Главные вкладки

    Программа факультативного курса "Решение географических задач"
    рабочая программа по географии (9 класс) по теме

    Елена Викторовна Чернякова

    Программа факультативного курса "Решение географических задач"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon reshenie_geograficheskih_zadach_word.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа

    Принято                                                                                         Утверждаю

    Педагогическим советом школы                                                 Директор школы

    Протокол №_____от_______ 2012                                               ____________К.Н. Василенко

                                    Приказ №_____от_______

     

    Программа факультативного курса

    «Решение географических задач»

    по (предмету)_____________________география_______________________________

         Класс_____9______

         Всего часов на учебный год_____34______

         Количество часов в неделю_____1______        

                  Учитель:

                            ФИО_____Е.В.Чернякова___

    РАССМОТРЕНО                                                                      СОГЛАСОВАНО

    районным методическим объединением                          

    Руководитель РМО                                                                заместитель директора по УВР

    _________________Е.В.Чернякова                                __________________Е.С. Савченкова

    Протокол №_____от__________                                                                                      


    Пояснительная записка

    Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

    Предлагаемый факультативный курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по курсу географии основной школы, через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

    Целью изучения курса факультативных занятий «Решение географических задач» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии, подготовка к успешной сдаче ГИА по географии.

    Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках географии достаточно велико, поэтому введение подобного курса факультативных занятий будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения их решению разного рода географических задач.

    Факультативный курс направлен на повторение и закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения факультативного курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии.

    Задачи изучения данного факультативного курса:

    1. формирование систематических и прочных знаний по предмету;
    2. отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
    3. расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

    Структура программы.

    Программа состоит из четырех разделов. В каждом из них представлены разнообразные географические задачи, которые дополняют основной материал программы географии основной школы. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 9-х классах.

    Формы работы: лекции, практикумы; практические занятия.

    Содержание программы

    Раздел 1 Решение задач по плану и карте. (14ч)

    Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности Ориентирование на местности. Азимут.

    Решение задач по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

    Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.

    Тема 2. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.

    Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых профилей по плану местности. Тренировка умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.

    Тема 3. Годовое и суточное движение Земли.

    Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.

    Тема 4. Градусная сетка. Географические координаты.

    Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат. Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара)

    Тема 5. Часовые пояса.

    Решение задач на определение местного и поясного времени.

    Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана.

    Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»(6ч)

    Тема 6. Литосфера. Гидросфера

    Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их возраста.

    Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах.

    Тема 7. Атмосфера. Биосфера

    Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Приёмы работы с синоптическими картами. Решение задач на чтение климатограмм, определение типа климата по климатограмме.

    Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и растениями, характерными для данной ПЗ.

    Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»(3ч.)

    Тема 8. Население Земли. Политическая карта мира

    Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от природных условий.

    Выполнение заданий на составление типологий государств (с использованием различных показателей – положению на материке или острове; по наличию выхода в Мировой океан; по количеству граничащих государств и т.д.)

    Решение задач на определение страны по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства.

    Раздел IV. Решение задач по теме «География России»(11ч.)

    Тема 9. Природа России

    Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры, формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России.

    Решение задач на определение падения и уклона рек России, годового стока.

    Тема 10 Население России

    Решение демографических задач: на определение рождаемости, смертности и естественного прироста. Решение задач на определение сальдо миграций. Анализ статистических демографических данных. Решение задач на определение уровня урбанизации региона.

    Решение задач на определение плотности населения субъектов РФ, выявление зависимости плотности населения субъектов РФ от природных условий.

    Тема 11 Хозяйство России

    Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование выбора типа электростанций, возможности строительства металлургического комбината и т.д.)

    Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально-сырьевой базы.

    Решение задач на определение субъекта РФ по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства, определение субъекта РФ по туристическим слоганам.

    Ожидаемые результаты.

    В результате изучения курса у учащихся будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания учащихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями.

    Кроме того, учащиеся закрепят алгоритм выполнения любого практического задания, объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.

    Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.

    Тематическое планирование

    Название темы

    Количество часов

    В том числе

    теоретических

    практических

    Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности Ориентирование на местности. Азимут

    2

    0,5

    1,5

    Тема 2. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.

    3

    1

    2

    Тема 3. Годовое и суточное движение Земли.

    3

    1

    2

    Тема 4. Градусная сетка. Географические координаты.

    4

    1,5

    2,5

    Тема 5. Часовые пояса.

    2

    0,5

    1,5

    Тема 6. Литосфера. Гидросфера

    2

    0,5

    1,5

    Тема 7. Атмосфера. Биосфера

    4

    1

    3

    Тема 8. Население Земли. Политическая карта мира

    3

    1

    2

    Тема 9. Природа России

    3

    1

    2

    Тема 10 Население России

    4

    1

    3

    Тема 11 Хозяйство России

    4

    1

    3

    Итого:

    34

    10

    24

    Литература.

    1. Аношко В.С. Олимпиады по географии. Задания 1991-2000гг.: Пособие для учителей/ В.С. Аношко, М.Н. Брилевский, Н.Н. Ганущенко. – Мн.: Тэхналогія, 2001. – 179с.

    4. Дёмина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах/ Дёмина Л.А. - М., Мирос, 1984

    8. Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994.

    11. Клебанович Н.В. «Использование задач при преподавании географии», - География ПВ. 6/2008, 2, 3/2009.

    14. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам: - М.: Просвещение, 1996. – 159с.

    16. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.

    17. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.

    19. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов/ Субботин Г.П.. –М.; «Аквариум», 1997 – 256с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса

    Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией.  Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.

    Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...

    Рабочая программа факультативного курса "Решение задач по биологии"

    Данная рабочая программа подготовлена для факультативного курса "Решение задач по биологии", целью которого является актуализация знаний учащихся по школьному курсу биологии и подготовке к ЕГЭ...

    Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по неорганической химии»

    Рабочая программа: аннотация, содержание, тематическое планирование....

    программа курса "Решение географических задач"

    Программа курса "Решение географических задач по топографическим, общегеографическим картам. глобусу"....

    Рабочая программа факультативного курса ,,Решение задач при подготовке ОГЭ,,

    Факультативный курс предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа, состоящая из трёх разделов (модуль «...

    Рабочая программа курса «Решение географических задач»

    Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение...