Воспитательный потенциал поликультурного образования на уроках географии
статья по географии по теме

 

Сегодня общепринято, что будущее нашего поколения во многом зависит от судьбы его образования. Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколение. В условиях когда старые ценности и идеалы утеряны, а новые не сформированы, необходимо сформировать у подрастающего поколения высокий уровень самосознания, базирующийся на прочном фундаменте культуры. Это требует от учебных предметов усиления духовной составляющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abulhanova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

муниципального образования г.Казани

Отдел образования Управления образования Исполнительного комитета муниципального

 образования г.Казани по Советскому району

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20»

 «Воспитательный потенциал поликультурного образования на уроках географии»

Учитель географии Абульханова З.Х.

МБОУ «Гимназия №20»

Мы - источник веселья и скорби рудник.

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек , словно в зеркале мир,- многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!

Омар Хайам

Сегодня общепринято, что будущее нашего поколения во многом зависит от судьбы его образования. Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколение. В условиях когда старые ценности и идеалы утеряны, а новые не сформированы, необходимо сформировать у подрастающего поколения высокий уровень самосознания, базирующийся на прочном фундаменте культуры. Это требует от учебных предметов усиления духовной составляющей.

Актуальность поликультурного воспитания обусловлена прежде всего следующими факторами:

-обострением проблем межнационального общения в поликультурном пространстве современной России;

-необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;

-потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;

-ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;

-недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников' к национально-культурным традиция русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных общему  пониманию средств материальной и духовной культуры. Уважение и утверждение культурных различий - высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции.

Виды поликультурных ценностей:

1.Социально-общественные.

2.Природа и экология.

3.Традиции,обычаи,обряды.

4.Религия.

5.Искусство.

6.Политика.

7.Общая культура.

Поликультура-это проявление общей культуры человека во всём её многообразии.

Главное для поликультуры - это уважение, знание и ориентация учащихся на общечеловеческие ценности. Сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания учащейся молодёжи в духе терпимости, уважения прав людей всех рас и народов, понимания и уважения других культур, способности жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий.

Уровни поликультурного воспитания.

  1. микро: семья, школа, малая Родина /город, посёлок и т.д./
  2. мезо: регион, страна.
  3. макро: мир, государства мира, глобальные проблемы человечества.

Уроки географии как и внеурочная деятельность дают широкий круг возможностей для активного поликультурного воспитания школьников , особенно актуального в современном многоликом мире. Предмет "География" представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы). Каждый из которых имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения.

Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально-регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей.

Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты "Горячие точки планеты" и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы. Для современного человека, связан он профессионально с туризмом или нет, важны не только знания географии как таковой - особенности природы, но и культуры стран мира (особенности верований, традиций). Так для общества Индии характерна кастовая система, которая трансформируется очень медленно, не смотря на закон об отмене, введенный ещё после получения независимости страны. Остались и элементы первобытных верований: почитание воды ("священные воды" реки Ганг), животных ("священные коровы").

Варианты поликультурного воспитания на уроках географии.

Практически на всех уроках курса географии в 8-9 классах можно проводить поликультурное воспитание учащихся. Причём как эпизодически, среди выполнения других целей и задач, так и потратив на это весь урок или внеклассное мероприятие.

Предлагаю несколько вариантов:

  1. Путешествия по городам России.
  2. Путешествия по городам Центральной России, Европейского Юга, Уральского района, Поволжья и т. д. Это возможно так, как в 9 классе при изучении тем «Население и города» региона об этом и должна идти речь. Формы проведения могут быть самые разнообразные : урок-конференция, урок-презентация проектов, урок-защита рефератов, урок -ролевая игра и т.п. Обычно учащиеся получают опережающие задания и ведут самостоятельный поиск материалов об истории, достопримечательностях и современной жизни городов.
  3. Путешествие по Золотому Кольцу России.
  4. Многоликая Россия – тема «Население России» 8-9 классы. Изучаем обряды и обычаи разных народов России.
  5. Урок ролевая игра: Русская ярмарка. Это урок или внеклассное мероприятие посвящается знакомству и изучению народных промыслов России, так как понимание природы, истории, традиций страны наиболее полно раскрывается через знакомство с народными промыслами.

 На ярмарку прибыли торговцы, представители самых разнообразных промыслов и рекламируют свой товар, хозяйка ярмарки и гости, а также скоморохи-зазывалы приглашают зрителей в увлекательное путешествие.

В конце таких мероприятий можно предложить всем участникам заполнить рефлексивные листы (анкеты): Какие чувства и мысли вызывают у Вас изделия художественных народных  промыслов?

С огромным интересом и воодушевлением слушают ребята рассказ об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н.Миклухо - Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Дети узнают ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся русский путешественник. Долгое время на плантациях сахарного тростника и кофе в Америке работали рабы, завезённые из Африки, но борьба прогрессивного человечества с этим негативным явлением завершилась победой. В настоящее время положение негритянского населения в США значительно улучшилось. А одним из подтверждений этого стало избрание на пост президента страны Барака Абамы.

Таким образом, можно сказать, что поликультура – это все ценности человечества, которые необходимо изучать, знать и применять на практике, и поликультурное образование несет в себе терапевтический эффект. Оно не только повышает активность учащихся, но и предает уроку иное эмоциональное содержание, которое, надеюсь, останется в памяти и во взрослой жизни наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....

Воспитательный потенциал дополнительного образования.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитие...

Воспитательный потенциал дополнительного образования в подростково - молодежных клубах

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательн...

Статья "Поликультурное образование на уроках географии"

В статье раскрываются возможности географии как предмета осуществлять поликультурное образование и воспитание...

Статья "Воспитательный потенциал этнокультурного образования на уроках музыки"

  Мордовское музыкальное искусство - важнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, ...