Рабочая программа по географии (10-11 классы)
рабочая программа (география, 10 класс) по теме

Перевалова Татьяна Петровна

Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д.Днепров и др. – М: Дрофа, 2007, инструктивно-методического письма о преподавании географии  в 2012 - 2013 учебном году  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_10_klass.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО естественно-математического цикла

___________ Коломыцев С.И.

Протокол №  __  от

__ августа 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ Олейник Т.Д.



__ августа 2012 г.

«Утверждаю»

Директор школы

 _________ Спивак Л.Н.


Приказ №  ___

 от __августа 2012 г.

Рабочая программа

по географии

10-11 класс

Составитель: учитель географии

МОУ «Жигайловская СОШ

Корочанского района»

Перевалова Татьяна Петровна

2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д.Днепров и др. – М:Дрофа, 2007, инструктивно-методического письма о преподавании географии  в 2011 - 2012 учебном году  в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Основные цели и задачи курса:

Цель обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории

Задачи

  1. формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  2. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  3. познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в   мире;
  4. понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах   мира;
  5. выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности

Рабочая программа рассчитана на 68 часов,  из расчета 1 час в 10 класс (34 часа), 1 час в 11 классе (34 часа), что соответствует базисному учебному плану и программе. 

Авторское содержание программы не изменено

Учебно-методический комплекс:

Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

 «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение»», 2010 г.

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты.

Форма и средства контроля – обобщающие уроки, тренировочные тесты , контрольные и практические работы творческие работы.

10 класс - плановых контрольных уроков - 4, практических работ – 10

11 класс - плановых контрольных уроков - 4, практических работ – 7

Требования к уровню подготовки  учащихся на ступени среднего образования (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

уметь

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Календарно-тематическое планирование  по географии в 10 классе

Дата

Тема урока

Практическая работа

Кол-во

часов

Подгот.к ЕГЭ

Д/з

Приме-чание

план

факт

5.09

Введение Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники информации.

1

1.1

Введение

Раздел 1. Современная политическая карта мира  (4 ч )

12.09

Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Разнообразие стран мира. Различные подходы к их типологии

1


6.1

6.2

Рабоч. тетрадь

Т 1  З. 1-5

Т.1,  §1

19.09

Знакомство с государственным строем и основными формами административно-территориального устройства стран мира.

Практическая работа №1 (оценочная)

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

1

Рабоч. тетрадь

Т 1  З. 6-10

Т.1, §3

26.09

Характеристика влияния международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и геополитика.

Практическая работа 2 (оценочная)

«Характеристика политико-географического (ПГП) положения страны, его изменений во времени»

1

Рабоч. тетрадь

Т 1  З. 11

Т.1, §2,4

3.10

Обобщение и контроль знаний по теме «Современная политическая карта мира»

1

6.2

Т.1

Раздел 2. География мировых природных ресурсов (7 ч ).

10.10

Взаимодействие общества и природы.

1

5.1

Т.2, §1

17.10

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность.

Практическая работа №3 (оценочная)

 «Оценка ресурсообеспе-ченности  отдельных стран и регионов мира».

1

5.1

Т.2§2

24.10

Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территории-альные сочетания природных ресурсов

1

5.1

Т.2,

§2, п.1

31.10

География минеральных, земель-ных и водных ресурсов мира

1

Т.2,

§2, п2,3,4

14.11

География биологических, Клима-тических, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана


1

Рабоч. тетрадь

Т 2  З. 1-5,7-10

Т.2, §2

п.5.6.7.8

21.11

Основные типы природополь-зования. Источники загрязнения окружающей среды

1

Т.2,

§3,

28.11

Обобщение и контроль знаний по теме «Природа и человек в современном мире»

1

5.1

6.1

Т.2.

Раздел 3. География населения мира ( 6 ч )

5.12

Численность и воспроизводство населения мира.

1

3.1

Т3, §1

12.12

Состав и структура населения.

Практическая работа 4 (оценочная)

 «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира»

1

Рабоч. тетрадь

Т 3  З. 1-6

Т.3§1

19.12

Качество населения как новое комплексное понятие.

Практическая работа 5 (оценочная)

 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

1

3.1

Рабоч. тетрадь

Т 3  З. 6-11

Т.3, §2

26.12

Размещение  и миграции населения мира

1

3.3

Т.3, §3

16.01

Городское и сельское население мира. Урбанизация. 

Практическая работа  6 (оценочная) 

«Обозначение на контур-ной карте размещения крупнейших городских населенных пунктов ми-ра»

1

3.6

Т.3, §4

23.01

Обобщение и контроль знаний по теме «Население мира» (тести-рование)

1

Т.3


Раздел 4. НТР (5 ч )

30.01

НТР.

1

6.02

Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.

1

Рабоч. тетрадь

Т 4  З. 1-8

Т.4, §2

13.02

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

Т.4, §1,2

20.02

Основные факторы размещения производительных сил.

1

Т.5, §1,

П.1-4

27.02

Зачет по теме.

1

Т.5, §1,

П.5


Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства( 11ч)

Т.5,&1,

П.6,7

5.03

География промышленности.

1

4.1

Рабоч. тетрадь

Т 5  З. 1-5

Т.5, §1,

П.1-4

12.03

Топливно–энергетическая промы-шленность мира

4.2

Т.5, §1,

П.5

19.03

Горнодобывающая промышлен-ность мира.

1

4.2

Т.5, §1,

П.6,7

2.04

Металлургия и машиностроение мира.

Практическая работа 7 (оценочная) 

«Составление экономико–географической характе-ристики (ЭГХ) одной из отраслей промышленности мира»

1

Рабоч. тетрадь

Т 5  З. 6-8

Т.5, §1,

П.8,9,10,11

9.04

Химическая, лесная и текстильная промышленность мира

1

Т.5, §1

16.04

Практическая работа 8 (оценочная) 

«Определение  стран – экс-портеров основных видов промышленной  продукции, видов сырья»

1

Рабоч. тетрадь

Т 5  З. 9-14

Т.5, §2,

23.04

География сельского хозяйства и рыболовства.

Практическая работа 9 (оценочная) 

«Определение стран – экс-портеров основных видов сельскохозяйственной про-дукции»

1

7.4.4

3.8

Т.5, §3,

30.04

География транспорта

1

Рабоч. тетрадь

Т 5 З. 15-22

Т.5, §4,

7.05

Всемирные экономические отношения. Международная торговля.

Практическая работа 10 (оценочная) 

«Составление картосхемы основных районов между-народного туризма»

1

4.5

Т.5

14.05

Обобщение и контроль знаний по теме «География мирового хозяйства» (тестирование)

1

21.05

Обобщение и контроль знаний за весь курс (тестирование)

1

Календарно-тематическое планирование по географии в 11 классе

11 класс

Название темы

К-во час.

Дата проведения

Практическая работа

Д/з

Подгот. к ЕГЭ

Примеч.

план

факт

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

14

Тема 1. Европа

6

Зарубежная Европа. Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал

5.09

Т.6, §1

П.1-2

Население Европы. Числен-ность, национальный и религиозный состав, структура занятости, основные черты размещения. Миграции. Высокий уровень урбанизации. Культурно-исторические центры

12.09

Т.6, §1

П.3

3.1

3.2

Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли

19.09

Практическая работа  (тренировочная)

Составление сравните-льной экономико-геог-рафической характери-стики двух стран «большой семерки».

Т.6, §1

П.4-10

4.1

4.2

4.5

География сельского хозяйства и транспорта. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства, основные черты географии. Транспортный комплекс

26.09

Т.6, §2,3

П.1-2

2.4

Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа. Экономические и социально-географические от-личия. Экономическое объеди-нение европейских стран

3.10

Т.6

3.5

Европа — один из ведущих центров мирового хозяйства (обобщение знаний – тести-рование)

10.10

Тема 2. Зарубежная Азия

6

Политическая карта. Современная Азия в зарубежном мире. Население Азии

17.10

Т.7, §1

П.1

2.4

Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта

24.10

Т.7, §1

4.1 – 4.6.

Южная Азия. Разнообразие и контрастность стран. Индия - крупнейшая развивающаяся страна мира. Природные условия и ресурсы. Население.


31.10

Т.7, §2

6.3

Характеристика хозяйства Индии. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельского хозяйственные районы

14.11

Т.7, §3

6.3

Восточная Азия. Китай, ЭГП и ПГП. Характер размещения населения и хозяйства. Внутренние различия между Восточным и западным Китаем. Роль страны в мировой хозяйственной системе

21.11

Практическая работа №1 (оценочная) «Сравнительная характеристика ЭГП  Китая и Индии»

Т.7, §4

6.4

 

Япония. Специфика ЭГП и ПГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Одна из ведущих в мире стран по промышленному производству. Высокий уровень науки, техники и технологии. Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны

28.11

Практическая работа №2 (оценочная)

  «Составление эконо-мико-географической характеристики  Японии»

6.3

Урок обобщения знаний по теме: Зарубежная Азия

5.12

Тема 3. Северная Америка

5

Состав, ЭГП и ПГП США и Канады как факторы развития. Население.

12.12

Т.9, §1

П.1-2

6.1-6.3

Природные ресурсы и хозяйство США

26.12

Т.9, §1

П.1-2




Макрорайоны США


16.01

Практическая работа

№ 3 (оценочная)

Составление сравните-льной характеристики экономических районов США

Т.9, §2

5.1

5.2

Канада. 

23.01

Практическая работа  № 4 (оценочная)

  «Построение картосхе-мы главных промышлен-ных и сельскохозяйственных районов Канады»

Т.9, §3

6.4

Зачёт  по теме «Северная Америка»

30.01

Т.9

Тема 4. Латинская Америка

5

Общая характеристика Латинской Америки 

6.02

Т.10, §1

П.1-2

6.2

Население и хозяйство Латинской Америки

13.02

Т.9, §1

П.3-5

3.1 -3.3

Экономические районы Латинской Америки. 

20.02

Практическая работа № 5 (оценочная)

«Составление таблицы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»

Т.9, §1

П.1-2

презентации

Бразилия – тропический гигант

27.02

Т.9, §2

6.4

Зачёт по теме «Латинская Америка»

5.03

Тема 5. Африка - 4 ч

Т.8, §1

П.1,3

Общая характеристика Африки.  ЭГП, политическая карта, население региона

12.03

Т.8, §1

П.2,4

6.2

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Место Африки в мировом хозяйстве

19.03

Т.8, §2

П.1-3

Субрегионы Африки.

2.04

Практическая работа № 6 (оценочная)

 «Сравнительная оценка ресурсного потенциала двух стран Африки»

Т.8, §1

П.4

6.4

Субрегионы Африки. ЮАР

9.04

Т.8

6.4

Зачёт по теме «Африка»

16.04

Тема 6. Австралия и Океания - 2 ч

Общий экономико-геогра-фический обзор Австралии

23.04

2.6

Обобщение и коррекция зна-ний по разделу «Региональная география». Современный мир сквозь призму слагающих его регионов. Региональные контрасты современного мира. Факторы, влияющие на степень различия и единства регионов. Типология районов

30.04

Практическая работа № 7

 «Составление карто-схемы международных экономических связей Австралии»

6.4

Раздел ІII. Глобальные проблемы развития - 3 ч

Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависи-мость. Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологичес-кие проблемы

7.05

Т11, §1

Географические аспекты де-мографической и продоволь-ственной проблем мира. Экономическая отсталость стран - общемировая проблема

14.05

Т11, §1

Международное сотрудни-чество для решения глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем. Мир на пороге XXI в. Новые модели цивилизации

21.05

Т.11, §2

Обобщение знаний по разделу (тестирование)


24.05

Содержание программы

10 класс

Раздел I. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (2 часа)

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта- особый источник информации о деятельности.

Статистический метод- один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы.

Раздел II. Общая характеристика мира (32 часа)

Тема 1.  Современная политическая карта мира (4 часов)

Политическая карта как предмет изучения политической географии. Основные этапы формирования политической карты мира.

Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно - территориального устройства.

Политико - географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.

Практические работы:

  1. «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
  2. «Характеристика политико-географического (ПГП) положения страны, его изменений во времени»

Тема 2. Природа и человек в современном мире (7 часов)

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ между обществом и природой.

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов и территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мирровой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба о ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер ЭТОЙ проблемы; роль географии.

Практическая работа: «Оценка ресурсообеспеченности  отдельных стран и регионов мира» 

Тема 3. Население мира (6 часов)

Население как предмет изучения социально -экономической географии.

Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о них. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения и демографическая политика).  Концепция демографического перехода.

Состав (структура) населения. Половой состав  населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.

Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.

Практические работы. 

  1. «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
  2. «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».
  3. «Обозначение на контурной карте размещения крупнейших городских населенных пунктов мира»

Тема 4. География  мирового хозяйства (11 часов)

Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура, география важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование. Интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира и определяющие их факторы.

Внешние экономические связи — научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

География отраслей мирового хозяйства. Отрасли мирового хозяйства как предмет Изучения социально экономической географии.

География промышленности. Промышленность — первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетики: структура производства на ТЭС, ГЭС и Л:)С, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.

Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы.

Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство- вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах.

Растиеводство. Зерновые культуры- основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.

Рыболовство; основные черты географии.

География транспорта. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. Мировая транспортная   система,  региональные транспортные системы.

Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности В экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.

География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны.

Международная торговля: оборот, товарная Структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний.

Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма..

География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города — главные Потребители и распределители информации. Мировые  информационные сети.

Содержание программы

11 класс

Раздел III. Региональная характеристика мира (27 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности и особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран.

 «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы.

Общая характеристикарегиона. Территория, границы, положение: главные черты. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации.

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация, крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Традиции культуры.

Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства. Региональная транспортная  система зарубежной Европы, ее характерные черты. Гравные транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портово- промышленные комплексы. Международные экономические связи.

Отрасли непроизводственной сферы. Основные центры географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика, меры по охране окружающей среды.

Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона.

Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.

Европейские страны «Большой семерки».

Федеративная Республика Германия (ФРГ) — Наиболее экономически мощная страна зарубежной  Европы.

Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.

 Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и опустынивания.

Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия: образ территории.

Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай — самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава; китайский язык и письменность.

Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как ведущий центр мирового хозяйства. Предпосылки для развития промышленности. Энергетические и металлургические базы Китая; нефтяные отрасли и их размещение.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера.
   Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации; мегадополис Токайдо. Значение Токио. Хозяйство: место Японии в мировой экономике, причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и топлива.   Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главнное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная полигона,  создание технополисов.  Районы Японии: образ   территории.

Индии. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна и мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения; городское население и крупнейшие города; сельское население.

Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; характернные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой революции».

Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). Районы Индии: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Тема: Африка.  

 «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности Государственного  строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главнные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические; проблемы.

Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания.

Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона — Северная и Тропическая Африка*, образ территории.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — единственное экономически развитое государство Африки, Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Тема: Северная Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной  Америки. США и Канада.

Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Население; численность и воспроизводство. Роль иммиграции и формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегаполисы. Американский тип города. Сельское население.

Xoзяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности.  Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные  предпосылки для развития сельского хозяйства. География главнных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера, Основные черты географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Интеграционная группировка НАФТА.

Тема: Латинская Америка. 

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской  Америки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации

Хозяйство: современный уровень и структура, Противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения.

   Сельское  хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их Специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера.   Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории,

Бразилия —  тропический  гигант.

Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике  Латинской Америки и мировом хозяйстве  Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де- Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения  Амазонии.

Тема:  Австралия и Океания.  

  «Визитная карточка»   региона. Географическая картина Австралии  и Океании.

Общая  характеристика Австралии. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Хозяйственная  оценка природных условий и ресурсов.  Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы

Раздел IV Глобальные проблемы человечества  (3 часа)

Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использования Мирового океана. Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные Прогнозы: глобальные гипотезы; глобальные проекты; и географические аспекты.

Формы и средства контроля

10 класс

Формы контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Практические работы

3

2

1

4

Тестирование

1

2

Практические работы.

1.«Составление экономико–географической характеристики (ЭГХ) одной из отраслей промышленности мира»

2. Определение стран — экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья»

3. «Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции»

 4. «Составление картосхемы основных районов международного туризма»

Фронтальный и индивидуальный устный опрос; фронтальная и  индивидуальная письменная работа; географические диктанты; тестирование; зачет; беседа; практические работы.

11 класс

Формы контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Практические работы

2

3

2

Тестирование

1

1

Оценочные практические работы:

  1. Составление комплексной географической характеристики страны Европы (по выбору), определение их географической специфики.

          2.    «Составление экономико-географической характеристики  Японии»

  1.   «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии»
  2. «Сравнительная оценка ресурсного потенциала двух стран Африки»
  3. «Составление сравнительной характеристики экономических районов США»
  4. «Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Канады»
  5. «Составление таблицы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки

Перечень учебно-методических средств обучения:

Для ученика:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007г
  2. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение»», 2010
  3. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

Для  учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений:  География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 128 с.,
  2. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
  3. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.
  4. Справочник по физической географии
  5. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
  6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...