Практическая работа по географии, 9 класс: «Оценивание обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации»
методическая разработка по географии (9 класс)

Домбровская Наталья Анатольевна

В разработке даны образовательные результаты урока, логика учебного процесса и разработка практической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dombrovskaya_pr.r._9_klass.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:


Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования в преподавании географии

Урок географии в 9 классе (урок – практикум, итоговая практическая работа)

Тема урока: «Оценивание обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации»

        Содержание урока: социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Перспективы развития; оценка обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг помощью дополнительных источников географической информации и публикаций СМИ, Интернет- ресурсов, социологического опроса.

        Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий): описывать обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя (или своего микрорайона) разными видами услуг

Образовательные результаты урока

Предметные результаты

понятия «инфраструктурный комплекс» (сфера обслуживания), жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство, наука, «виды услуг», «мониторинг»; отраслевой состав,

представление об обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя (своего микрорайона) разными видами услуг;

представление о социологическом опросе, обработке его результатов;

Метапредметные результаты

Межпредметные понятия: метод, объект (идеальный, реальный), мониторинг, природа, пространство (положение), пространство, процесс;

УУД:

   Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, т.е. определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка, т.е. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности (для учащихся);

   Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение проводить рефлексию своей деятельности

   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка;

постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество по поиску и сбору информации

Личностные результаты

Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;

мобильность, толерантность, самостоятельность, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования (для учащихся)

Источники информации: учебник, атлас, Интернет-ресурсы, карта города, опрос жителей города.

Логика учебного процесса и деятельность учащихся:

  1. Актуализация опорных знаний (по вопросу перед параграфом).
  2. Мотивация. Уровень развития социальной инфраструктуры Нового Уренгоя (своего микрорайона).
  3. Деятельностный компонент. Определение отраслевого состава социальной инфраструктуры на основе анализа текста и иллюстрационных материалов учебника (стр. 125, таблицы 24). Выявление диспропорций в размещении предприятий социальной инфраструктуры России на основе анализа текста учебника и карт атласа.
  4. Беседа. Жилищно-коммунальное хозяйство, показатели обеспеченности населения жильём.
    Творческий компонент: обсуждение проблем ЖКХ, показателей обеспеченности населения жильём на основе дополнительных источников информации, публикаций в СМИ.
  5. Деятельностный компонент: обеспеченность жильём членов семьи учащегося. Практическая работа (итоговая): Обеспеченность потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации.

Ход работы:

  1. Примерный план работы:

 Составьте перечень учреждений непроизводственной сферы своего микрорайона. Данные оформите в виде таблицы:

Виды услуг

Учреждения социальной сферы

Количество учреждений

Торговые

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Юридические

Другие

  1. В таблице укажите учреждения, услугами которых пользуется ваша семья.
  2. Узнайте у соседей, родственников, друзей, какими видами услуг они пользуются; какие виды учреждений в большей степени преобладают в микрорайоне.
  3. Составьте картосхему микрорайона, на которой укажите размещение предприятий социальной сферы;
  4. Проведите социологическое исследование «Как оценивают уровень услуг социальной сферы жители вашего микрорайона», результаты можно отразить в виде диаграмм или символов-смайликов;
  5. Разработайте проект дальнейшего развития предприятий непроизводственной сферы в своём микрорайоне.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: закончить практическую работу прочитать § 22, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

Формы работы с источниками географической информации

В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса....

Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"

При изучении в 11 классе темы «Индия» (учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира», 2 часть) учащимся было предложено  выполнение следующей практической р...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...

Практическая работа "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

При изучении темы "Воссоединение Крыма с Россией" проводится практическая работа ""Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на...