Программа по дополнительному образованию: «Дом, в котором мы живем»
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Чуракова Ирина Васильевна

 

Рамки школьной программы не позволяют подробно рассмотреть вопросы  краеведения своего города и округа. Для реализации городской программы развития образования «Столичное образование – 5», для воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину необходимо, как мне кажется, расширить рамки школьной программы. Предлагаемая мной тематика восполняет пробелы в образовании школьников в вопросе краеведения и экологии, расширяет кругозор ученика.

Программа дополнительного образования предполагает, прежде всего, ознакомление школьников со своим округом, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых современному человеку, включает материал, формирующий ценностные ориентации у учащихся по отношению к природе, гуманистические идеи, знакомит школьников с современными экологическими проблемами г. Москвы и ЮАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_dom_vkotorom_ya_zhivu.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1245

Направленность: туристско-краеведческая

Программа по дополнительному образованию

«Дом, в котором мы живём»

краеведческий клуб

                                                  Автор: педагог дополнительного образования

                                                                                                  Чуракова И.В.

     

Срок реализации 1 год

  Возраст детей: 13-15 лет.

Москва 2012

Пояснительная записка.

Направление деятельности программы: туристско-краеведческая

Актуальность краеведческого образования школьников в современном мире переоценить невозможно. В целях городской программы развития образования «Столичное образование – 5»  указывается на необходимость повышения роли изучения учащимися своего ближайшего окружения. Ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, к окружающей его среде. Современный ученик должен обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.

Педагогическая целесообразность: рамки школьной программы не позволяют подробно рассмотреть вопросы  краеведения своего города и округа. Для реализации городской программы развития образования «Столичное образование – 5», для воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину необходимо, как мне кажется, расширить рамки школьной программы. Предлагаемая мной тематика восполняет пробелы в образовании школьников в вопросе краеведения и экологии, расширяет кругозор ученика.

Программа дополнительного образования предполагает, прежде всего, ознакомление школьников со своим округом, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых современному человеку, включает материал, формирующий ценностные ориентации у учащихся по отношению к природе, гуманистические идеи, знакомит школьников с современными экологическими проблемами г. Москвы и ЮАО.

Вид программы: модифицированная, на основе авторской программы И.Н.Рыжова «Мой край родной». Программа адаптирована к условиям школы, к проблемам современности.

Новизна программы: в том, что курс изучается параллельно географии России. Она изначально ориентирована на изучение краеведческого наследия своей малой Родины – ЮАО г. Москвы, как части России.

Основу курса составляют теоретические знания о взаимоотношениях природы – человека – общества. Много внимания уделено практической деятельности учащихся, основанной на краеведческом принципе, который в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Предлагаемая программа обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Ориентирует учеников на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, к окружающей их  природе, учит обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды, что особенно важно и ценно в наше время.

Цели программы:

        Обучающие: 

  1. развитие интереса к краеведению, экологическим проблемам города, округа;

  1. формирование, углубление и расширение знаний учащихся в области краеведения, экологии, охраны природы;
  2. продолжить обучение работе с атласами, научно-популярной  литературой, периодической печатью, Интернет ресурсами, другими источниками информации;
  3. способствовать выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности в ходе изучения курса;
  4. вовлечение уч-ся в практическую деятельность по изучению своего округа, по охране окружающей среды.

Воспитательные: 

  1. формировать экологическую культуру учащихся;
  2. формировать систему взглядов, принципов и норм поведения в отношении к окружающей среде;
  3. воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
  4. формировать чувство понимания и оценки учащимися прекрасного в природе;
  5. способствовать росту инициативы, самостоятельности, чувства ответственности, гражданственности, патриотизма, культуры экологически оправданного поведения в природе и быту.

Развивающие:

  1. развитие познавательного интереса к краеведению и экологии, к проблемам окружающей среды своего города, округа;
  1. формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
  2. привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам города и своего округа;
  3. формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания краеведческой и экологической культуры.

Задачи программы:

  1.  познакомить учащихся с ЮАО г. Москвы, историей образования, основными объектами (природными, экономическими, и др.)
  2. познакомить учащихся с наукой экология, её основными целями и задачами;
  3. познакомиться с экологическими проблемами города;
  4. познакомиться с экологическими проблемами округа;
  5. привлечь учеников к практической деятельности;
  6. научить детей обобщать итоги своей работы.

        

Отличительные особенности программы:

Занятия проводятся для детей, проявляющих интерес к краеведению, к проблемам экологии, к расширенному изучению естественных наук. Позволяют им реализовать свои интересы в виде проектов, исследовательских работ на школьных конференциях, окружных конкурсах.

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Программа состоит из трех основных частей.

Теоретическая часть программы направлена на формирование системы знаний о краеведении, о взаимодействии природы, общества и человека, на понимании экологии как науки. Основные понятия курса раскрывают некоторые отрицательные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу и позволяют всесторонне обосновать пути решения экологических проблем города, округа.

Коммуникативная часть направлена на развитие общения, культуры взаимоотношений друг с другом. Для этого используются деловые игры, диалоги, беседы, диспуты.

Практическая часть включает в себя практические работы и практикумы, самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации и деятельность школьников по изучению своего округа, по охране природы.

Главный аспект программы – краеведение и экологические знания составляющие научную основу рассмотрения проблем охраны и преобразования природы своего округа. Она позволяет реализовать воспитательный и развивающий потенциал в интеграции эколого-географических знаний, обеспечивает развитие экологического сознания личности.

        Особенности   возрастной    группы   детей:

Программа дополнительного образования рассчитана на один год, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 8-10 классов

(15-17 лет).

Состав группы постоянный. Групповая форма занятий. Набор детей свободный по интересу и увлечению предлагаемой программой. Количество детей в группе не более 10-15 человек (для более эффективной и целенаправленной работы).

         Режим занятий:

        Занятия проходят 1 раз в неделю по два часа.

        Общее число часов в год- 76 часов.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки: 

Учащиеся должны знать: что изучает наука краеведение и экология, роль и значение этих знаний в современном мире; основные экологические понятия. Взаимосвязи в природе, взаимоотношения человека и природы; охраняемые природные территории, имеющиеся на территории округа; их роль в охране природы, влияние деятельности человека на окружающую среду. Основные сведения о ЮАО города Москвы, о расположении на его территории основных объектов, об  экологии округа и экологических проблемах, предполагаемых путях их решения.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться в пределах своего округа, приводить примеры взаимосвязей живой и неживой природы; объяснять необходимость сохранения природных объектов; наносить на карту округа промышленные объекты, представляющие экологическую опасность для жителей; объяснять младшим школьникам необходимость охраны природы.

  Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Москве, любить, ценить и оберегать окружающую их среду.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

В ходе работы группы планируется выпуск и распространение листовок о необходимости охраны природы в округе; рейд в Битцевский лесопарк  с целью сбора мусора и распространения листовок о необходимости соблюдения чистоты в парке; планируются участия в школьной  конференции, в природоохранных акциях муниципального района Чертаново-Южное; запланированы многочисленные экскурсии по территории округа.

 Учебно-тематический план 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теоретическ.

практическ.

1

Знакомство с программой: «Дом, в котором мы живём».

1

1

-

2

Москва- город, в котором мы живём. Особенности города. Просмотр в/ф «Москва- столица России»

3

1

2

3

Южный Административный Округ на карте Москвы. Общий обзор округа. Административное деление.

5

1

4

4

История образования и развития округа. Знаменитые люди, Топонимика основных улиц, парков, скверов.

7

2

5

5

Географическое положение и природная среда. Характеристика рельефа, климата, рек и др. водоёмов.

7

2

5

6

Промышленные предприятия ЮАО, их месторасположение, выпускаемая продукция.

7

2

5

7

Транспортная сеть округа. Виды транспорта.

5

1

4

8

Карта округа и расположение на ней географических, промышленных, научных, социальных спортивных, культурных объектов.

7

2

5

9

Современное развитие округа, района Чертаново-Южное. Пути дальнейшего развития.

5

2

3

10

Состояние окружающей среды и экологическая ситуация в городе. Наука экология.

5

1

4

11

Экология ЮАО.

3

1

2

12

Экологический мониторинг окружающей нас среды (район Чертаново-Южное).

9

2

7

13

Окружающая среда и наше здоровье

4

1

3

14

Возможные пути решения создавшихся проблем.

6

2

4

15

Организационные мероприятия

2

1

1

Итог:

76

22

54

Содержание программы:

Тема 1. Знакомство с программой: «Дом, в котором мы живём». 

Первое занятие знакомит учащихся с задачами программы, её основными направлениями, особенностями. Раскрывается актуальность изучения своей малой Родины в современных условиях. Представляются плановые мероприятия, экскурсии, практическая деятельность. Проводится инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экскурсий, по правилам поведения в общественных местах, на природе.

Тема 2. Москва- город, в котором мы живём.

Поскольку ученики ранее достаточно часто говорили о Москве, посещали музеи, достопримечательности и т. д., учитель в виде беседы, проводит обзор основных особенностей города, вспоминаем историю, символику, основные памятные даты, места. Говорим о значении города для страны, для нас.

Предполагается просмотр в/ф: «Москва- столица России». В качестве закрепления материала проводится викторина по теме. Практическая часть знакомит ребят с городом во время экскурсии: «Вечерняя Москва».

Тема 3. Южный Административный Округ на карте Москвы.

Учитель представляет краткое общее знакомство с ЮАО г. Москвы. Проводится работа с картой Москвы, ученики выделяют свой округ, район. Говорят о его месторасположении на карте города. Знакомство с символикой округа, административным  делением. Составление контурной карты района. Изображение герба. Выявление особенностей района, отображённых на гербе. Работу представляем в виде мини-проекта. Обзорная экскурсия по ЮАО.

Тема 4. История образования и развития округа. Знаменитые люди, Топонимика основных улиц, парков, скверов.

Вводное слово учителя по истории развития территории. Изучение краеведческой литературы, других источников информации. Составление плана текста исторического развития округа, перечисление основных исторических событий, памятных мест. Показать занятия людей, в разные периоды времени. Познакомиться  с  выдающимися людьми округа, пригласить, по возможности кого-то из них, на творческую встречу. Собрать сведения о происхождении топонимов округа. Работу представить в виде презентации или письменного отчёта. Возможно выполнение работы по теме: «История моей школы», посещение музея заповедника Царицыно.

Тема 5. Географическое положение и природная среда. Характеристика рельефа, климата, рек и др. водоёмов.

Познакомить ребят с особенностями физико-географической характеристики округа (рельефом, климатом, реками, водоёмами), растительным и животным миром. Предполагается работа с научной, учебной литературой, составление описания природы округа. На контурную карту наносятся изученные объекты. Посещение музея  Землеведения или Геологического музея Вернадского В.И. Экскурсия в Битцевский лесопарк (оформление и распространение листовок об охране и чистоте природы).

Тема представляется картой, текстовым материалом, фотографиями о посещении музея, лесопарка.

Тема 6. Промышленные предприятия ЮАО, их месторасположение, выпускаемая продукция.

История формирования хозяйства округа. Старейшие, современные и научно-исследовательские предприятия. Территориальная структура хозяйства. Работа с краеведческой литературой. Выделение на карте основных промышленных предприятий. Посещение предприятий, знакомство с работниками и выпускаемой продукцией. Возможно посещение музея Народный метрополитен или музея Городской телефонной сети.

Тема представляется картой, текстовым материалом, презентацией.

Тема 7. Транспортная сеть округа. Виды транспорта.

Учащиеся знакомятся с историей формирования транспортной сети, с основными автомобильными, ж/д магистралями, водными путями, линиями метрополитена округа. Монорельсовая  дорога -новый вид транспорта (экскурсия по станциям монорельсовой  дороге). Анализируют карту: «Транспорт Москвы», выявляя обеспеченность районов округа городским пассажирским транспортом, делают выводы, представленные в виде исследовательского проекта. Представляют сообщения о работе станций метрополитена.

Тема 8. Карта округа: расположение на ней географических, промышленных, научных, социальных, спортивных, культурных объектов.

Изучение месторасположения научных, социальных спортивных, культурных объектов; на карте и на местности. Выделение месторасположения школы на карте округа. Составление топографического плана школы. Посещение Дома малютки. Провести традиционную акцию в школе по сбору средств для оказания помощи детям сиротам.

Тема представляется картой, планом школы, фото материалами по передаче средств администрации Дома малютки.

Тема 9. Современное развитие округа, района Чертаново-Южное. Дальнейшие пути развития.

Изучение современного развития района, выявление отраслей специализации. На базе полученных  данных, предлагаются возможные пути развития округа, района. Разрабатываются индивидуальные планы развития территории. Проводится деловая игра, на которой рассматриваются все варианты, проходит обсуждение. Предполагается пригласить специалиста районной управы.

Тема представляется видео материалами.

Тема 10. Состояние окружающей среды и экологическая ситуация в городе. Наука экология.

Познакомить ребят с основами экологии – науки будущего, с экологическим мониторингом окружающей среды, показать актуальность и возрастающую роль науки в современном обществе. Проанализировать современное состояние окружающей среды и экологическая ситуация в городе, на основании имеющейся литературы, сделать выводы. Подготовить вопросы для анкетирования учеников и родителей школы о состоянии окружающей среды в округе и основных загрязнителях воздуха, почвы, воды. Возможно посещение Ботанического Сада, либо музея Тимирязева «Природа и человек»

Тема 11. Экология ЮАО.

Изучение экологического состояния округа. Выделение на карте наиболее загрязнённых районов. Определение основных загрязнителей воздуха, почвы, воды в округе. Провести анкетирование учеников и родителей школы о состоянии окружающей среды в округе. Обработать анкеты, сделать выводы.

 Возможно посещение Музея Леса.

Тема представляется творческим отчётом о проделанной работе.

Тема 12. Экологический мониторинг окружающей нас среды (район Чертаново-Южное).

«Речь городов монотонна, бессвязна,

Песня лесов гармонична, светла.

Как я устал от стен этих грязных,

Как надоели мне грохот и мгла…»

                 У. Мак-Дональд

Дискуссия по четверостишью. Провести исследование транспортного потока в районе Варшавского шоссе, выявить уровень загрязнения воздуха в прилегающих территориях, в районе школы. Провести исследования состояния растений, почвы на некоторых территориях района сделать выводы. Отчёты представить в виде индивидуальных проектов.

Тема 13. Окружающая среда и наше здоровье.

« Всё меньше окружающей природы – всё больше окружающей среды»

                                                             Р. Рождественский

Провести диспут по высказыванию.

Выявить взаимодействие между природой и деятельностью человека. Раскрыть, на конкретных примерах, отрицательные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу округа. Экскурсия в музей заповедник Коломенское.

Тема 14. Возможные пути решения создавшихся проблем.

Представить проекты возможных путей решения местных экологических проблем. Провести акцию: «Чистый лес» по сбору мусора  в Бицевском лесопарке. Подготовить материалы работы к представлению на школьной конференции, принять участие в её работе. Представить некоторые работы ребят на окружной конкурс творческих работ. Подготовить  спектакль для показа младшим школьникам о необходимости охраны природы.

Методическое обеспечение программы.

В зависимости от темы занятия, используются  словесные (дискуссии), практические (исследования, наблюдения, экспериментальная работа), методы с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсии, а так же работа с учебной и научно-популярной   литературой. Подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов; работа с использованием компьютерных программ, с наглядными пособиями и наглядным материалам (коллекции).

 Программа направлена на познание своего города, округа, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем изучения истории развития округа, современного состояния, наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите. Немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Дидактический материал:

  1.  Набор географических карт и планов г. Москвы и ЮАО
  2. Комплект планов лесопарка “Битца”
  3. Гербарий растений
  4. Коллекция горных пород.

Средства и оборудование:

Программа предполагает использование оборудования:

1. Телевизионный центр (видеоцентр)

2. Веб-камера, мультимедийный проектор

  1. Видеотека в соответствии со стандартным каталогом
  2. Интернет ресурсы
  3. Фотоаппарат, видеокамеру

Используемые средства: наборы цветных карандашей, фломастеров, измерительных материалов; планшеток, бумага различного формата.

Список литературы. 

 Используемая педагогом для разработки программы  и   организации  образовательного процесса:

1.Битюкова В.Р. и др. “Экология Московского региона”  Москва. “Экопрос”. 2003.

2.Битюкова В.Р. и др. “Материалы по географии и экологии 2.Московского региона” Москва. “Экопрос”. 1995.

3.Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1980.

4.Михеев А.В. и др. Охрана природы. М.: Просвещение, 2000.

5.Е.Ю. Ривкин. Школьное краеведение. Методика преподавания. М.2007.Ф.Г. 6.Сагитов. Неизвестное об известном. УМЦ ЮАО М. 2005.

7. Московское краеведение. Учебно-методическое пособие. М.2007.

  8. О.В. Песков «Мемориальные доски Москвы» Москов. учебник, М. 2009

  9. Р.Б. Котельников «Моя малая Родина» Москов. учебник, М. 2004

 10. В.Л. Зверев «Природа и культура Москвы и окрестностей» Моск уч, М.             2008

 Рекомендуемая для детей и родителей:

1.Захлебный А.Н. Книга для чтения об охране  природы.

2.Рянжин С.В. Экологический букварь для детей и взрослых. СПб:     Печатный двор, 1999.

3.Большая энциклопедия природы для детей. Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.

4.Кузнецов В.Н. “Экология России” Хрестоматия. М, АО “МДС”. 1995г.   5.Край наш Московский. М. «Экопрос» 1997

  6.Московия. 1, 2, тома. Энциклопедия. М. «Московский писатель» 1997

          7. А. Торопцев «Чо мы знаем о Москве» изд. Олма Пресс, М.2005

          8.И. Сергеев  «Царицыно. Суханово», изд. Голос, М.1998

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."

Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:·         Сформировать экологическ...

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...

Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках ...

Программа работы с родителями «Мир, в котором я живу»

Вашему вниманию представлена программа работы с родителями "Мир, в котором я живу", целью которой является создание условий, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и ...