Рабочая программа курса «Решение географических задач»
рабочая программа по географии (9 класс)

Патрина Татьяна Борисовна

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по курсу географии основной школы, через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

В основу программы положена идея системно-деятельностного подхода к изучению географии в 9 классе.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

 С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного  и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения географии изменяется содержание и экзаменационной работы в 9-х классах.

 Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследователи, уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и антропогенные комплексы и т.д.

Актуальность предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий, их значении, природы Земли в целом и ее отдельных территорий.

Программа состоит из четырех разделов. В каждом из них представлены разнообразные географические задачи, которые дополняют основной материал программы географии основной школы. Данная программа рассчитана на 0,5 часа в неделю в 9-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_9_kl._brat_17_g.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________  

от «___» ___________ 2017 г.

Рабочая программа

курса «Решение географических задач»

для 9 класса

на 2017-2018  учебный год

                                                         

 Учитель географии: Патрина Т.Б.

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по курсу географии основной школы, через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

В основу программы положена идея системно-деятельностного подхода к изучению географии в 9 классе.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

 С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного  и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения географии изменяется содержание и экзаменационной работы в 9-х классах.

 Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследователи, уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и антропогенные комплексы и т.д.

Актуальность предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий, их значении, природы Земли в целом и ее отдельных территорий.

Программа состоит из четырех разделов. В каждом из них представлены разнообразные географические задачи, которые дополняют основной материал программы географии основной школы. Данная программа рассчитана на 0,5 часа в неделю в 9-х классах.

Формы работы: лекции, практикумы; практические занятия.

Составитель рабочей программы Патрина Т.Б., учитель первой квалификационной категории.

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания учащихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями.

Кроме того, учащиеся закрепят алгоритм выполнения любого практического задания, объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.

Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения;  календарно-тематическое планирование.

Цель

Целью изучения курса факультативных занятий «Решение географических задач» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии, подготовка к успешной сдаче ОГЭ по географии.

Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках географии достаточно велико, поэтому введение подобного курса будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения их решению разного рода географических задач.

Курс направлен на повторение и закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения факультативного курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии.

Задачи

Задачи изучения данного факультативного курса:

  • формирование систематических и прочных знаний по предмету;
  • отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
  • расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о географии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется.

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы рока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
  2. Повторительно-обобщающий урок.
  3. Урок развития речи.
  4. Урок закрепления изученного материала.
  5. Урок контроля.
  6. Урок обобщающего контроля.

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам.

         В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Игры;
  2. Мини – лекции;
  3. Диалоги и беседы;
  4. Практические работы;
  5. Лабораторные работы;
  6. Проектные работы 

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;
  5. Защита презентаций;
  6. Рефлексия

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Решение географический задач» является самостоятельным и в тоже время, составной частью курса «География России» 9 класса.

В основе курса лежит ценностный подход, который актуализирует знания о здоровье и факторах, его формирующих, так как они значимы для каждого человека.

Эколого-географическая направленность курса организуется с учетом трех основных направлений: углубление географических знаний о природном и социально-экономическом окружении, выработка практических умений работать с научной литературой, периодическими изданиями, картографическим материалом, статистическими данными по проблемам здоровья человека с географических позиций и воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе, что будет способствовать потребности и привычки экологически целесообразного поведения.

Структура  курса позволяет свободно соотносить его с содержанием географии мира, России, региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и другими предметами школьного образования.

   В ходе изучения курса предусматриваются различные формы и методы проведения занятий, которые позволяют включать учащихся в проблемно-поисковую и исследовательскую деятельность, закреплять умения и навыки, которые оцениваются и корректируются при выполнении тестовых заданий, работы с картами, творческого отношения к изучаемому материалу.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы курса на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей.

           Важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественнонаучных, страноведческих знаний. Использование потенциала межпредметных связей курсов географии и истории  расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

           Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии.

Место предмета в базисном учебном плане

     Данный курс «Решение географический задач» является источником дополнительных знаний для учащихся при изучении материала основного курса «География России» в                          9 классе. Преподавание выстраивается из расчета 0,5 часа  в неделю, 17 часов  в год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа курса «Решение географических задач» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для курса являются:

Познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов. Познание и изучение особенностей природных компонентов окружающей местности ( село, район, область);

 - овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе;

- формирование практических навыков в изучении природы ( рельефа, погоды, почв, вод суши, растительного и животного мира) и население;

- формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде

Поиск и выделение значимых связей между частями целого, умение разделить процесс на этапы, выделение характерных причинно – следственных связей, решение задач на основе заданных алгоритмов и на основании комбинирования алгоритмов, сравнение сопоставление, классификация, ранжирование объектов, по предложенным критериям, исследование несложных практических ситуациях, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике
Информационно – коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной речи и передача ее содержания, осознанное беглое чтение текста и его информационно – смысловой анализ, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, составлять план, приведение примеров, подбор аргументов, умение перефразировать мысль, использовать разные знаковые системы, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своей деятельности, соблюдением норм поведения в окружающей среде, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей.
Во втором — дидактические единицы, которые являются базой для развития общепредметных компетенций. Это содержательные линии географического образования:
Примеры многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;
Характер и динамика главных природных и экологических процессов;
Знакомство с развитием географических знаний на Земле;
Главные особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды;
Самостоятельная работа с разными источниками географической информации, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них, использовать современные формационные технологии, применять знания в повседневной бытовой деятельности.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;
  2. промежуточный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;
  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты;
  2. устный опрос (УО);
  3. индивидуальный опрос (ИО);
  4. фронтальный опрос (ФО);
  5. практические работы

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Решение географический задач» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», «Решать» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  

Раздел 1. Решение задач по плану и карте. (8ч)

Тема 1. Масштаб.

Решение задач по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

Тема 2. Измерение расстояний на плане местности Ориентирование на местности. Азимут.

Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.

Тема 3. Абсолютная и относительная высота.

Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов.

Тема4. Изображение рельефа на плане местности.

Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых профилей по плану местности. Тренировка умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.

Тема 5.Годовое и суточное движение Земли.

Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.

Тема 6. Градусная сетка. Географические координаты.

Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат. Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара)

Тема 7-8. Часовые пояса.

Решение задач на определение местного и поясного времени.

Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана.

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

1.изображение местности на карте

2.термины  «план  местности», «масштаб», «стороны горизонта», «ориентирование», «меридиан», «параллель», «географические координаты»

уметь

1.определять стороны горизонта, значение высот, глубин

2.называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки

3.ориентироваться на местности по компасу, по местным ориентирам

4. определять координаты географических объектов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»(2ч)

Тема 9. Литосфера. Гидросфера

Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли. Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их возраста.

Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине. Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах.

Тема10. Атмосфера. Биосфера

Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Приёмы работы с синоптическими картами. Решение задач на чтение климатограмм, определение типа климата по климатограмме.

Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и растениями, характерными для данной ПЗ.

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

1.строение Земли

2.определение сфер Земли

3.основные формы рельефа

4.что такое гидросфера, её состав

5.понятия:  моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги

6.свойства океанических вод

7.закономерности океанических течений

8.классификация внутренних вод

9.составные части реки

10.образование озёрных котловин

11.классификация искусственных водоёмов

12.что такое атмосфера, её строение и роль в жизни Земли

13.что такое атмосферное давление

14.образование ветра

15.образование облаков и атмосферных осадков

16.численность населения земли, основные расы

17.основные типы населенных пунктов

уметь

1.показывать формы рельефа (горы, равнины и т.п.)

2.определять расположение гор, равнин

3.объяснять причины землетрясений и извержений вулканов

4.называть и показывать реки, озёра, каналы, проливы, заливы, моря, океаны

5.давать характеристику внутренним водам

6.измерять температуру воздуха, определять среднесуточные температуры

7.строить розу ветров

8.давать характеристику природного комплекса

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.чтение карт различного содержания;

2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями;  

3.наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности;

4.проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»(2ч.)

Тема 11. Население Земли. Политическая карта мира

Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от природных условий.

Тема 12.  Политическая карта мира

Выполнение заданий на составление типологий государств (с использованием различных показателей – положению на материке или острове; по наличию выхода в Мировой океан; по количеству граничащих государств и т.д.)

Решение задач на определение страны по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства.

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

1.численность населения земли, основные расы

2.основные типы населенных пунктов

3.влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы

4.классификация стихийных природных явлений

уметь

1.приводить примеры крупнейших городов мира (3-4),крупнейших народов мира, наиболее распространённых языков, религий, крупнейших по численности и населению стран  

2.называть меры по охране природы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный опрос (ФО)

Раздел IV. Решение задач по теме «География России»(5 ч.)

Тема 13. Природа России

Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры, формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России.

Решение задач на определение падения и уклона рек России, годового стока.

Тема 14-15. Население России

Решение демографических задач: на определение рождаемости, смертности и естественного прироста. Решение задач на определение сальдо миграций. Анализ статистических демографических данных. Решение задач на определение уровня урбанизации региона.

Практическая работа 1. Решение задач на определение плотности населения субъектов РФ, выявление зависимости плотности населения субъектов РФ от природных условий.

Тема 16-17. Хозяйство России

Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование выбора типа электростанций, возможности строительства металлургического комбината и т.д.)

Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально-сырьевой базы.

Практическая работа 2Решение задач на определение субъекта РФ по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства, определение субъекта РФ по туристическим слоганам.

В результате изучения темы ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  1. выявлять причинно-следственные связи;
  2. выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  3. составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
  4. решать практические задачи разной степени сложности;

Называть (показывать):

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли промышленности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению

2. принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО); фронтальный опрос (ФО)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Практические работы

1

Решение задач по плану и карте.

8

-

2

Решение задач по теме «Оболочки Земли»

2

-

3

Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»

2

1

4

Решение задач по теме «География России»

5

1

ИТОГО

17

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

 выявлять причинно-следственные связи;

 выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

решать практические задачи разной степени сложности;

сравнивать различные явления, территории и делать выводы

развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли промышленности.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Аношко В.С. Олимпиады по географии. Задания 1991-2000гг.: Пособие для учителей/ В.С. Аношко, М.Н. Брилевский, Н.Н. Ганущенко. – Мн.: Тэхналогія, 2001. – 179с.

4. Дёмина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах/ Дёмина Л.А. - М., Мирос, 1984

8. Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994.

11. Клебанович Н.В. «Использование задач при преподавании географии», - География ПВ. 6/2008, 2, 3/2009.

14. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам: - М.: Просвещение, 1996. – 159с.

16. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.

17. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.

19. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов/ Субботин Г.П.. –М.; «Аквариум», 1997 – 256с.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____________ / С.В.Вязовова /

«___» _______________2018 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Решение географических задач»

 на 2018 – 2019  учебный год

п/п

Раздел, тема урока

Коли-

чество

часов

Виды и формы контроля

Дата

прохождения темы, раздела

Примеча-

ния

по

плану

факти

чески

Решение задач по плану и карте

8

1

Масштаб. Измерение расстояний на плане местности Ориентирование на местности. Азимут

1

ИО

текущий

2

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.

1

Анализ карт

текущий

3

Годовое и суточное движение Земли.

1

УО

текущий

4

Годовое и суточное движение Земли.

1

УО

текущий

5

Градусная сетка. Географические координаты.

1

ИО

текущий

6

Годовое и суточное движение Земли.

1

ФО

текущий

7

Градусная сетка. Географические координаты.

1

текущий

8

Градусная сетка. Географические координаты.

1

ИО

текущий

Решение задач по теме «Оболочки Земли»

        2

9

Литосфера. Гидросфера

1

Анализ карт

текущий

10

Атмосфера. Биосфера

1

УО

текущий

Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта мира»

2

11

 Население Земли. Политическая карта мира

1

УО

текущий

12

Население Земли. Политическая карта мира

1

ПР

текущий

Решение задач по теме «География России»

4

13

 Природа России

1

ФО

текущий

14

Население и  России

1

ПР

текущий

15

 Хозяйство России

1

ИО

текущий

16

Обобщающий урок

1

тестирование

ИТОГО

16 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Решение физических задач" для 10 класса

Целью данного курса является углубление и систематизация знаний учащихся по физике путём решения разнообразных задач....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)

Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обу...

Рабочая программа курса "Решение нестандартных задач по математике" для 8-9 классов.

Программа может быть использована для дополнительного обучения, факультативных занятий....

Рабочая программа курса Решение проектных задач по робототехнике ФГОС

Рабочая программа курса Решение проектных задач по робототехнике рассчитана на 1 занятие в неделю в течении одного полугодия (всего 18 часов)....

Рабочая программа курса «Решение практических задач по математике». 11 класс.

Рабочая программа курса «Решение практических задач по математике». 11 класс....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 5 класс

Рабочая программа курса включает в себя иписание курса, литературу, планирование....

программа курса "Решение географических задач"

Программа курса "Решение географических задач по топографическим, общегеографическим картам. глобусу"....