Формы работы с источниками географической информации
материал по географии по теме
В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_istochnikami_geograficheskoy_informacii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с источниками географической информации
Текстовые:
учебник
(специально организованный
текст)
научно-популярный текст
научный текст
художественный текст
Разнообразные формы работы с текстом учебника.
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой…
- читаем сложное предложение и переводим его с «русского на русский»
- уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся
- поставь вопросы к абзацу учебника
- составь суждения по тексту параграфа
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе4 расскажи по этим опорным словам – разверни информацию
- заполнение «слепого» текста с терминами из изучаемой темы
- заполни таблицу, используя информацию учебника
- создай таблицу (сверни информацию)
- составь план изучения темы (алгоритмизируя в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, объект или свойство объектов)
- заполни пропуски в предложениях с заданием на определение причинно-следственных связей
- составь предложения по теме, используя слова 2так как», «потому что», «следовательно», «если …, то»
- найди подсказки в тексте учебника, статьях, Интернете и сформулируй ответы на проблемные вопросы6 почему?… зачем?.. как можно объяснить?
- сотавь разные предложения с одним и тем же понятием
- приведи конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия
Художественная литература
-отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему;
-название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы);
-стихи или песни (например, слова и музыка гимна);
-притчи;
-любые короткие истории.
Для решения воспитательных задач, формирования духовно-нравственных качеств личности на уроках географии можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что к месту и вовремя приведенные они вразумляют точнее, быстрее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к национальным обычаям, особенностям быта и занятиям населения разных государств и рас, учат считаться с реальными возможностями влияния человека на природу, позволяют осознать естественность и неотвратимость последовательной смены природных явлений, ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке.
Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучиться.
О нем писали: «Чаша вод».
Да, но какая «чаша»!
Как море, чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
И. Ландо
- Почему поэт пишет, что у Байкала «Чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?
- Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом.
«Моя Лена» Леонид Попов
- Какую великую русскую реку воспел поэт в стихотворении?
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Волдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружиться.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.
Николай Якушев «О Волге»
О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?
“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.
(Степь. Засуха в степи).
Афоризм (эпиграф)
-определить тему занятия на основе высказываний;
-высказать собственную точку зрения;
-назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов;
составить рейтинг высказываний;
-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание;
-назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания;
-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях
Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает.
А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А. Блок:
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
“Над озером”.
Такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране. Их насчитывается более 2 млн.
Незаконченное предложение (фраза)
-предложить окончание;
-выделить проблему;
-дополнить высказывание по собственному усмотрению
Графическое изображение
-картина (любой рисунок);
-фотография;
-карикатура;
-схема (диаграмма)
- контурная карта
1. При изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
2. После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее:
« Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения».
3. Определение природных зон по иллюстрациям.
По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир.
4. По опорному конспекту дать характеристику озерам.
В России более 2 млн. озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными озерами, используя карточки.
Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.) Картинка -005
Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом”. (Ладожское.)
Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Ал-тын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби. (Телецкое.)
Озеро 4. Еще при Петре I проложили русские люди “государеву дорогу” от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское.)
Озеро 5. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское.)
Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики — овцебыки. (Таймыр)
Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)
Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка.)
5. Картографическая разминка
На приготовленных контурных листах отметить объекты
1 вариант 1. Кузнецкий бассейн | 2 вариант 1. Печорский бассейн |
С 5 по 10 – указать название месторождения и что добывают, обозначить условным знаком.
Понятийный ряд
-ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом;
-несколько определений одного понятия;
-назвать пропущенные понятия в определениях или текстах;
-придумать свои ассоциации к тому или иному понятию
Видеофрагмент
-фрагмент (сцена) из художественного фильма;
-мультипликационный фильм;
-документальные хроники;
-информационно-аналитические программы
Литература
- Галеева Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. - М.: «5 за знания», 2006.
- Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины.- Волгоград : Учитель, 2011.
- Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод. пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2007.
- А. Наумов. Задачи по географии.- Москва: Мирос, 1993.
- Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. -Ростов н/Д: Феникс, 2007
Егоркина Галина Константиновна, учитель географии высшей категории
МБОУ СОШ № 4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска Ростовской области
Нетекстовые (наглядные):
рисунки
карты (географические, исторические)
чертежи
кино-, видеофильмы
…
Источники нового знания
Натуральные:
горные породы
гербарии
химические вещества
…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы географических исследований и источники географической информации.
В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...
Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации
Интегрированный урок по географии и литературе...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»
Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...
урок на тему "Источники географической информации"
Цель: сформировать понятие «географическая карта»Задачи: Ø сформировать представления о многообразии географических карт;Ø раскрыть значение географических карт в жизни человека;Ø сформировать п...
Практическая работа по географии, 9 класс: «Оценивание обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации»
В разработке даны образовательные результаты урока, логика учебного процесса и разработка практической работы...
Отработка навыков работы с различными источниками географической информации при подготовке к оценочным процедурам
Отработка навыков работы с различными источниками географической информации при подготовке к оценочным процедурам...
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Знакомство обучающихся с различными методами географических исследований, источниками географической информации, географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...