Статья "Воспитательный потенциал этнокультурного образования на уроках музыки"
статья по музыке (6 класс) по теме

    Мордовское музыкальное искусство - важнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, история и быт народа, его обычаи и нравы – богатый и разнообразный опыт эмоционально-нравственных отношений человека к действительности. При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством своего народа не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада мордовского народа в мировую музыкальную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_etnokulturnogo_obrazovaniya.docx24.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал этнокультурного образования

на уроках музыки

Цыганова О.С.

учитель музыки

МОУ «Ялгинская СОШ»

      Мировая культура складывается из национальных  культур отдельных народов в результате их взаимодействия. Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимодействия и взаимообогащения искусства разных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в общественной форме доходит до нас живой голос истории, голос культурных поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа.

    Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять пресыщению ребенка информацией, и как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций.

       Одна из важнейших задач школьного эстетического образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных и эстетических качеств, нравственных идеалов.

     Этнокультурная направленность учебного процесса – важная задача современного гуманитарного и эстетического образования. Ее актуальность обусловлена прежде всего значимостью нравственного и гражданского воспитания, формирование самосознания, толерантности, способствующих  самоопределению и саморазвитию личности.

       Вхождение личности в мировую культуру через этнокультурное образование и воспитание, осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей степени происходит в детском и подростковом возрасте.

       Мордовия – составная часть великой России. Здесь издавна в дружбе и согласии живут люди разной национальности. Школы республики превратились в «Школу общения этносов», где есть условия для освоения национальных традиций и где в то же время создается среда для благоприятного межэтнического общения.

   Всем известно, что любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. Без знания основ народной жизни, народного фольклора, истории родного края, города, великих  талантливых людей, их  творчества невозможно воспитать любовь к своей родине и уважение к культуре других народов.

    Мордовское музыкальное искусство - важнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, история и быт народа, его обычаи и нравы – богатый и разнообразный опыт эмоционально-нравственных отношений человека к действительности.

     При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством своего народа не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада мордовского народа в мировую музыкальную культуру.

    Народная музыка является неотъемлемой частью этнокультуры. Она играет значительную роль в развитии и формировании облика молодого поколения. Народная музыка, основанная на обращении к духовному миру человека, позволяет выстроить в системе ценностей учащихся  отношение к самому себе и к миру в целом, определить жизненную позицию.  

     Уже много лет работая в общеобразовательной школе хочется отметить, что мордовская музыка становится все более популярной среди детей. Учащиеся с огромным удовольствием поют мордовские песни, с искренней заинтересованностью слушают сочинения мордовских композиторов, изучают их жизненный и творческий путь, знакомятся с лучшими образцами

народного и профессионального искусства.

     В младшем школьном возрасте формируются основы личностной этномузыкальной культуры, активно развивается этномузыкальный слух, происходит «закладка» фундамента этномузыкального мышления.

   Учащиеся усваивают народные нравственные и эстетические идеалы, этномузыкальные ценности, развивают этномузыкальные способности, приобретают сведения об истории, быте, жанрах народного музыкального искусства, народных музыкальных инструментах; формируют навыки исполнения народных песен, усваивают простейшие этнического многоголосия, навыки исполнения народных танцевальных движений, игры на народных музыкальных инструментах как своего народа, так и народов,

населяющих регион, приобретают умение воспринимать произведения национальных композиторов и выявлять в них признаки этнического своеобразия. В 5-9 классах осуществляется освоение народной исполнительской традиции, становление личностной этномузыкальной культуры, развитие этномузыкального мышления, формируется этномузыкальная компетентность, изучается музыкальное искусство других народов региона, страны и мира.

      Воспитание средствами национального искусства предполагает и определенный уровень сформированности умений размышлять о музыке, высказывать оценочное суждение вкуса, осознанно воспринимать жизненные связи мордовской музыки, ее общественно-социальную роль. Например, при знакомстве с музыкальной драмой «Литова» Л.П.Кирюкова, в частности с арией Литовы,  ребята обращают  внимание на прекрасный образец национально-характерной песенности. Мелодика этого произведения ведет учащихся в интонационно-стилистический строй  национальной музыки композитора.  Освещение героических образов русской (подвиг Ивана Сусанина в опере М.И.Глинки)  и мордовской  ( героиня Алена Арзамасская – исторический прототип Литовы) истории  позволяет перекинуть «мостик» в другие эпохи, показать сходство проявлений мужества и героизма на примере исторических судеб русских и мордвы.

     Знакомство учащихся с биографиями мордовских композиторов, исполнителей дает возможность учащимся понять, что все наши талантливые люди трудились и трудятся на благо нашей республики, стремятся к ее процветанию. Учащиеся, готовясь к индивидуальным выступлениям, с большим интересом собирают информации о композиторах и исполнителях, которые живут в наше время и дарят свое творчество людям.                                          Большое внимание на своих уроках музыки я уделяю патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к «большой»  и  «малой» Родине, России и Мордовии, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу  и народам России. На  уроках, знакомя детей  с мордовскими народными песнями о природе, песнями композиторов Мордовии о родном крае, постоянно подчеркивается важность бережного отношения  к природе родного края.    Во втором классе в теме «Музыка природы» мы знакомимся с образом березы в мордовском фольклоре. Дети узнают о том, что береза – священное дерево для мордвы. Песни об этом дереве исследователи записали у мордвы-мокши. Издревле мокшане поклонялись березе. Я рассказываю детям о том, что это дерево олицетворяет связь трех миров: ее корни – это подземный мир, мир предков; крона – мир мифологических покровителей, богов; ствол – земной мир, он связывает мир предков с миром покровителей. На уроке в фонозаписи звучит песня «Келу» - прекрасный образец мордовской песенности. «Келу» - очень древняя по происхождению «лесная» песня. Контрастом к песне «Келу» предлагается известная плясовая «Луганяса келуня». Разучивается мелодия песни с использованием танцевальных         движений, хлопков в ладоши, а также инструментального сопровождения (ложки, бубен, маракасы). Сравнивая «Келу» и «Луганяса келуня» ребята с интересом  говорят о различиях в характере, мелодии, темпе, но в тоже время подчеркивают, что один и тот же образ воплощен в них. И как по-разному раскрывается образ березы в этих прекрасных образцах мокшанского фольклора. Анализируя с детьми эти песни, постоянно проводим мысль о том, что береза – часть родной природы, которую нужно любить, беречь и охранять.

   В  беседах с учащимися я постоянно акцентирую внимание  на том, что мордовское музыкальное искусство – явление яркое, самобытное с присущими ему чертами  специфики художественного образа и музыкального  языка. Мокша и эрзя сохранили в своей памяти   уникальный национальный фольклор во всем  богатстве  традиционных  жанров, тематики и музыкальных стилей.  

   Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течении многих поколений  играли и играют сегодня  решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик.

                                           Список  литературы:

  1. «Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина РФ»
  2. Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях./ Л.П.Карпушина, Н.Б.Абудеева, Саранск 2008г.
  3.  Теория музыкального образования. Учебник для высш. педаг. учеб. зав. / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
  4. Художественная культура Мордовии / Л.П.Карпушина, Н.Б.Абудеева, Саранск 2008г
  5. Мордовская музыка в начальной школе / Т.И.Одинокова, Саранск 1994г.
  6. Программа «Валдоня» ( раздел «Мордовский музыкальный фольклор и композиторы Мордовии») / Л.П.Карпушина, Н.А.Адаева, О.С.Ерюшкина, Саранск, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

«Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только ...

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС

Тема индивидуального самообразования "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС".Цель самообразования: освоить новые формы и методы работы на уроках музыки, пов...

Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству....