Проект "Карта мира на нашем столе"
проект по географии (8 класс)

Долгова Любовь Михайловна

Данный проект исследует родину растениий-путешественников, которые были завезены в нашу страну. Он знакомит с центрами происхождения некоторых растений, которые встречаются на нашем обеденном столе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_mira_na_nashem_stole.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………2

Глава 1.Откуда родом те растения, которые мы едим?............................................................ 3

  1. Хлеб из пшеницы……………………………………………………………………………4
  2. Картофель ………………………………………………………………………………...4-6
  3. Белокочанная капуста……………………………………………………………………..6
  4. Морковь ……………………………………………………………………………………..7
  5. Лук ……………………………………………………………………………………….7-8
  6. Сахарная свекла …………………………………………………………………………….8

1.2 Томат ………………………………………………………………………………………   9

1.3.Огурец ……………………………………………………………………………………9-11

1.5 Подсолнечник …………………………………………………………………………..…10

1.6 Апельсин………………………………………………………………………………   10-11

1.7Мандарин ……………………………………………………………………………………11

1.8.Чай……………………………………………………………………………………….11-12

Глава 2. Родина и центр происхождения растений ………………………………………….13

Глава 3. Исследование …………………………………………………………………………14

Заключение ……………………………………………………………………………………..15

Список используемых источников……………………………………………………………16

Введение

  Актуальность темы исследования: История переселения многих культурных растений связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Узнавая родину того или иного растения, мы одновременно знакомимся с природой той страны, ее культурным прошлым, лучше понимаем необходимость охраны богатства всего растительного мира, включающего и те растения, полезные свойства которых еще не известны человеку.

Объект исследования: растения, человек, страна, откуда родом растение .

Предмет исследования: растения, которые находятся на нашем обеденном столе.

Цель исследования: исследовать родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну.

Глава 1.Откуда родом те растения, которые мы едим?

   В очередной раз посетив нашу школьную столовую, я задумалась, откуда родом растения, которые мы едим? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось изучить много литературы. И вот что я выяснила...

   Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества, было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Не брезговали мелкими животными – ящерицами, мышами, улитками.

    Люди замечали, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян или плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо. До того, как люди открывали новые земли, и страны они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Из своих далеких путешествий люди везли новые ранее не известные в Европе растения.

   Основные растения, которые мы употребляем в пищу, это картофель, помидор, морковь, капуста, свекла и яблоко. Например, для приготовления рассольника необходимы картофель, огурцы, перловка, лавровый лист, перец. А для приготовления плова - обязательны рис и морковь. Хлеб готовят из пшеничной муки, а компот из сухофруктов (яблоко, груша, персик и т.д.).

      Наш обеденный стол является своеобразной картой мира.

        

1.1. Хлеб из пшеницы.

Мама печет хлеб дома из пшеничной муки. А каков бывает  аромат свежеиспеченного хлеба. Следующее задание у меня было узнать,  откуда же пришла к нам  пшеница. Поработав с литературой, я узнал, что пшеница к нам пришла из Двуречья. Сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле, но в результате глобального исследования различных видов пшеницы российским ученым Вавиловым, было установлено целых три независимых друг от друга очага происхождения этой культуры. Сирия и Палестина оказались родиной "дикой" пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) - родиной твердых сортов пшениц; а предгорья Западных Гималаев - центром происхождения мягких сортов пшеницы.

1.2.  Картофель

     Из какого еще растения можно приготовить столько полезных и вкусных блюд, как из картофеля! Картофель всегда занимает одно из первых мест на нашем столе – вареный и жаренный, с маслом и сметаной. Картошка – прекрасный гарнир к мясу и рыбе. Без него и суп не тот. Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта синтетический каучук и многое другое.

Но таким универсальным продуктом картофель стал не так уж и давно.

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500 м, можно встретить почти все известные виды этого растения.

Испанские завоеватели в конце XV в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно не знакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался “чуньо”. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.

В конце XVII в. это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметеву мешок картофеля

В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни.

Население не знало еще, как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала “вторым хлебом”.

В Бельгии существует музей картофеля.

 На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег.

Картофелю посвящали стихи и баллады .  Картофель когда-то прославлял в своей музыке великий Иоганн Себастьян Бах.  

Существует два редких сорта, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим и после варки:  Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах — «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России.

 В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю.

В календаре Инков существовал один из двух способов определения дневного времени: измерением времени служило время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу. То есть, в Перу говорили: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из картофеля.

В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.

1.3. Белокочанная капуста

Белокочанная капуста – народная любимица, трудно поверить, что наш исконный овощ – иностранка. Ее родина -  побережье Средиземного моря.  Почему иностранка так прижилась на нашей Земле? На Русской равнине, где поля летом поливают ливни, где осенью часты туманы капусте - приволье. До поздней осени красуются на полях, в огородах кочаны.  А что такое кочан? Мы с детства знаем загадку сорок одежек и все без застежек.

   Я начал снимать «Одежду» с капусты, оказалось, что это листья, каждый тесно прижатый к другому. Именно «сто одежек» помогают переносить осенние заморозки, а моя бабушка рассказывала, что раньше капусту сажали и в колхозном поле,  а убирали ее после выпадения первого снега.

         И еще я узнал, что белокочанная капуста имеет много родственников, это -краснокочанная, цветная, брюссельская. 

1.4. Морковь

    По латыни морковь -  карота. Вещество, которое окрашивает ее в оранжевый цвет называется каротин. Он есть во всех овощах, фруктах и ягодах желтого, оранжевого, красного цвета. Так почему его назвали по имени моркови каротин, а не тыквин, не репин. Потому, что раньше всего нашли его в моркови. Морковь можно увидеть на рынках. Она и в винегрете и  в квашенной капусте, они  и в гарнире к мясу, и моковный суп, и морковные котлеты. Суп не суп, если не плавают оранжевые кружочки. А ведь с морковью много хлопот. Пока ее туговсхожие семена сони  проснутся  разбойники сорняки тут как тут. Пропололи – опять пропалывай, иначе там, где посеяно  густо,  вырастет морковка с мышиной хвост. Теперь мне понятно, зачем мама просила чтобы при  прореживании моркови просила не жалеть морковь.  А родиной моркови  является побережье Средиземного моря. Культурная морковь как  корнеплодное овощное растение  и кормовое растение  выращивают в Европе, Азии, Америке.

1.5. Лук        

 Первичным центром происхождения репчатого лука и чеснока считают Среднюю Азию, где они и сейчас встречаются в диком виде. Оттуда лук попал в Египет, а затем в Грецию и другие страны. Распространен он во всем мире в качестве овощного растения. В диком виде встречается в Афганистане, Узбекистане, Турции.

Первыми узнали вкус дикого лука афганские, иранские и туркменские пастухи и охотники, бродившие по горным лугам. Лук является древнейшим растением на Земле. В Египте его выращивали 5—6 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует надпись на пирамиде Хеопса, говорящая о том, что на покупку лука и чеснока для содержания многих тысяч рабов, которые ее строили, истрачены огромные по тем временам средства (1600 талантов серебра). Чтобы предупредить эпидемии, им ежедневно выдавали лук и чеснок.

1.6. Сахарная свекла

Чай обычно пьют с сахаром. А сахар получают из сахарной свеклы и сахарного тростн Ника. Родина сахара — Индия, где он известен 2300 лет и по-индусски именовался «сак-кара».  - сладкий, в русский и другие европейские языки заимствовано через араб. «суккар». В Европе сахар был известен еще римлянам. Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии. Египет, провинция Римской империи, был посредником в торговле с Индией. Позднее сахарный тростник появился на Сицилии и в Южной Испании, но с падением Римской империи эта традиция была утрачена.

        История сахара в России начинается примерно с 11-12 веков. Когда сахар впервые завезли, попробовать его могли только князь и его приближенные. Первая в России «сахарная палата» была открыта Петром I в начале XVIII века, и сырье для сахара ввозилось из-за границы. В 1802 году стало налаживаться производство сахара из отечественного сырья — сахарной свеклы сначала под Тулой, а затем во многих районах страны.

        Сахарная свекла занимает одно из первых мест среди растений по содержанию сахара. Родина ее в точности неизвестна. Ученые полагают, что в доисторические времена это был дикорастущий однолетник в Южной Европе и Северной Африке. Позже, попав в области с более прохладным климатом, сахарная свекла стала двулетником, в первый год запасающим сахар в корне, а на второй дающим семена. Сейчас ее убирают в конце первого вегетационного периода, когда масса корней и их сахаристость максимальны.  Когда я стала рассматривать мешок  с сахаром, то увидела, что  сахар произведен в Заинском заводе, позже я узнала, что сахарная свекла выращивается и Татарстане, в юго-западных районах.

1.7.  Томат

    Родина томата – Мексика.

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю. Америки. В Мексике томат стали впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата и по сей день находят в тропических лесах Ю. Америки.

Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Эрнаном Кортесом в 1523г., вскоре после завоевания Мексики.

  Далее томаты завезли в Азию (на Филиппины). Потом в Китай, Японию и Индию.

  В России помидоры появились во второй половине XVIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского “помодоро”, “золотое яблоко” и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными.

  В XVII в. в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

В настоящее время томат распространен по всему миру.

1.8. Огурец

   А огурец, тоже самое обычное растение наших огородов, как и картофель, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его - Индия. Но в Европе он появился очень давно. Культура огурцов была известна еще в Древней Греции. А в России огурцы широко распространились в 16-17 веках.

1.9. Подсолнечник

   Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке – и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.

Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках записал: “Я видел злак, называемый маисом”. А один из его спутников описал маис подробнее: “На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

  Родина подсолнечника – Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду.

  В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев – крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”.При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

1.10. Апельсин

  Родина апельсина – Южный Китай, Вьетнам и Индокитай. Первые упоминания об апельсинах найдены в китайских летописях и датированы II-I вв. до н.э., причем как плоды, привезенные откуда-то в Китай. Судя по древнегреческому мифу о Геракле, в Европе об апельсинах уже знали. Свой одиннадцатый подвиг Геракл совершил, когда привез в Грецию "золотые яблоки", которые он должен был сорвать в садах дочерей ночи — Гесперид. Поэтому и все плоды цитрусовых получили свое название — гесперидии. На юг Испании апельсины были завезены в XI веке, а к 1579 г. относятся первые апельсиновые плантации в Новом Свете. В Европе сладкие апельсины стали известны лишь в начале XVI в. Апельсины там так понравились, что их стали выращивать в оранжереях. Так называли закрытые апельсиновые плантации. По-французски апельсин — "оранж". Русское слово "апельсин" происходит от английского слова "appl-син", что означает "китайское яблоко". Культивируется в тропическом и субтропическом районах стран мира. В России их возделывают на Черноморском побережье Кавказа. Апельсин считается одной из важнейших плодовых культур среди цитрусовых. Ствол апельсинового дерева достигает высоты 7-12м. Собирают апельсины, как и другие цитрусовые, вручную. Количество витаминов и других полезных веществ в кожуре втрое больше, чем в мякоти. Внутренний слой цедры богат пектином, который благоприятен для пищеварения и выводит из организма вредные вещества. Пектин используют при изготовлении джема и мармелада.

1.11. Мандарин

Сильный аромат этих плодов отличается от других цитрусовых, мякоть обычно слаще апельсиновой. Родом из южного Китая и Кохинхины В Европу завезён в начале XIX век. Широко культивируется в Испании Алжире (по всему южному и западному Средиземноморью) и даже южной Франции, Японии, Китае, странах Индокитая. Появились поставки мандаринов в Россию из Аргентины.В России мандарины выращивают в Закавказье.

1.12. Чай

  Среди разнообразных напитков, которые мы потребляем дома и в школьной столовой самый известный и распространенный - чай. Его пьют всюду.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим так же, как хлеб. Родина чая – Китай. Впервые его стали пить пастухи, они сушили листья и заваривали ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лонг. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, Корею, Индию, Среднюю Азию.

В 1818 году чай попадает в Россию, его стали выращивать в Крыму, а затем на Кавказе.

Глава 2. Родина и центр происхождения растений

  Выдающийся учёный Николай Иванович Вавилов выяснил, что все эти растения попали в нашу страну с других материков.

У каждого есть своя родина или центр происхождения. Таких центров Н.И.Вавилов насчитал 7:

1. Южноазиатский тропический (Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии). Отсюда родом рис, чайный куст, сахарный тростник, огурец.

2. Восточноазиатский (Центральный и Восточный Китай, Япония, остров Тайвань, Корея.) Это родина китайских яблок.

3. Юго-Западноазиатский (Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия). А здесь растут мягкая пшеница и черешня или как мы привыкли ее называть, вишня.

4. Средиземноморский (Это страны расположенные по берегам Средиземного моря). А это родина знакомых нам капусты, моркови и свеклы.

5. Эфиопский или Абиссинский (Небольшой район Африканского материка). Отсюда родом кофе и сладкий арбуз.

6. Центральноамериканский (Южная Мексика). Родина подсолнечника, перца.

7. Южноамериканский (Андийский) ( часть Андийского горного хребта вдоль западного побережья Южной Америки). Из этого центра произошли картофель, помидоры и какао.

Глава 3. Исследование

Работая над своим проектом, я решила узнать, какие растения-путешественники есть в меню нашей столовой и как часто они употребляются.

  • Я провела исследование, опросив 30 человек и выяснил, какие овощи употребляют они ежедневно, составил рейтинг.
  • Анкета:

1.Как часто вы употребляете в пищу овощи?

 2. Каким овощам вы отдаете предпочтение?

Овощ

1 место

2 место

3 место

всего

1

картофель

2

томаты

3

огурцы

4

морковь

5

свекла

Результат исследования: 95%   опрошенных ежедневно употребляют в пищу овощи.     Наши предпочтения : картофель-89% , огурцы-5% ,помидоры-4%, морковь-1%, свекла-1%

Заключение

  Занимаясь исследованием по этой теме, я узнала много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш рацион. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. Я обязательно узнаю, откуда появились многие другие продукты на нашем обеденном столе.

  В ходе проведения исследования мы выяснили: большинство культурных растений, присутствующих в нашем меню, произошли за пределами нашей страны.

  Таким образом, я узнала центры происхождения некоторых растений, которые были у меня на обеденном столе. Из исследований я узнала, что почти вся карта мира находится у меня на столе, но больше всего из Африки, побережья Средиземного моря,  Азии и Южной Америки. Почему-то я не нашел ни одного растения из Австралии, спросила об этом учителя географии,  и он рассказала, что до открытия материка европейцами здесь занимались охотой, собирательством, значит они не выращивали растения.  

Список используемых источников

  1. Горев Л.А. Удивительные загадки растений.- М.:Просвещение,2021
  2. Кириллова И. Г. Растения-путешественники.- М.: Просвещение, 1019
  3. Колтун М. Мир растений.- М.: Детская литература, 2015
  4. Райт М. Что, как и почему? Удивительный мир природы.- М.: Астель АСТ, 2021
  5. Сёмке А.И. Занимательный мир растений. - М.: НЦ ЭНАС, 2о21
  6. Фещенко И.Т, Вожегова Р.В. Природа. Растения.- М.- «Слово»,2020
  7. Большая советская энциклопедия.
  8. Интернет - ресурсы

Рецензия  руководителя на исследовательскую работу Кусановой Дарины, обучащейся  8 класса ФМОУ «СОШ с. Питерка в п. Трудовик»

 Тема «Карта мира на нашем обеденном столе».

  Выбор темы учащейся был сделан самостоятельно в связи с интересом к данной теме.   История переселения многих культурных растений связана с интереснейшими историческими событиями и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Основная часть проекта исследует родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну.

Проект продемонстрировал базовую способность обучающегося к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющихся в умении поставить цель и выбрать адекватные способы её решений, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и обоснование принятого решения - то есть  сформированность познавательных универсальных действий;                                                                     а также  базовую сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, обоснованно использовать имеющиеся знания;                                                                                      сформированность регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать  свою познавательную деятельностью во времени;                                                          сформированность коммуникативных УУД :ясное изложение материала,умение вести диалог со слушателями, то есть оформление и представление результатов.  Подготовка проекта осуществлялась с небольшой помощью руководителя

  Работа выдержана в нужном объеме, имеется подробный план, список используемой литературы. В теме раскрывается история происхождения и произрастания многих растений, которые человек использует в приготовлении пищи, составлена презентация . Показаны умения работать с различной литературой, умение проводить опрос среди учащихся.  Руководитель :                                               Долгова Л.М.

Аннотация

Данный проект на тему «Карта мира на нашем обеденном столе» исследует родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну. Читатели и слушатели знакомятся с центрами происхождения некоторых растений, которые встречаются у них на обеденном столе. Из исследований они узнают, что почти вся карта мира находится у них на столе, но больше всегорастений из Африки, побережья Средиземного моря,  Азии и Южной Америки. Почему-то  нет  ни одного растения из Австралии, Из собственных размышлений понятно, что до открытия материка европейцами здесь занимались охотой, собирательством, значит они не выращивали растения.  Приводятся данные социального опроса одноклассников .

раскрывает сущность понятия «дружбы», ее роль в разные эпохи, начиная с античности до наших дней. Большое внимание уделяется литературному материалу, то есть стихам и их анализу, особенно дружеской лирике А.С.Пушкина. Читатели и слушатели получат возможность вспомнить таких поэтов и философов, как Аристотель, Эпикур, Петрарка, Мэри Уолстонкрафт,Карнеги, А.С.Пушкин, Вл.Высоцкий. В работе имеются собственные размышления о роли дружбы в нынешнее время, опирающиеся на данные социального опроса одноклассников и их родителей, а также советы психолога, как сохранить дружбу. Приведены цитаты выдающихся мыслителей разных времен о дружбе. Предложены варианты практического применения данной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родной речи и окружающему миру Тема: "Наши помощники"

Презентация конспекта занятия по родной речи и окружающему миру с элементами самообслуживания для детей с тяжелым нарушением интеллекта....

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса (с использованием «мозгового штурма») Семейное воспитание и здоровье наших детей

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса(с использованием «мозгового штурма»)Семейное воспитание и здоровье наших детей...

Заседание круглого стола "Зимующим птицам - нашу заботу"

Мероприятие проводилось с целью привлечения внимания учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время. Мероприятие проведено членами школьного лесничества "Зеленый друг". Заранее были продуманы вопросу ...

Круглый стол с элементами игрового тренинга по теме: «Толерантность в нашей школе»

Цель: формирование у детей толерантного отношения в ученическом коллективе.Задачи:Выявить взаимоотношения между обучающимися 5 класса.Развивать навыки толерантных отношений.Актуализация чувств вз...

Круглый стол «В защиту наших братьев меньших»

Цели и задачи: Способствовать расширению экологических и правовых знаний учащихся, воспитанию ответственности за состояние природ­ного, социального и культурного окружения; сформировать положи­т...

Химия и химические технологии. Тема: «Какой хлеб на нашем столе ?»

Химия и химические технологии. Тема: «Какой хлеб на нашем столе ?»...

Презентация для урока по окружающему миру "Россия-наша Родина"

В презентации даны такие понятия как Родина, Отечество, малая Родина...