPG

17. Ассоциативная форма мышления (при повторении пройденного материала)

Назвать (записать) 5 - 6 слов. Орган: … (трубы, день рождения, Бах, полифония,

кафедра, " король " инструментов).

Песня: (соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль).

18. "Свернуть":

Колыбельная, частушки, солдатские, трудовые, обрядовые - виды русских народных песен.

19. "Развернуть":

Музыкальные инструменты: духовые, ударные, струнные, народные.

20. Анализ музыкального произведения: - по предложенному учителем плану:

а) характер.

б) жанр.

в) музыкальный образ.

г) исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение - оркестр.

21. Различные головоломки, ребусы, шарады, софизмы (гибкость, критичность мышления):

Бокал --------> вокал.

Репетиция симфонического оркестра. В ходит опоздавший балалаечник … Как поведет себя дирижер? Сделает замечание? Сделает вид, что не заметил? (Нереальная ситуация … В составе симфонического оркестра нет группы балалаек)

22. Вопросы, которые можно использовать в устной или письменной работе:

В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей?

Кого из композиторов называли "королем" вальса?

Мне музыка не понравилась - значит, это плохое музыкальное произведение …" Правильно ли это утверждение?

Мода на Баха, мода на Моцарта .... Возможно ли это?

Опера - спектакль, где заняты, (певцы, музыканты, художники, гримеры, осветители,....)

- Назовите инструменты, изображающие удары грома, звучание пастушьего рожка в песне Леля? (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”).

- Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером?

ученым, химиком?

В каких операх героями стали реальные исторические лица?

Кто из друзей А.С. Пушкина был композитором?

Перечислите: какие пьесы входят в цикл М.П. Мусоргского " Картинки с выставки"?

В музыке какого “ из трех чудес” (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”) звучит мелодия русской народной песни?

Перечислите жанры вокальной музыки.

Создатель оркестра русских инструментов.

Чем отличается в любой песне куплет от припева?

Сочинять в момент исполнения, это значит...

Симфоническое произведение, посвященное защитникам Ленинграда?.

Инструменты русской православной церкви?

Танец, предшественник вальса?

- А. Хачатурян и М. Лермонтов. Что объединяет эти два имени?

- В каких литературных произведениях запечатлены сцены бала?

Назовите джазовые танцы …

Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит, он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, усматривает процесс становления и проявления этих связей, умеет доказывать истинность знаний и применять их на практике.

Список литературы

1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.

2. Коротяев Б, И, Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.

3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.

4. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.

5. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.

6. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике

Доклад на тему : "Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике"...

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка

План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...