Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.
методическая разработка по географии на тему

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ceminar.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчеркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания географии  с ориентацией на личность   учащегося.

Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:

  • пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
  • творческое мышление;
  • способность находить и выражать оригинальные идеи;
  • изобретательские порывы и богатое воображение;
  • интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;
  • гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Так как формирование этих способностей неразрывно связано с проблемно – исследовательскими методами и выполнением творческих заданий в обучении, то определилась тема исследовательского проекта  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование проблемных и творческих заданий».

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление, без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.

  Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

Использование  проблемных и творческих заданий        служит   одним из  эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно   оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.

Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Настоящее время - период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающий повышение качества географической подготовки обучающихся.

        Урок географии - это устный школьный предмет предполагающий его усвоение преимущественно на уровне запоминания. Это приводит к усвоению готовых истин и отсутствие внимания к обучению способом познания. Учитель должен помочь обучающимся в овладении опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи, а на профильном уровне - задачи требующие учета географической ситуации на конкретной территории.

       Сейчас многие предагоги подошли к идее построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций.

      Главная задача исследовательской деятельности ― перенести нагрузку с памяти ученика на мышление. При исследовательском подходе учащиеся нетолько овладевают способами исследовательской деятельности, а имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

       В усвоении нового материала обучающиеся мало действуют самостоятельно. Самостоятельная работа выражается в выполнении практических работ, которые имеют четкий план действий и какие-либо поиски не требуются. Исследовательское начало при этом минимально. Освоить опыт творческой деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие ― репродуктивно-творческая и творческая стадии. Нельзя перейти на более высокий уровень, не овладев первым, начальным уровнем усвоения. Его следует рассматривать как исходный, за которым следует деятельность поисково-исследовательских уровней, чаще всего проблемных.

Проблемные и исследовательские задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.

На своих уроках географии, я использую несколько видов проблемных или творческих заданий:

1.
 Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше.»


2.
 Задания на установление многозначных причинно – следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексов причин и порождают комплекс следствий, поэтому этот вид заданий наиболее широко распространён в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по – разному широкой круг знаний, в том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например: «Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8 – 9 следствий). Или: «Какие факторы способствовали тому, что Соединённые Штаты Америки стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

 3. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развитие хозяйства» или: « Увеличивается или уменьшается в условиях научно – технического прогресса влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу « и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого),, т.е нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, а попытаться обосновать оба.


 4. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты, об изменении климатов на Земле и др. Учитель раскрывает эту гипотезу и просит учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать её научно – практическое значение.


 5. Задания – парадоксы (парадокс – это неожиданность, идущая в разрез с привычными представлениями, как научными, так и бытовыми), например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население тем не менее уходило от неё в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?» По характеру умственной деятельности эти задания аналогичны первому из названных видов.

При планировании проблемных и творческих заданий необходимо тщательно продумывать вопросы, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

                Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

  • Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)
  • Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки
  • Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие творческих способностей идет очень медленно. Как же помочь учащимся в ходе творческого процесса? Помощь учителя целесообразна далеко не всегда. Это связано с тем, что сам факт наличия затруднений в творческом исследовательском процессе закономерен.  Если проблема разрешается учащимися с легкостью, то это говорит о том, что они уже располагали готовыми средствами к ее решению. Помощь нужна лишь тогда, когда трудности становятся непреодолимой преградой.

Три основных типа затруднений возникают у учащихся в ходе творческого процесса:

  • Информационно-исполнительские затруднения.

Это   тип затруднений учителю наиболее привычен. Если ученик что-то не знает или   не умеет, то вполне естественно ему в этом помочь. Не составляет исключения и творческий процесс. Однако помощь целесообразно оказывать не сразу, а после того, как становится очевидным, что ученик самостоятельно не справится. Следует учесть, что помощь учителя снижает уровень проблемности. Если помощь оказывается такой, что вообще снимает проблемность, то творческий процесс разрушается. В связи с этим целесообразно такое разъяснение учителя, которое сохраняет определенную проблемность, то есть учащиеся узнали какие-то элементы, о чем-то догадались, но еще не разрешили проблему.

  • Интеллектуальные затруднения.

Затруднения этого типа возникают в случаях, когда учащиеся все знают для того, чтобы найти выход из проблемной ситуации, но не могут догадаться, как это сделать. При возникновении интеллектуальных затруднений бывает полезным разъяснение учителем некоторых приемов мышления, например, показать, что для сравнения необходимо выделить критерии. Если какой-то признак выделяется в качестве главного, то для этого должны быть основания.

  • Личностные затруднения.

Затруднения данного типа связаны с глубоким личностным переживанием учащихся, которые характерны для творческого процесса. В связи с этим, многие психологи привычную для нас ситуацию называют проблемно-конфликтной. Творчество, исследовательская деятельность тесно связаны с внутренним конфликтом, который заключается в остром желании решить проблему и параллельно отсутствием готовых средств для этого. Кроме того, успех решения во многом зависит от способности учащихся к сотрудничеству. Если в классе сформировалась нездоровая конкуренция, то творческий, исследовательский процесс будет затруднен. Не способствует творчеству и безразличное отношение учащихся друг к другу. Важно, чтобы результатом было не решение самим учителем рассматриваемой проблемы, а активизация деятельности учащихся.

Таким образом, для реализации проблемных и творческих заданий на уроках географии необходимо выполнить ряд условий:

  • Отбор центральных проблем в системе обучения географии.
  • Определение особенностей проблемных заданий в разных видах учебной работы.
  • Построение оптимальной системы проблемных заданий, создание учебных и методических пособий и руководств.
  • Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.    

ВЫВОД
Таким образом, для обеспечения развития творческой деятельности учащихся целесообразно использование проблемных и творческих заданий, в основе которых лежит использование в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных действий, которые приводят к формированию творческих способностей. Результаты проведённого анкетирования и тестирования показали, что успешное формирование творческих способностей достигается путём организации проблемного обучения.

Таким образом, технология проблемных и творческих заданий предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения

В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках географии через использование проблемных и творческих заданий очевидны положительные результаты:

  • В классах, где я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, возросло
  • Наблюдается тенденция роста качества знаний учащихся учащихся (процент обучающихся на «4» и «5» при 100 % успеваемости).
  • Максимальное использование самостоятельности учащихся        в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений. (Школьные научные конференции,  конкурсы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"

Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?»  Использование  игровых элементов в учебной деятельности  даёт уст...

Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.

Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач,  Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Из опыта работы "Система творческих заданий как основа формирования качеств творческой личности"

В работе представлена система творческих заданий по музыке, используемых в урочное и внеурочное время с целью развития творческого потенциала учащихся и формирования качеств творческой личности. Залог...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов. Название: Исследование законов постоянного тока

Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов...