Круговорот воды в природе.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Чадамба Гренада Григорьевна

Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_planirovanie_word_4.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круговорот воды в природе.

Части Мирового океана

Цель урока:

        Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.

Оборудование:

Физическая карта полушарий.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

-какие оболочки земли мы уже изучили?

После того, как ученики вспоминают пройденные оболочки

- Что мы будем изучать? (гидросферу)

Состав гидросферы Внутренние воды, океан.

- Докажите, что гидросфера – единая оболочка (Между составными частями есть тесная связь. Мировой круговорот воды.)

-внутренние воды мы начнем изучать на следующих уроках, а сегодня мы приступим к исследованию океана.

-Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан.

-На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Запишите все океаны по мере уменьшения их площади. ( Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, индийский)

-Составье схему «Составные части океана»

Части мирового океана

Моря(окраинные и внутренние)

заливы

проиливы

острова

полуострова

архипелаг

Остров – небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.

Архипелаг – группы островов.

Полуостров – участок суши, окружен с трех сторон водой

Залив- часть океана, моря, вдающаяся в сушу ( участок воды, окруженный с трех сторон сушей)

Пролив- относительно узкое водное пространство, соединяющее разные водные бассейны и разделяющее участки суши. Или: участок воды, окруженный с двух противоположных сторон сушей.

Море- часть океана более или менее обособленная сушей, островами или возвышенностями подводного рельефа, отличающаяся от остальной части океана соленостью, температурой вод, течениями и т.д.

-Чем отличается море от залива? ( море отличается от океанских вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива идентичны водам океана)

Сравните Средиземное море с Карским? ( Средиземное – внутреннее, Карское –окраинное).

Скажите, как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? ( внутреннее море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами. Окраинное море примыкает к материку и слабо обособлено от океана островами и полуостровами).

  1. Практическая работа

-Обозначьте на карте части Мирового океана.

Полуострова: Индостан, Аравийский, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, Таймыр.

Острова: Гренландия, Нов.Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, Гавайи.

Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магеланнов, Панамский канал, Суэцкий канал.

Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидкий, Бенгальский.

Моря: Красное, средиземное, Черное, Карибское.

Домашнее Задание. 24, 47, сравнение морей с.138

Природные зоны России.

Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

Цели и задачи урока:

        Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности.

Оборудование: таблицы «природные зоны России».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала. Природные зоны России.

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность).

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

 В 19 веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК- природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

        По рис.51 (учебник Бариновой) или рис.77 (учебник Раковской) определите:

-Как расположены природные зоны в России?

-Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

-Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?

Изучение природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал Характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов (ланд (нем.) – земля, местность, шафт – сообщество.)

        Природные зоны называют ландшафтом или географическими.

        Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека- степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

        Следует напомнить учащимся план изучения (характеристики природной зоны). Есть смысл записать его в тетради (план может быть записан на доске или таблице-пособии).Это может быть схема природной зоны.

  1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация – протяженность).
  2. Типичный внешний облик зоны.
  3. Климатические условия (пояс, области, средние температуры января, июля, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения).
  4. Почвы и их свойства (плодородие, кислотность, промывной характер, и т.д.).
  5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям зоны.
  6. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком (агроклиматические, биологические, почвенные).
  7. Проблемы охраны природной зоны (заповедники, национальные парки).

  1. Природная зона арктических пустынь

«Страна белой смерти» (С.Цвейг)., Страна льда и тьмы» (Ф.Нансен)

«Арктика» - медведь. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, Лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц- Большой и Малой.

Записать в тетрадь характерные черты зоны арктических пустынь

        Вопросы на закрепление:

-Почему лето в арктической пустыне холодное? (угол падения лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие площади имеют белый цвет, который отражает 70-80 % солнечной суммарной радиации.)

-Почему растительность не образует сплошного растительного покрова? (Большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения).

-Почему белые медведи впадают в спячку на зиму? (Зимой лед становится более мощным, исчезает значительная часть полыней, труднее добыть пищу.)

Домашнее задание: Пар-ф 23 (вопросы к параграфу), пар-ф 29 ( вопросы к параграфу).

Русская (Восточно-Европейская) равнина

        Цели и задачи урока:

Формировать представления и знания об особенностях природного района- Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины. Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства. Развивать умение решать с разными источниками географических знаний.

        Оборудование:

        Карты России, атлас.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

- Мы начинаем изучать физико-географические районы России. Назовите эти районы, пользуясь картами природных регионов России и учебником

- Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области? (в основу деления положены рельеф и геологическое строение- азональные компоненты.)

- Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или как она еще называется, Восточно-Европейская. Как вы думаете, почему эта равнина имеет такие названия? ( Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)

- Почему Восточно-Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)

        Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:

1.Географическое положение.

2. Рельеф и геологическое строение.

3. Климат.

4. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).

5. Природные комплексы района.

6. Природные ресурсы и проблемы их использования.

        - Мы начинаем изучение Русской равнины с определения географического положения, т.к. оно определяет особенности природы этого ПТК.

Работа по карте

- Определите на физической и политико-административной карте границы Русской равнины.

        Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до уральских гор – на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500 км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Атлантическому океану. Зная, что равнина расположена в умеренных широтах, делаем вывод о влиянии Атлантического океана на природу равнины.

        - По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена равнина. (на находится на древней Русской платформе.)

        - Вспомним, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?

Древняя платформа – это устойчивый, жесткий участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.

        - Найдите на карте щиты на Русской платформе. (Это Балтийский щит)

        - Влияет ли тектоническое строение на природу Русской равнины? (Да. Влияет. Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.)

        Поднятие фундамента (Воронежское)-обусловило появление на этой части платформы Среднерусской возвышенности. Понижениям фундамента соответствует Прикаспийская и печорская низменности.

        Найдите эти формы рельефа. Какие еще возвышенности, низменности имеются на Русской равнине? (Тиманский кряж, Окско-Донская равнина, Приволжская возвышенность, Северные Увалы, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность).

        - Какая низменность имеет самую низкую абсолютную высоту? (Прикаспийская – 28 м, т.е. на 28м ниже уровня Мирового океана.)

        - Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове, они находятся на щите.)

        - Рельеф равнины разнообразный. Почему? (На формирование рельефа миллионы лет оказывали влияние внутренние и внешние процессы.)

        - Какие внешние процессы формировали рельеф равнины? (В четвертичный период кайнозойской эры в северной части равнины разрушительное действие оказал ледник.)

На севере он продавил под своей тяжестью побережье, участки севера равнины оказались ниже уровня моря и были затоплены морской воды. Толщина ледника в центре (Скандинавия) достигала 3000 м. Он, как огромный бульдозер, двигаясь на юг, уносил с собой вмерзшие в нижние слои льда камни, снимал с поверхности слои песка, глины, щебня. Он сгладил и округлил скалы (бараньи лбы), оставил царапины (штрихи).

        Южнее, где ледник таял, отлагался принесенный материал. Образовались вытянутые холмы, сложенные перемешанными породами; песком, глиной, обломками горных пород, валунами – морены. На Русской равнине – это Смоленско-Московская гряда, Валдайская возвышенность, Северные Увалы.

        Климат Русской равнины

        - Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины. (Расположение от заполярных широт на севере до +45 гр.с.ш., протяженность с севера на юг на 2500 км – разнообразие климата: от субарктического на севере до умеренно-континентального на большей части равнины. В заполярных районах лето прохладное, а на юге очень теплое.)

        Русская равнина расположена большей частью в умеренных широтах (60 гр.с.ш.), поэтому здесь: а) четко выражены 4 времени года; б) господствуют западные ветры; в) следовательно, наибольшее влияние оказывает Атлантика.

        Вспомните, какие виды циркуляции атмосферы посылает на равнину Атлантический океан с помощью западных ветров? (С Атлантики на равнину приходят циклоны, и приносят морской умеренный воздух.)

        Какую погоду приносят циклоны? (Пасмурную, дождливую, прохладную-летом, снежную и мягкую – зимой)

        Вывод: Климат умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго –востоку, т.к. амплитуда увеличивается от 28 гр. в Петрозаводске (на северо-западе) до 34 гр. В Волгограде (юго –восток равнина), и уменьшается количество осадков от 600 мм (на юго-востоке).

  1. Закрепление

- Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России- Москва)

- На какой тектонической структуре расположена равнина? (На древней платформе.)

- Где можно увидеть на поверхности древний кристаллический фундамент из гранитов? (На Балтийском щите)

- Какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины? (На севере ледник, на юге водная эрозия.)

- Что такое «Бараньи лбы»? (Отполированные ледником округлые скалы.)

- Какой океан оказывает на климат равнины преобладающее влияние? Почему? (Атлантический, т.к. равнина расположена в умеренных широтах, где господствует западный перенос воздушных масс.)

- Назовите тип климата равнины. (умеренно-континентальный).

- Каков режим и питание рек равнины? (Питание смешанное с преобладанием снегового, реки с весенним половодьем.)

-Какие реки имеют более молодые долины? (Реки севера равнины: Печора, Мезень, Онега, Сев.Двина, т.к. они образованы после схода ледника.)

4. Домашнее задание

Пар-ф 27; (По желанию подготовить сообщение о Карелии, о Мещере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Круговорот воды в природе"

Показать, какую роль играет вода в природе....

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

презентация к уроку"Окружающий мир"на тему:"Круговорот воды в природе"

Презентация к уроку"Окружающий мир"на тему :"Круговорот воды в природе"...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Конспект "Беседа о волшебнице воде. Круговорот воды в природе"

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...