Формы работы с источниками географической информации
материал по географии по теме

Егоркина Галина Константиновна

В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с источниками географической информации

Текстовые:

учебник

(специально организованный

текст)

научно-популярный текст

научный текст

художественный текст

Разнообразные формы работы с текстом учебника.

- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой…

- читаем сложное предложение и переводим его с «русского на русский»

- уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся

- поставь вопросы к абзацу учебника

- составь суждения по тексту параграфа

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе4 расскажи по этим опорным словам – разверни информацию

- заполнение «слепого» текста с терминами из изучаемой темы

- заполни таблицу, используя информацию учебника

- создай таблицу (сверни информацию)

- составь план изучения темы (алгоритмизируя в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, объект или свойство объектов)

- заполни пропуски в предложениях с заданием на определение причинно-следственных связей

- составь предложения по теме, используя слова 2так как», «потому что», «следовательно», «если …, то»

- найди подсказки в тексте учебника, статьях, Интернете и сформулируй ответы на проблемные вопросы6 почему?… зачем?.. как можно объяснить?

- сотавь разные предложения с одним и тем же понятием

- приведи конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия

Художественная литература

-отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему;

-название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы);

-стихи или песни (например, слова и музыка гимна);

-притчи;

-любые короткие истории.

Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках географии можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что к месту и вовремя приведенные они вразумляют точнее, быстрее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к национальным обычаям, особенностям быта и занятиям населения разных государств и рас, учат считаться с реальными возможностями влияния человека на природу, позволяют осознать естественность и неотвратимость последовательной смены природных явлений, ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке.

Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучиться.
О нем писали: «Чаша вод».
Да, но какая «чаша»!
Как море, чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.

И. Ландо

- Почему поэт пишет, что у Байкала «Чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

- Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?

У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом.

«Моя Лена» Леонид Попов

- Какую великую русскую реку воспел поэт в стихотворении?

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Волдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

Николай Якушев «О Волге»

О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).

Афоризм (эпиграф)

-определить тему занятия на основе высказываний;

-высказать собственную точку зрения;

-назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов;

составить рейтинг высказываний;

-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание;

-назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания;

-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает.

А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А. Блок:

Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
“Над озером”.

Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране. Их насчитывается более 2 млн.

Незаконченное предложение (фраза)

-предложить окончание;

-выделить проблему;

-дополнить высказывание по собственному усмотрению

Графическое изображение

-картина (любой рисунок);

-фотография;

-карикатура;

-схема (диаграмма)  

- контурная карта

1. При изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее:

« Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения».

3. Определение природных зон по иллюстрациям.

По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир.

4. По опорному конспекту дать характеристику озерам.

В России более 2 млн. озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными озерами, используя карточки.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.) Картинка -005

Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Ал-тын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое.)

Озеро 4. Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское.)

Озеро 5. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)

Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики — овцебыки. (Таймыр)

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)

Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)

5. Картографическая разминка 

На приготовленных контурных листах отметить объекты

1 вариант 

1. Кузнецкий бассейн
2. Западно-Сибирский бассейн
3. Тимано-Печорский бассейн
4. Тунгусский бассейн
5. Донецкий бассейн
6. Уренгой
7. Игрим
8. Усть-Балыкское
9. Канско-Ачинский бассейн
10.Штокмановское

2 вариант 

1. Печорский бассейн
2. Волго-Уральский бассейн
3. Тихоокеанский бассейн
4. Таймырский бассейн
5. Южно-Якутский бассейн
6. Подмосковный бассейн
7. Шаим
8. Астраханское
9.Усинское
10. Бованенковское

С 5 по 10 – указать название месторождения и что добывают, обозначить условным знаком.

        

Понятийный ряд

-ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом;

-несколько определений одного понятия;

-назвать пропущенные понятия в определениях или текстах;

-придумать свои ассоциации к тому или иному понятию

Видеофрагмент

-фрагмент (сцена) из художественного фильма;

-мультипликационный фильм;

-документальные хроники;

-информационно-аналитические программы

Литература

  1. Галеева Н.Л.        Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. - М.: «5 за знания»,  2006.
  2. Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины.- Волгоград : Учитель, 2011.
  3. Зотова А.М.        Игры на уроках географии.  6-7 классы: метод. пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2007.
  4. А. Наумов. Задачи по географии.-        Москва: Мирос, 1993.

  1. Яворовская  И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. -Ростов н/Д: Феникс, 2007

Егоркина Галина Константиновна, учитель географии высшей категории

МБОУ СОШ № 4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска Ростовской области

Нетекстовые (наглядные):

рисунки

карты (географические, исторические)

чертежи

кино-, видеофильмы

Источники нового знания

Натуральные:

горные породы

гербарии

химические вещества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

урок на тему "Источники географической информации"

Цель: сформировать понятие «географическая карта»Задачи: Ø сформировать представления о многообразии географических карт;Ø раскрыть значение географических карт  в жизни человека;Ø сформировать п...

Отработка навыков работы с различными источниками географической информации при подготовке к оценочным процедурам

Отработка навыков работы с различными источниками географической информации при подготовке к оценочным процедурам...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...