Программа работы с родителями «Мир, в котором я живу»
рабочая программа (9 класс)

Курзякова Антонина Петровна

Вашему вниманию представлена программа работы с родителями "Мир, в котором я живу", целью которой является создание условий, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9b_programma_raboty_s_roditelyami.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»

                                                                         

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Курзякова А.П.

9Б класс

Воспитание есть искусство, применение  которого должно совершенствоваться  

многими поколениями.

                                                                                                     Кант

г. Нижневартовск

2018 год

Программа работы с родителями

«Мир, в котором я живу»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников. Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Идеальная цель – это полноценный человек, культурная, высоконравственная, творческая личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений.

С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребенка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребенок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребенке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

МБОУ «СШ №40» работает по программе воспитания и социализации обучающихся «Мир, в котором я живу», целью которой является создание условий, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  В соответствии с целями и задачами школьной программы воспитания разработана программа работы с родителями.

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Назначение  Программы

Настоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руководителя  с  родителями  обучающихся    класса.

Цель Программы

Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка в системе единой образовательной и воспитательной среды школы и семьи.

Задачи  Программы

- повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;

- сoдействие  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  родителей  в  жизнедеятельность  классного  сообщества;  

- выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграция  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;

- пропаганда  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  противоправных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

Сроки  и  этапы  реализации  Программы

Программа  ориентирована  на  2018-2019  годы.

1  этап  реализации  Программы – информационный  (2018-2019уч.г.)

На  данном  этапе  будет  производиться сбор информации, анализ  и  изучение социально-бытовых условий  семей  обучающихся   класса  и  создание  условий  для  участия  семей  в  воспитательном  процессе.

2  этап – продуктивный  (2019-2020 уч.г.)

На  данном  этапе  будет  производиться  педагогическое  и  психологическое  просвещение  родителей, работа  с  проблемными  семьями, сотрудничество  с родительской общественностью по  организации  воспитательной  работы  в  классе.

3  этап -  рефлексивный  (2020-2021г.)

Подведение  итогов  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  обучающихся  за  период сотрудничества.

Нормативно-правовая и методологическая основа программы

Нормативно-правовой и методологической основой программы воспитания и социализации школьников «Мир, в котором я живу» является «Всеобщая декларация прав человека», Международная Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ (ст. 28, ст. 29 «О свободе совести и о свободе информации»), Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), , Гражданский кодекс РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС общего образования), Федеральная программа «Патриотическое воспитание», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, Устав образовательной организации и другие законодательные акты и нормативные документы, касающимися сфер образования и культуры

Информационная справка

МБОУ «СШ №40» создаёт условия для реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «Мир, в котором я живу», обеспечивая приобщение обучающихся к ценностям семьи, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Активная роль в реализации Программы отводится родительской общественности: родители обучающихся; члены классных и общешкольного родительского комитета, члены Управляющего совета школы.

Педагогическая культура родителей – один из действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основывается на следующих принципах:

–совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–опора на положительный опыт семейного воспитания.

В плане повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, деловая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинги.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни школьника.

Очень важно, чтобы семья и школа консолидировали свои усилия и выработали единый подход к воспитанию обучающихся. Такой подход обеспечит гарантированный успех в деле воспитания и социализации ребенка в обществе.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый коллектив имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

Коллектив 9Б класса состоит из 25 человек – 8 мальчиков и 17 девочек. Все дети воспитываются в полных семьях. Все семьи относятся к благополучным и обеспеченным.  Подтверждением тому являются те факты, что все дети полностью обеспечены необходимыми школьными принадлежностями, соответствующей школьной одеждой, более 50% класса получают полное питание (с родительской доплатой), кроме детей льготной категории. 78% обучающихся класса посещают учреждения дополнительного образования – различные спортивные секции, образовательные курсы.

Со стороны родителей следует отметить их ответственность за своих детей и требовательность к ним. Этот факт подтверждает регулярное посещение общешкольных и классных родительских собраний, постоянный контроль дневников и наличие подписей родителей в них,  индивидуальное обращение к классному руководителю по частным ситуациям. Стоит отметить и активность некоторых родителей в делах класса. Ежегодно родители принимают участие в школьной осенней ярмарке «Дары осени», где делают красочный фоторепортаж мероприятия, оказывает помощь в организации внеклассных мероприятий. Шесть родителей являются членами классного родительского коллектива и один – школьного родительского комитета. Активность родителей вносит весомый вклад в сплочение детей в единый дружный коллектив. Многие другие родители по просьбе классного руководителя оказывают посильную помощь классу.

В классе по итогам 8 класса 2 отличника, 12 хорошистов. Учебная мотивация у обучающихся соответствует среднему и высокому уровню. Задача классного руководителя совместно с родителями поддерживать этот уровень, чтобы не допустить снижения качества успеваемости и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации через дополнительные внеклассные мероприятия.

Что касается межличностных отношений обучающихся, то в классе они представлены многогранно. По результатам проведенного опроса обучающихся по методике О.И. Моткова и на основании карт показателей личностного роста школьников можно сделать следующие выводы.

  • В качестве настоящих друзей были названы почти все обучающиеся классного коллектива. Следует отметить двух явных лидеров.
  • Альтруистическими лидерами коллектива признаны еще два ученика.
  • Данная методика помогла выявить и делового лидера в классе, это отличница класса.
  •  Эмоциональными лидерами класса признаны три ученицы класса.

Учитывая все возрастные психоэмоциональные качества этих обучающихся, а также организуя сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом и родителями,  возникает возможность рационально распределить ответственных лиц в системе классного самоуправления.

Что касается критериев уровня развития классного коллектива, то по результатам опроса обучающихся  схематично это выглядит следующим образом.

 

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми (родительские лектории, классные часы, мастер-классы).
  • Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  • Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

2. Совместная деятельность родителей и обучающихся:

  • умственное развитие
  • воспитание нравственной культуры
  • воспитание эстетической культуры
  • воспитание физической культуры и здорового образа жизни
  • воспитание трудолюбия и профориентация

3. Мониторинг

  • анкетирование
  • изучение межличностных отношений в классе с использованием методик Л.М.Фридмана, М.И. Рожкова, О.И. Моткова

Критерии:

  1. Качество успеваемости.
  2. Межличностные взаимоотношения в классе.
  3. Улучшение взаимоотношений ученик-родитель, ученик-учитель, ученик-ученик
  4. Повышение уровня воспитанности обучающихся.
  5. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью.

Условия успешной реализации программы:

  • равноправное участие родителей в процессе развития и воспитания детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
  • переход школы от доминирующих форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе;
  • осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
  • установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Ожидаемые результаты:

Реализация основных направлений данной программы позволит

  • Укрепить связь и обеспечить сотрудничество с родительской общественностью;
  • Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
  • Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;
  • Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся;
  • Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся и непосредственный вклад родителей в эти достижения;
  • Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.

Содержание программы

Направления и содержание деятельности

Формы проведения

сроки

ответственные

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Физические проблемы взросления детей

педагогический треугольник

9 класс

Врач, классный руководитель

Физиология подросткового возраста, здоровье, личная гигиена.

дискуссионный клуб

9 класс

Классный руководитель, родители

Психологические и психофизические особенности подростка

родительский лекторий

9 класс

Психолог

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

ролевая игра

9 класс

Психолог, классный руководитель

Психологические и возрастные особенности развития подростка

Лекция + психологический практикум

9 класс

Психолог, классный руководитель

Искусство воспитания

Педагогическая мастерская

9 класс

Классный руководитель

Профориентация: «Выбор дальнейшего пути: за и против»

родительская конференция

10 класс

Родители, классный руководитель, психолог

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

консультации индивидуальные и групповые

10 класс

Классный руководитель

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании

интерактив

10 класс

Психолог, классный руководитель

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения

дискуссионный клуб

10 класс

Классный руководитель. Родители

Результативность школьного урока. От чего она зависит?

беседа

10 класс

Классный руководитель

Педагогический такт родителей

Родительский ринг

11 класс

Классный руководитель

Школа – второй дом. Какой мы ее хотим видеть?

организационно-деятельностная игра.

11 класс

Классный руководитель

Человек, которому я доверяю.

родительские чтения

11 класс

классный руководитель

Информационное окно

Интернет форум

11 класс

Классный руководитель,

родители

Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой.

собрание-диалог, вечер вопросов и ответов

11 класс

Классный руководитель, учителя предметники

2. Совместная деятельность родителей обучающихся и  школы

Давайте познакомимся

тренинг

9 класс

Классный руководитель

Страна «Семь Я»

Конкурс, выпуск газеты

9 класс

Классный руководитель, родители

Дети глазами родителей, родители глазами детей

Совместное с детьми родительское собрание

9 класс, начало года

Классный руководитель, актив класса

Моя семья – моя радость

Совместное с детьми родительское собрание

9 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса

Алло, мы ищем таланты

Совместное с детьми родительское собрание

9 класс, конец года

Классный руководитель, совет класса, родители

Семья года

Совместное с детьми родительское собрание

9 класс, конец года

Классный руководитель, совет класса, родители

Путешествие в осенний и зимний лес

Туристические походы

ежегодно

Классный руководитель, родительский комитет

 «Улицы нашего города»,

экскурсии

1 раз в четверть

Родительский комитет

«Югра – мой край родной», «Памятник героям Самотлора»

путешествия

ежегодно

Родительский комитет

Мисс и миссис Весна.

Рыцарь 21 века

праздник

ежегодно

Классный руководитель, совет класса, родители

Встреча поколений

праздник

10класс

Классный руководитель, совет класса, родители

 Спорт, семья и я.

Спортивная эстафета

 ежегодно

Классный руководитель, учитель физической культуры, род.комитет

Профессии, которые мы выбираем.

Круглый стол

11 класс

Классный руководитель, родительский актив

 Мы и наше время

Дискуссионный клуб

11 класс

Классный руководитель, совет класса

 Что, где, когда?

Интеллектуальная игра

11 класс

Классный руководитель, совет класса

 Мы и наши дети

Проект

11 класс

Классный руководитель, родительский актив

Семейный альбом

Проект

11 класс

Классный руководитель, инициативная группа

3. Мониторинг

Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

Изучение межличностных отношений в классе.

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

Изучение уровня воспитанности обучающихся, усвоение воспитательных понятий

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель

Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок.

Анкетирование, тестирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Программа по дополнительному образованию: «Дом, в котором мы живем»

Рамки школьной программы не позволяют подробно рассмотреть вопросы  краеведения своего города и округа. Для реализации городской программы развития образования «Столичное образование – 5», ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»

Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:·         Сформировать экологическ...

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...

Домашняя исследовательская работа из цикла: «Дом, в котором я живу».

В 10 классе учащиеся успешнее и охотнее выполняют домашние задания, в которых им предлагаются не только учебные задачи, а задачи практического характера, формирующего экологическое мышление. Для учащи...