"Карта мира на моем обеденном столе"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Утаганова Индира Борисовна

Урок в 10 классе знакомит  учащихся с жизнью и деятельностью Н. И. Вавилова; с Центрами  происхождения культурных  растений, с родиной культурных растений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА  № 7

.

Урок по теме

 «Карта мира на обеденном столе».

Номинация – сценарии уроков.                                                                

                    Подготовила:                                                                

                                                              Учитель географии –  Утаганова И. Б.

Тюменская область, ЯНАО,

город Новый Уренгой,

СМП 700, дом 43, кВ.12

Т. 922-452-02-16

indira1005@mail.ru

        Программа

Учебник – Экономическая и социальная

география мира.

 10 класс, В.П. Максаковский.                                                

г. Новый Уренгой

Цель: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Н. И. Вавилова;

познакомить учащихся с Центрами  происхождения культурных  растений, с родиной культурных растений. Совершенствовать навыки работы с картой, дидактическим материалом.

Оборудование:   политическая карта мира, атласы, компьютер, проектор,  разносы   с продуктами питания.

Тип урока:  комбинированный.

Класс разделён на 5групп.

Ход урока.

Учитель географии.

Сегодня у нас необычный урок -  урок-практика. Мы совместим  две темы политическая карта мира и Центры происхождения культурных растений. Мы попытаемся самостоятельно получить более углубленные и расширенные знания.

Главной целью нашего занятия является выполнение практической работы, в результате  которой вы должны узнать Центры происхождения культурных растений и спроецировать их на политическую карту мира. Но, вначале я бы хотела предоставить слово  ученице вашего класса Мавриной Вале.

Выступление Мавриной Вали (ученица 10 класса).

 Вавилов Николай Иванович (1887-1945), российский генетик, историк, физиолог, селекционер, биолог. Он создатель учения о биологических основах селекции и Центрах происхождения и разнообразия культурных растений. Организовал ботаника- агрономические экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Северной южной Америки, установил на их территории древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений. Собрал крупнейшую коллекцию семян культурных растений, обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов (1920). Автор концепции линеевского вида как системы (1930). Инициатор создания многих научно-исследовательских учреждений, президент Всесоюзного географического общества. (1931-1940).

         В августе 1940 года арестован, обвинён в контрреволюционной вредительской деятельности и в июле 1941 года приговорён к расстрелу, заменённому 1942 году 20-летним заключением. Умер в больнице саратовской тюрьме, посмертно реабилитирован в 1955 году.

 Он прошёл дикими непреступными зарослями пяти континентов. В Эфиопии встретился с бандитами. На Кавказе попал в оползень и выкарабкался с тяжёлым рюкзаком. В Сахаре провёл ночь рядом с логовом льва. Неделю питался в пустыне сушёной саранчой. Был первым европейцем, проникшим в высокогорный район Афганистана, хотя не имел ни опытных проводников, ни карт.

         Но разве был покой этой душе и в самые мирные годы, во время ежедневной работы? Он вставал раньше солнца, спал только пять часов, никогда не бывал в отпуске, не знал что такое «выходной».

Успеху Вавилова предшествовала известность его учителей – Тимирязева, Бежсона. У него очень быстро выросла научная школа. Из Саратова за ним, совсем ещё молодым профессором, уехал в голодный Петроград сразу же около тридцати человек. Целый «Вавилон», как говорили тогда…

Он очень много дал своей молодёжи в нравственной области. В блокадном  голодном Ленинграде его ученики не притронулись к огромному семенному запасу своего института. Ведь это была та мировая коллекция культурных растениё, которую собирал Вавилов. А они знали, что некоторые семена доставались ему  с риском для жизни. Но главное-это была (и есть!) коллекция генов растительного богатства планеты, которую необходимо передать в будущее. И люди умирали голодной смертью рядом с пищей-с семенами.

В обстоятельствах смерти академика Вавилова не все до конца ясно, хотя под документы (они сохранились). Николай Иванович в тюрьме оставался самим собой. У него не было ожесточения в страданиях. Документы показывают, что он ни одному человеку не причинил вреда, не старался облегчить свою учесть, очернить других.… Таково официальное заключение.

Нельзя оправдать тех, на чьей совести гибель Вавилова, или как-то  их роль. Но сейчас несправедливо по отношению к великому учёному перебирать только эпизоды его трагедии. Не пепел смерти, но пламя жизни должны нести дальше потомки. И помнить вавиловский завет: «Жизнь коротка, надо спешить, спешить, решая высокие задачи».

Учитель.

Ребята, мы приступаем к основной части нашего урока «Практической работе».

Цель  практической работы в том, чтобы по продуктам питания и материалам  предоставленным  на разносах каждой группе, определить и классифицировать их по Центрам.

Она состоит из двух этапов.

1 этап.

Вы должны будете по набору продуктов питания и материалов (каждой группе раздаются подносы с продуктами питания и тканью), пробуя, нюхая их:

  1. Определить из какого растения  изготовлено;
  2. По таблице №1 определить Центры происхождения культурных растений;
  3. Занести результаты в таблицу №2.
  4. Алгоритм выполнения работы представлен каждой группе.
  5. На выполнение этой работы вам дается 15 минут. (Во время выполнения работы учитель консультирует).

На экране  высвечивается таблицы Центры происхождения Культурных растений.

2 этап.

Но это ещё не всё, впереди ещё один этап. Сейчас, вы полученные знания спроецируете на политическую карту мира. На экране таблица №3. Перед вами таблица со странами, которые являются родиной тех или иных сельскохозяйственных культур. Через несколько минут кто-нибудь из каждой группы выйдет по очереди к доске и представит  продукты  питания, которые пробовали, назовут

сельскохозяйственную культуру            Центр происхождения         страны.

На парте вам будут представлены  Центры происхождения в виде цветных тарелок  и названия культур. Вы должны будете выбрать свой Центр наложить на контурную карту и прикрепить к ней культуры. (Контурная карта  «Политическая карта мира»  представлена на доске в виде стола.)

Поле того, как ребята отчитались о проделанной работе, учитель подводит итог урока.

Комментарии оценок.

Итак, тех целей и задач, которые были поставлены перед нами мы достигли:

1.Познакомились с Центрами происхождения культурных растений; <Рисунок1>

2. Узнали страну – родину растения; <Рисунок2>

3. Спроецировали на карту мира. <Рисунок3>, <Рисунок4>.

Спасибо за урок.

                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сервировка праздничного обеденного стола».

Тема: «Сервировка праздничного  обеденного стола.  Блюда праздничного стола».Цель урока: научить учащихся сервировать праздничный стол, стол – фуршет. Задачи:образовательная: ознакомит...

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Конспект урока «Обеденный стол: эстетическое оформление»

Цель:    ознакомить учащихся с особенностями оформления обеденного стола, составления меню к обеду, с основами рационального питания; совершенствовать умения по подготовке стола к приём...

Исследовательская работа учащегося "Гости из древнего мира в моем поселке"

Работа основана на античной мифологии. Учащийся занимался поиском объектов, учреждений поселка, носящих имена античных героев и богов. ...

Классный час на тему "За обеденным столом"

Цель: познакомить учащихся с основными правилами поведения за столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд....

Исследовательская работа. «Принцесса» на обеденном столе или просто – Соль!

В разных странах люди употребляют в пищу различные продукты. И только один продукт везде одинаков – поваренная соль. В минералогии её называют галитом, в технике и в быту – поваренной или ...