Разработка открытого урока "Озера" (география)
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Разработка открытого урока по географии 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ozyora.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Озёра. Происхождение озёрных котловин.
Хозяйственное значение озёр».
Цели и задачи урока:
- Сформулировать у учащихся представление о типах озёрных котловин, бессточных и сточных озёрах.
- Раскрыть причины образования разных типов озёрных котловин.
- Продолжать формировать умение выделять главное в тексте дополнительного материала, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.
- Развивать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний, развивать творческое мышление.
Оборудование.
Презентация темы «Озёра» с применением интерактивной доски, карточки с изображением контуров сточных и бессточных озёр, инструктивные карточки для выполнения самостоятельной работы, карта полушарий, физическая карта России, раздаточный материал «Озёра».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Географический диктант. Игра «Молчанка» (слайд № 1) – 3 м.
а) Закончи предложение (запиши только одно слово):
1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле называется…
2. Эта река берёт начало из болота Валдайской возвышенности…
3. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется…
4. Бия и Катунь являются истоком реки…
б) Что такое? Кто такой? (напиши определение):
5. Паводок-
6. Пролив-
7. Водораздел-
в) Возможно ли такое? («да» или «нет»):
8. Одно море омывает три части света.
9. В эти ворота нельзя забить гол.
10. Я видел, как морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли такое?
(Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы игры «Молчанка»).
Взаимопроверка. Ключ с ответами – слайд № 2.
- Исток; 2) Волга; 3) Устье; 4) Обь; 5) Кратковременный подъём уровня воды; 6) Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков и океанов; 7) Граница, разделяющая соседние речные бассейны; 8) Да, «Средиземное море»; 9) Да, «Пролив Карские Ворота»; 10) Да, подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с неё, не смачивая поверхность.
Критерии оценок – слайд № 3. Оценки выставляются в сводную ведомость (карточки с оценками).
- Работа над новым материалом.
- На доске записана загадка:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро).
- Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема урока сегодня «Озёра. Происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение озёр».
Задача урока: Внимательно выслушать и объяснить причину образования разных типов озёрных котловин.
- Презентация темы.
Слайд № 4. Записана тема урока и определение озера.
Озером называется замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (читает учитель).
Отличие озера от моря и реки:
Озеро отличается от моря тем, что не является частью океана; от реки – тем, что вода в нём не течёт, как поток в русле (говорит учитель).
Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами.
- Работа с картой.
Как надо правильно показывать озёра на карте.
- Задание № 2. Работа в группах.
Прочитайте текст и подготовьте по данному тексту сообщение об озере по плану (план описания озера прилагается каждой группе).
- Сообщение об озёрах 6 человек (слайд № 5). Выставление оценки.
- Весь класс слушает выступления об озерах, и попутно заполняют таблицу (таблица выдана для всех).
- Самопроверка таблицы по слайду (слайд № 6).
- Слайд № 7. Критерии оценок.
Заполнить сводную ведомость. Задание № 2.
- Словарная работа (слова напечатаны отдельно на листе).
- Работа с учебником пр-ф 31 стр. 96-97.
Найти в учебнике объяснение слов, привести примеры:
Сточное озеро
Бессточное озеро
Озёра старицы
Котловина
Запрудные озёра
- Работа с контурными картами.
- Нанести на контурную карту озёра, изученные на уроке:
1 гр. Виктория
2 гр. Байкал
3 гр. Каспийское
4 гр. Ладожское
5 гр. Кроноцкое
6 гр. Аральское
2. Проверяет задание консультант и выставляет оценку.
3. Оценки вносятся в сводную ведомость. Задание № 3.
VI. Закрепление. «Театр теней».
- Чтобы выйти из тени из данных контуров озёр, каждой группе надо найти своё озеро и прикрепить на карте в том месте, где находится заданное озеро.
Задание № 4. «5» получает группа, которая раньше всех найдёт своё озеро. Оценки в сводную ведомость.
1 гр. Аральское
2 гр. Кроноцкое
4 гр. Каспийское
5 гр. Байкал
6 гр. Виктория
VII. Итог урока.
- От чего зависит форма котловин озёр и их размеры?
- Все задачи урока выполнены.
В сводной ведомости каждому надо сосчитать общее количество баллов и разделить их на 4 задания, получить итоговую оценку.
Поднимите карточки с той оценкой, которую вы получили.
VIII. Оценки выставить в дневник.
IX. Дом. задание: пр-ф 31 стр. 95-98.
Слайд № 8:
1 гр. нанести на контурную карту все изученные озёра.
2 гр. составит кроссворд на тему «Озёра».
3 гр. подобрать стихи разных поэтов об озёрах.
4 гр. конкурс буриме (придумать рифмы).
5 гр. сообщение об Аральском море-озере.
6 гр. сообщение о Телецком озере.