Программа и дидактические материалы по географическому краеведению
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Программа "Ощущение родного края" составлена для учащихся 8 класса -региональный компонент. К программе разработаны  и собраны дидактические материалы( тесты, карточки, кроссворды)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пермский край

Кишертский район

Программа и дидактические

материалы

по географическому краеведению

Лунегова Любовь Николаевна

учитель географии

высшей категории

МБОУ «»Шумковская основная

общеобразовательная школа

Пояснительная записка

      Краеведение как народное знание о своих местах зародилось в далеком прошлом. Сегодня это одна из составляющих школьного географического образования, которая обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом.

    Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живет. Неотъемлимой  частью  нашей страны является Пермский край, с его удивительной природой, удивительными людьми. Географическое краеведение прочно вошло в практику учебно- воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Оно расценивается как одно из эффективных педагогических средств активизации всей учебно- воспитательной и организационно- методической работы. Объектами краеведения являются природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все  это объекты разных наук, и, следовательно, при изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. Но именно география является тем интегрирующим школьным предметом, перед которым стоят такие сложные задачи, как формирование гармонично развитой личности, обладающей экологическим сознанием, любовью к своей стране и «малой Родине», знанием основ рационального природопользования, особенностей территориальной организации производительных сил и общества в целом.

       Основными принципами географического краеведения являются: подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно- воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся, комплексный подход в организации работы, систематичность, непрерывность, поисково- исследовательский характер, общественно- полезная значимость, природоохранная и профориентационная направленность.

      В процессе работы учащиеся знакомятся с характером и содержанием труда многих профессий, что расширяет политехнический кругозор учащихся, облегчая ориентировку в дальнейшем выборе профессии. В формировании интересов юных краеведов, в развитии их склонностей и способностей большую роль играют экскурсии, туристические экскурсии, туристические походы, геологические экспедиции.

  Актуальность проблемы связана с общественной потребностью формирования нравственно- здоровой, духовно- полноценной, трудоспособной личности, источником формирования которой является природа, народная культура, обычаи, традиции нашего народа. Современное  школьное краеведение находится в весьма сложном положении: с одной стороны, все признают его необходимость и даже обязательность, но с другой стороны, ему не находится места в учебных планах, поскольку по программе в школе на тему «Краеведение» отводится несколько часов в конце учебного года в 8 и 9 классах. В силу многих причин на эту тему у учителя не хватает даже резервного времени. Хотя и есть региональный компонент, но он чаще всего отдается на другие предметы и, как следствие, школьники практически не изучают и не знают географии родного края. Эти выводы подтверждаются и результатами вступительных экзаменов на географический факультет университета.

       Вторая и не менее важная проблема – это отсутствие учебных пособий, методических указаний и атласов отдельных районов края, которые могли бы значительно улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково- исследовательское освоение материала. Нехватка подобного рода публикаций остро ощущается в сельской глубинке края на фоне общей низкой обеспеченности географической литературой.  

      В  свете вышесказанного я занялась подготовкой и разработкой   учебных пособий по курсу краеведения и дидактического материала.

      Главная цель краеведения- формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям культуры, ответственной за судьбу  своей страны. Поэтому меня заинтересовала эта тема. Наш Кишертский район небольшой, но природный, исторический и человеческий потенциал его велик. Изучая свой край ( природу, историю, обычаи, традиции населения), его богатства формируются нравственные качества у детей: любовь к родному краю, любовь к прекрасному, любовь к своим предкам, к своей истории.

     Программа базового содержания по географии предполагает широкое применение краеведческого принципа в обучении географии, для реализации которого предусмотрены:

- практические работы учащихся на местности, обработка собранных материалов, на основе чего учащиеся создают соответствующие модели географической действительности;

-краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим.

Местные объекты и явления играют роль «географической лаборатории» и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы. Осуществление  краеведческого принципа в преподавании географии требует умелого сочетания методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других – из рассказов, чтения литературных и научных произведений  о своем крае ( при изучении Урала в 8 классе использую сказку – присказку про родной Урал,- Е.А.Пермяка) или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы и хозяйства Пермского края. Кроме этого использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале (коллекция горных пород и отпечатков растений и животных нашего края, гербарии растений нашего района), а также происхождение географических названий способствуют усвоению учебной программы.  

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с насыщением  местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Во время беседы предлагаю учащимся вопросы о своем крае, которые органически связаны с изучаемым  материалом, возникают ассоциации, которые способствуют пониманию и облегчают запоминание.

    Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся повышенный интерес к предмету. Использую презентации для большей наглядности( «Знаменитые люди Прикамья», «Внутренние воды»).

     Одной из составляющих  частей учебно- методического комплекса по краеведению являются дидактические материалы для учащихся. Они способствуют совершенствованию методов обучения, активизируют самостоятельную познавательную деятельность, развивают интеллектуальные способности и познавательный интерес к родному краю учащихся.знания учащихся по любому предмету, в том числе и по краеведению, необходимо постоянно контролировать. Контроль  будет более эффективным, если учитель обеспечен разнообразным материалом для проверки результатов обучения. Мною собраны и разработаны с помощью детей дидактические материалы, которые использую для контроля знаний учащихся. Данные дидактические материалы ориентированы на применение знаний и умений, проверку уровня их сформированности. Задания рассчитаны на  непродолжительное время, их можно использовать на разных этапах урока: в начале- с целью проверки, в середине урока и в конце – для закрепления изученного материала. Задания могут выполняться индивидуально, парами и группами. Могут быть использованы для само- и взаимоконтроля.

       Задания в основном рассчитаны на воспроизведение знаний, на узнавание. Часть заданий предполагает работу с картой, учебником, рисунками схемами, таблицами. Кроме того, имеются творческие задания, направленные на самостоятельную работу, раскрытию причинно- следственных связей.

       Использую в работе дидактические материалы, разработанные по курсу- задания, кроссворды, дидактические игры по географии Пермского края, географические диктанты, разработанные Хлюпиной Т.Л.. их дополняю материалами по Кишертскому району. Использую тестовые технологии для контроля, кроссворды и чайнворды, ребусы. Все это дает возможность заинтересовать учащихся в изучении своего края, стимулирует их к работе больше узнать о своем крае.

Учащиеся с удовольствием занимаются созданием небольших проектов, связанных с краеведением, создают кроссворды, пишут сочинения о родном крае. Создано описание природы Кишертского района – Присылвенский край.

В результате проделанной работы созданы туристические маршруты по Кишертскому району, собран материал по топонимике района, в школе имеется экспозиция по природе района, где отображены такие природные компоненты как: рельеф района и коллекция горных пород с отпечатками растений и животных; гербарии растений, фотовыставка по уникальным природным  местам ( карстовые и старичные  озера, Кунгурская лесостепь, рифы), учащиеся принимают участие в конкурсах по краеведению. Планирум весь материал поместить на электронные носители и создать видео-коллекцию памятных мест Кишертского района

Методические разработки

Программа курса: Ощущения родного края

(Географическое краеведение 8 класс -34часа)

     Ощущение родного края. С этого чувства и начинается любовь к Родине. С ощущения родной земли, на которой родился и рос.

Цель программы: познакомить учащихся с неповторимой красотой нашей природы, неисчислимыми богатствами земных недр Прикамья и  Кишертского района.

Задачи программы:

-воспитание у учащихся гордости за свой край, его историю, осознание красоты и неповторимости природы своего края.

 Знакомство с природой, хозяйственной деятельностью народа нашего края воспитывает у учащихся гордость за творение своего народа.

      Программа предусматривает знакомство учащихся с особенностями природы Пермского края и Кишертского района, со знаменитыми людьми Прикамья. Затрагивает экологические проблемы края.

               Методологической основой курса являются учебник «География . Пермская область Пермь,1999г., атлас «Пермская область».

    Занятия проводятся в форме путешествий, экскурсий, бесед, экспедиций.  

      Основные темы:

1.Территория, географическое положение Пермского края – 3 часа

2.Природа Пермского края – 19 часов

3.Заповедники Пермского края и заказники – 3 часа

4.Знаменитые  люди Прикамья.  – 3 часа

     5.Экологические проблемы Пермского края и пути их решения – 5 часов

1.Введение – 1 час

      Задача: знакомство с особенностями нового курса, с используемой литературой, картами Пермского края.

2.Территория и географическое положение Пермского края и Кишертского района– 2 часа.

      Задача: знакомство с картой Пермского края и Кишертского района,     составом территории, границами, историей образования.

      3. Природа Пермского края – 19 часов

      Задача: познакомить учащихся с особенностями природы нашего края

   1.Геологическое строение и рельеф Пермского края, рельеф нашего      района. Полезные ископаемые – 4 часа

    Практическая работа: основные формы рельефа нашего села.

2. Климат Пермского края и основные климатообразующие факторы.     Климат Кишертского района.- 4 часа.

     Работа с климатической картой области.

    Практическая работа: Характеристика климата Кишертского района.

  3. Внутренние воды Пермского края и Кишертского района ( реки,    озера,    пруды, подземные воды). Их практическое значение – 3 часа

     4. Почвы нашего края.  Их разнообразие и значение  – 4 часа

        Почвы нашего района. Работа на местности. ( почвенные разрезы).

     5. Растительный и животный мир Прикамья.  – 4 часа

     Экскурсия в природу, в краеведческий музей.

     Практическая работа: используя знания о рельефе, климате и почвах края    оценить растительный и животный мир.

      4.Заповедники Пермского края и заказники Кишертского района 

      -3 часа.

        Задача: познакомить учащихся с основными формами охраны природы.

      Заповедники : Басеги, Вишерский;

      Заказники района: Предуралье, Сылвенский. Их назначение.

      Экскурсия  : Природа заказника «Предуралье».

      Памятники природы Кишертского района : скалы, карстовые озера  

      Создание туристических маршрутов по Присылвенскому  краю

     5.Знаменитые люди  Пермского края – 3 часа

   Задача: познакомить учащихся с выдающимися людьми Прикамья.

   Попов,  Славянов, Воронихин А.Н., Верещагин В.П., Мешков, ДягилевС.А.  

    Мамин – Сибиряк Д.Н., Решетников Ф.М.

   6.Экологические проблемы Пермского края – 5 часов

   Задача: познакомиться с экологической ситуацией Прикамья и    формирование экологической грамотности.

     Понятие экологии. Роль экологии в охране природы и жизни человека

     Оценка экологической обстановки на территории Пермского края    

                    и Кишертского района. Методы борьбы с загрязнением окружающей    среды.

                                                 Литература:

1.Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее.  Пермь., 1994

2.Малеев К.С.Николаев С.Ф.Пермская область.,Пермь.,1959.

3.Миханек К.С. Эколого- краеведческая характеристика Пермской области. Пермь., 1999.

4.Назаров Н.Н. Шарыгин М.Д. География Пермской области., Пермь., 1999.

5.Хлюпина Т.Л. Краеведческий аспект  в преподавании географии.Пермь., 1997

6.Шестаков И.В. Прошлое земли Кишертской, Усть – Кишерть., 198

Панируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-особенности и содержание курса;

-особенности географического положения Пермского края и своей   территории;

-этапы и направления заселения и освоения территории;

-основные формы рельефа, закономерности размещения, влияние

внешних и внутренних процессов;

- геологические памятники природы;

- опасные явления, связанные с рельефом и климатом территории;

- главные водные объекты, их географию, природные особенности;

- главные реки, их природные и экологические особенности, рекреационные       ценности;

- факторы почвообразования и особенности почв края, виды мелиорации;

-охраняемые растения Пермского края и своей территории, ядовитые и лекарственные растения;

- особенности животного мира, его взаимосвязи с компонентами природы;

- меры по охране животного и растительного мира «Красной книги»;

               -особенности минеральных, агроклиматических, водных, лесных,  почвенных, рекреационных ресурсов и проблемы их использования;

- экологическую ситуацию в Прикамье,  Кишертском районе, мероприятия по охране и преобразовании природы;

- экологические проблемы края, района и мероприятия по их решению;

-формы охраны природы, заповедники Пермского края «Вишерский»,«Басеги», национальный парк «Сылвенский», заказник «Предуралье» памятники природы Кишертского района;

- правила личного поведения в природе;

- главные особенности природы Пермского края.

  Учащиеся должны уметь:

- характеризовать географическое положение Пермского края и своего района и оценивать его;

-устанавливать зависимость между географическим положением и особенностями природы, видами хозяйственной деятельности;

- характеризовать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

-выявлять экологические проблемы

- объяснять закономерности изменения климата;

- анализировать климатическую карту, оценивать агроклиматические ресурсы;

- по разным источникам выявлять особенности климатических условий, зависимость от них хозяйственной деятельности людей;

- делать выводы об использовании рек;

- уметь оценивать почвенные ресурсы, растительные ресурсы;

- выявлять проблемы взаимодействия человека с природой;

- уметь оценивать условия для жизни и хозяйственной деятельности человека;

-работать с материалами периодической печати.

 

Тесты по краеведению

«Птицы нашего края»

  1. Какие птицы перелетные?

а) скворец         б) поползень         в) ласточка

2. Какая из птиц вьет гнездо зимой?

а) клест        б) ворона       в) голубь

3.Какие птицы прилетают к нам зимой?

а) сойка       б) свиристель          в) снегирь

4. Что из «меню» на кормушке следует исключить?

а) сало         б) белый хлеб      в) черный хлеб

5. Какая птица не боится качающейся кормушки?

а) воробей       б) синица       в) голубь

6. Что для птиц страшней всего зимой?

а) жажда        б) холод       в) голод

7. Какая из птиц отправляется осенью на юг пешком?

а) коростель        б) куропатка       в) тетерев

«Крупные звери наших лесов»

  1. Смешанный способ питания имеет:

а) кабан       б) медведь        в) лось

2. Впадает в спячку:

а) олень       б) медведь       в) кабан

3. Священное животное народов Прикамья:

а) лось           б) олень          в) медведь

4. Меняют окраску, рисунок шерсти, когда становятся взрослыми:

а) медведь         б) кабан           в) лось

 

«Первоцветы нашего края»

  1. Какие из растений луковичные?

а) медуница         б) ветреница        в) гусиный лук

2. Какое из названий неправильное?

а) хохлатка       б) подснежник        в) горицвет

3. Назови исчезающие растения:

а) сон – трава (прострел)                б) ирис сибирский

 в) Марьин корень ( пион дикий)

4. Назови редкие растения:

а) ветреница лютичная         б) горицвет      в) венерин башмачок

5. Где можно встретить сон- траву?

а) лиственный лес      б) сосновый лес      в) еловый лес

6. Назови растения водоемов:

а) лилия белая     б) кубышка желтая       в) незабу

                                            «Леса»

  1. Сбрасывают листву на зиму:

а) осина       б) лиственница         в) сосна     г) клен

2. Кто всегда дрожит?

а) береза      б) ель       в) осина      г) клен

3. Сок какого растения богат витаминами и полезен?

а) береза       б) ель          в) рябина      г) черемуха

4. Из каких растений делают веники для бани?

а) осина       б) пихта      в) береза      г) сосна

5. Из древесины какого дерева делали мачты для кораблей?

а) береза       б) сосна      в) кедр      г) ель

6. Из древесины какого дерева сделаны сваи (опоры) домов в Венеции?

а) сосна      б) кедр         в) лиственница        г) береза

7. Из коры какого дерева можно плести лапти?

а) липа       б) ель        в) дуб        г) рябина

«История Перми»

1.Название нашего города в 1723 году:

а) Рифей   б) Егошихинский завод         в) Пермь

2.Священное животное коми, изображенное на гербе города, губернии:

а) олень               б) медведь             в) лось

3. Первый глава  города Перми:

а) В.Татищев                   б) Одинцов             в) Бергмен

4. Первое каменное здание города Перми:

а) Казенная палата        б) заводоуправление           в) собор Петра и Павла

5. Дата основания города Перми:

а) 1780год             б) 1723год                в) 1799год

6. Причины появления нового поселения Егошихинский завод:

а) указ Петра 1         б) открытие месторождения меди     в) удобное расположение

«Знаменитые люди Прикамья»

1.Первый доктор Перми:

а) В.Н.Татищев                  б) Ф.Х.Граль              в) В.Н.Пирогов

2. Кому из известных людей Перми посвящена была частушка:

а) Ф.К.Гралю            б) К.Ф.Модераху                в) В.Н.Татищеву

3. Как город Пермь принял участие в русско - турецкой войне 1877-1778 года:

а) добровольческий корпус                 б) егерский пермский полк    

в) санитарный отряд

4. Кто написал первую для Урала инструкцию «О сбережении лесов», возглавил разведку полезных ископаемых и сделал многое другое:

а)Ф.Х.Граль        б) В.Н.Татищев                     в) К.Ф.Модерах

5. Кто из известных архитекторов вышел из крепостных:

а) А.Н.Воронихин         б) И.И.Свиязев                 в) К.Росси

6. Кто написал книгу об искусстве кладки печей:

а) А.Н.Воронихин                    б) И.И.Свиязев                 в) К.Росси

7. Имя этого архитектора хорошо известно в С.Петербурге:

а) Быховец                     б) А.Н.Воронихин                 в) И.И. Свиязев

8. О ком из известных людей в Прикамье собран материал А.С.Пушкиным и должна была выйти книга:

а) К.Ф.Модерах                 б) Ф.К.Граль             в) В.Н.Татищев

9. Кто из губернаторов был человеком принципиальным, не брал взяток:

а) К.Ф.Модерах                 б)Ф.К.Граль               В) В.Н.Татищев

10. Кто видел в штурмовщине вред:

а) Ф.К.Граль                 б) В.Н. Татищев                в) К.Ф.Модерах

11. Кто из архитекторов мечтал превратить Пермь в Уральский С.-Петербург:

а) И.И.Свиязев                  б) К.Росси                     в) А.Н.Воронихин

«Древнее Прикамье. Заселение русичами Урала»

1.Что такое пиктография:

а) изображение текста фигурами         б) письмо на глиняных досках

в) письмо на бересте.

2.Как современные люди узнали о жизни древних людей:

а) из телевизора      б) книг               в) по раскопкам

3. От какого события началось новое летоисчисление:

а) от появления первого человека на Земле          

б) от рождения  Иисуса Христа            в) от прихода русских на Урал

4. Какое занятие основным было у древних жителей:

а) рыбная ловля                      б) строительство жилья              в) охота

5. Что такое Пермский звериный стиль:

а) пермский зоосад            б) фигурки из бронзы древних людей

в) книжки про зверей

6. Производство железа было делом:

а) мужчин                      б) женщин

7. Литьем занимались:

а) мужчины                    б) женщины

8. Как переводиться слово «Чусовая»:

а) лесная вода                    б) быстрая вода                 в) талая вода

9. Топонимика – это наука о….:

а) истории названий               б) о жестах (движениях)     в) о письменности

10. Какой праздник возрожден в Прикамье в 1994 году:

а) оленя              б) медведя                 в) изгнание беса

11. Что символизирует собой Луна и Солнце:

а) богатство                 б) жизнь          в) благополучие

12.Какие обереги  существуют у народов Прикамья:

а) лоскутки                  б) круги                 в) куклы

13. Кто населял уральские земли изначально:

а) татары               б) русские                 в) коми

 

«Дворяне и известные династии на Урале»

  1. Какому знатному роду принадлежал дом на набережной Камы в Перми:

а) Шаховских                  б) Яковлевых                в) Демидовых

2. Основа любого древнего герба:

а) щит                 б) мантия                   в) корона

3. Что подарил невесте Григорий Демидов:

а) усадьбу                 б) дом                   в) город

     4. Кто из Демидовых был любителем итальянского искусства:

        а) Николай              б) Анатолий                 в) Григорий

     5. Кто из Демидовых заказал К.Брюллову картину «Последний  день    Помпеи»:

а) Николай                  б) Анатолий                       в) Григорий

6. Судьба какого представителя  известного российского рода переплелась с родом Наполеона Боанапарта:

а) Строгановых             б) Демидовых            в) Абамелек- Лазоревых

7. Кто помог Николаю Акинфиевичу Демидову навести порядок на заводах после бунта рабочих:

а)Б.Г.Шаховский              б) М.М.Голицын            в) К.Ф.Модерах

8. Кто был летописцем рода Строгановых и похоронен на Урале:

а) В.А.Всеволожский                б) Ф.А.Волегов         в) Б.Г.Шаховский

9. Кто пожаловал земли Строгановым в Прикамье:

а) Иван 4              б) Екатерина 2                  в) Петр 1

10. На гербе какого знатного человека высечены слова: «Земные блага Отечеству, себе ( оставляю) - имя»:

а) Голицыных                б) Демидовых                   в) Строгановых

«Жемчужины Северного Урала»

  1. Первая столица Перми Великой:

а) Соликамск                  б) Чердынь                  в) Покча

2. Что составляло основу всех древних поселений:

а) крепость                   б) дома жителей              в) близость реки

3. Почему стала умирать Чердынь:

а) набеги сибирских татар           б) проложили новую дорогу   в) пожары  

4. Почему Чердынь стала  столицей Перми Великой:

а) красивый город       б) указ царя               в) открытие новой дороги через Чердынь

5. Какой экспонат из Пыскора хранится в Пермской художественной галерее:

а) иконостас                 б) золотая купель                 в) библия

6. В каком населенном пункте Прикамья был снаряжен отряд В.Т. Аленина ( Ермака):

а) Соликамск              б) Орел- городок              в) Усолье

7. Где в Прикамье была расположена судоверфь:

а) Соликамск               б) Орел- городок              в) Усолье

8. Почему говорят, что Усолье – Петербургу брат:

а) столичный город                  б) недалеко от С.-Петербурга     в) не уступает по красоте, у воды, затопляется

«Старинные города Прикамья»

  1. Какой русский писатель видел остатки крепости в Кунгуре:

а) А.Н.Радищев              б) А.С.Пушкин              в) В.Г. Короленко

2. Основной  промысел в Кунгуре:

а) кирпичный                б) ткацкий               в) кожевенный

3. Главные достопримечательности в Кунгуре:

а) церкви         б) трактиры                в) ледяная пещера

4. Что сегодня процветает в Кунгуре:

а) кожевенное производство         б) камнерезное дело    в) ледяная пещера

5. Кто такие Е.Трубецкая,  М.Волконская, А.Муравьева :

а) жены декабристов    б) писательницы     в) представители знатных родов

6. Через какой город проследовал Ефим Артамонов – изобретатель первого железного велосипеда:

а) Кунгур                 б) Оханск               в) Соликамск

7. В районе какого города упал крупный метеорит:

а) Оханск       б) Кунгур                  в) Соликамск

8. Кто из великих путешественников останавливался в Осе для пополнения провиантом своего отряда:

а) Афонасий Никитин         б) Миклухо- Маклай     в) В.Беринг

9. Кто брал крепость Осу:

а)  С. Разин          б)  Е.Пугачев        в)  Салават Юлаев

10 Знаменитые хирурги Осы:

а) В.Мелентьев          б) Н.Серебренников        в) А. Поносов

11. Основное изображение на старом гербе Осы:

а) нефтяная вышка       б) борть пчелиная      в) рыболовные снасти

«Где жили, что носили, что и из чего ели наши предки»

  1. Особенности северной постройки:

а) амбар                 б) крытый двор                    в) баня

2. Из древесины какого дерева делали нижние венцы дома:

а) ели                б) сосны                     в) лиственницы

3. Где нельзя было ставить дом:

а) на месте разрушенной церкви     б) перекрестке дорог    в) где была баня

4. Что клали под углы дома для благополучия:

а) горшок каши      б) деньги       в) зеркало

5. Что занимало большую часть избы:

а) печь        б) стол        в) скамья

6. Что располагалось в красном углу:

а) стол        б) иконы                    в) печь

7. Изображение кого на двери подклета отпугивало злых духов:

а)петухи         б) львы                   в) солнце

8. Первое освещение деревенской избы:

а) лучина         б) свеча                  в) керосиновая лампа

9. Какие сладости умели делать наши предки:

а) торты                   б) пряники                   в) куличи

10. Из какой муки пекли блины:

а) пшеничной                б) гороховой                в) гречишной

11. Из какого мяса  готовили мясные блюда:

а) свинины                 б) говядины          в) баранины      г) дичи

12. Исконно уральским блюдом считается:

а) пельмени               б)  куличи               в)  каши

13. Обязательно на поминальном столе были:

а) каши         б) блины            в) холодец

14. Какое блюдо называли выгонщиком:

а) пироги              б) пельмени               в) кисель

15. Посуда наших предков была:

а) глиняная           б) берестяная     в) деревянная     г) металлическая

16. Наши предки шили себе одежду из:

а) холста    б) шерсти     в) сарапинки     г) пониточины

17. Рубаху с воротником носили:

а) в праздники         б) в будни

18. Узор по низу рубахи, рукавов, вороту означал:

а) красоту        б) оберег        в) признак мастерства

19. Что могли носить представители высших сословий:

а) шабур         б) порты        в) сарафан

20. Обязательная принадлежность гардероба женщины и мужчины:

а) рубаха        б) пояс             в) шляпа

21.Откуда пришел обычай завязывать платок под подбородком:

а) Франции            б) России             в) Германии

22. Обувь мехом наружу называется:

а) коты              б) унты                   в) чуни

23.На голове женщины народа коми носили:

а) кокошник                б) шамшур               в) почеток

24.Зачем женщины народа коми   прятали волосы под головной убор:

а) мода такая          б) чтобы домовой не утащил на чердак    

в) муж не должен видеть волосы

25. В старину были судебные процессы по поводу гардероба:

а) отсутствие пояса            б) шапка не той высоты          

  в) «окосматил женщину»

Ответы

«Птицы нашего края»

  1. а,б  2-в, 3-в, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а.

«Крупные звери наших лесов»

1-а, 2-б, 3-а,б,в; 4-б

«Первоцветы нашего края»

1-в; 2-б; 3-а,б,в; 4-а, б,в; 5-б, 6-а,б

«Леса»

1-а; 2-в, 3-а 4-в, 5-б, 6-в, 7-а

«История Перми»

1-б, 2-б, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а

«Знаменитые люди Прикамья»

1-б, 2-а, 3-в, 4-б,5-а,б; 6-б, 7-б, 8-в, 9-а, 10-в, 11-а

«Древнее Прикамье. Заселение русичами Урала»

1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, 12-б,в; 13-в

«Дворяне и известные династии на Урале»

1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в

«Жемчужины Северного Урала»

1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-а, 6-б, 7-б, 8-в

«Старинные города Прикамья»

1-в, 2-в, 3-а,б,в; 4-б,в; 5-а, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б,в; 10-а, 11-б

«Где жили, что носили, что и из чего ели наши предки»

1-б,2-в, 3-б,в; 4-а,б,в; 5-а, 6-а,б; 7-б, 8-а, 9-б,в; 10-а,б,в; 11-б,в,г; 12-а,

 13-б,в; 14-в, 15-а,б,в; 16-а,б,в; 17-а, 18-б, 19-в, 20-а,б; 21-в, 22-б, 23-а,б,в; 24-б, 25-в

Карточки - задания

Географическое положение района

1-1

  1.  Какими цифрамиобозначены

               соседи Кишертского района :

                                                         -Березовский район

                                                           -Кунгурский район

                                                            - Суксунский район

                                                                 -Свердловская область

                                                 2.Какие географические объекты  

   обозначены цифрами: 5,6?

                               

1-2

                                                                          1. Пользуясь картосхемой, дайте

                                                                                характеристику географического

                                                              положения своего населенного

                       пункта:

    а) в какой части района расположен

                                                                     б) положение по отношению

                                                                                   к географическим  объектам

                                                                               ( формам рельефа, рекам);

                                                                          в) транспортное положение;

                                                                              г) положение по отношению к

                                                                  Кишерти и Перми;

                                                                    д) вывод о географическом

положении района

                                                               

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые  

2-1

1.Пользуясь атласом Пермской области, определите какие тектонические структуры лежат в основании Кишертского  района? Какая тектоническая структура    изображена на рисунке?

              2. По геологической карте определите, породами какого возраста

                    сложена территория Кишертского района?

2-2

1. Чем объяснить широкое распространение на территории района карстовых явлений?

2. Какую опасность для хозяйственной деятельности людей они представляют?

3. Есть ли на территории района пещеры? Какие?

                                                         2-3

1. По картам атласа опишите рельеф своего района:

  - форма рельефа;

  - высота над уровнем моря;

  - тектоническая структура, лежащая в основании поверхности;

  -  породами какого возраста сложена;

  - полезные ископаемые;

  - особые явления

                                                      2-4

1.Заполните таблицу:

Полезные ископаемые района

Возможности использования в хозяйстве

1

2

3

4

5

  1. Какое значение эти полезные ископаемые имеют в хозяйстве России?

                                                      2-5

1.Какие опасные природные явления, связанные с литосферой, наблюдаются на территории нашего района?

2. Заполните таблицу:

Опасные явления

Мероприятия по их предупреждению

1

2

Климат

3-1

              1. В данном высказывании впиши вместо точек пропущенные слова:

                 «Климат местности зависит прежде всего от…, так как оно обуславливает высоту… и количество …».

             2. Пользуясь атласом Пермской области, выявите закономерности изменения величины суммарной солнечной радиации на территории края.

                                                3-2

1. Пользуясь климатической диаграммой и фенологическим кругом, опиши климат нашей местности:

-тип климата, климатообразующие факторы

- сезоны года ( протяженность в сутках, время начала, особенности);

- температурный режим ( средние температуры января и июля, максимальная, минимальная температуры);

- режим осадков ( общее количество, распределение по месяцам, виды по сезонам);

- опасные климатические явления;

- влияние климата на деятельность человека.

                                                  3-3

1. какие неблагоприятные метеорологические явления наблюдаются в нашем районе?  Укажите причину их возникновения и возможные меры борьбы с этими явлениями. Сведения оформите в таблицу.

Неблагоприятные явления

Причины возникновения

Возможные меры борьбы

2.Почему в нашей местности помидоры в основном выращивают под пленкой, а не в открытом грунте?

                                             

3-4

1.Предположите, как бы изменился климат Кишертского района, если бы он был расположен за Уральскими горами?

2. Какие свойства климата человек использует для оздоровления как целебные?

3. Как можно оценить  климат нашей местности для жизни человека:

комфортный, неблагоприятный, экстремальный?

Внутренние воды

4-1

1. В чем выражается влияние климата на реки? Какие источники питания преобладают у рек нашего района?

2. Каковы особенности режима рек нашей местности?

3. Какие опасные явления для жизни человека наблюдаются на наших реках?

                                                              4-2

1. Укажите, какие типы внутренних вод ( из перечисленных ) встречаются на территории нашего района:

- реки, озера, водохранилища, болота, пруды, ледники, снежники, многолетняя мерзлота, подземные воды.

2. Какие из перечисленных признаков относятся к озеру Молебное:

а) сточное или бессточное;

б) пресное или соленое;

в) мелкое или среднее;

г) поверхностное или подземное;

д) искусственное или природное

е) пойменное, карстовое, старичное

                                                           

4-3

1. Когда на реках района наблюдаются эти явления: межень, ледостав, половодье? Впишите их в указанный график:

зима

весна

лето

осень

2.Что является основным источником загрязнения внутренних вод нашего района? В каком экологическом состоянии находится река Сылва и Барда?

Почвы

                                                            5-1

1. Что такое почва? Чем почва отличается от горных пород?

2. Пользуясь атласом Пермской области, определите, какие типы почв преобладают на территории района?

                                                             5-2.

1. Определите, какие ниже перечисленные признаки относятся к указанным типам почв: подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные:

а) темноцветные ;             б) низкое естественное плодородие;

в) высокое естественное плодородие ;        г) образуются в хвойных лесах;

д) образуются после вырубки темнохвойных лесов при развитии травянистой растительности;

е) характерен горизонт, по окраске и структуре напоминающий печную золу;

ж) самые распространенные в области;

з) образуются в условиях обильного промывного режима

                                                             5-3

1. Что такое мелиорация? Какие виды мелиорации проводятся в нашей местности?

2. Назовите пословицы и поговорки, в которых отражено отношение народа к земле и крестьянскому труду на земле.

                                                             5-4

1. В нашей школе есть пришкольный участок. Оцените состояние нашего участка( тип почвы, плодородие, использование земли, урожайность культур)

2. Ваши предложения по:

- составу выращиваемых культур;

- рациональному использованию земли;

-повышению плодородия;

- обустройству участка

Полевой дневник

    1.Описать местность окружающую вас:

а) частью какой равнины является;

б) холмистая, плоская;

в) использование человеком

2.По обнажению определить какие горные породы слагают местность (обрыв реки)

Зарисовать обнажение (Масштаб: 1м:10см, ширина 3 см)

3.Определить высоту холма с помощью нивелира и заполнить таблицу:

№ п/п

высота

Расстояние

1

0

2

1

3

2

4

3

5

4

4. Определить высоту соседнего холма   на глаз и проверить с помощью нивелира

Высота на глаз =                      Высота с нивелиром=

5. Крутизна склона холма в градусах:

6. Определить ширину реки Барда

№ п/п

0

2

4

6

8

10

12

глубина

Профиль дна реки:     Масштаб: в 1см  50 см

 

0____2____4____6____8_____10_____12____________________-

               

7. Определить скорость течения реки ( м/сек)

8. Описание реки по плану:

а) название;

б) куда впадает;

в) в каком направлении течет;

г) особенности берегов;

д) скорость течения реки, ширина, глубина;

е)  питание реки, режим;

ж) хозяйственное использование

9. Как изменяет река рельеф местности ( почему пересечена оврагами, как они образовались).

Кроссворды, ребус

Притоки Камы

1

2

3

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Правобережные притоки(по горизонтали)

 3"Женская краса"

5.В названии спряталось приспособление для гребных судов

6. "Бабья" река

7. Состоит из двух слов:первое-одно из направлений сторон света

 второе- древнее рубящее орудие + слог от самого дорогого

на свете слова

9. Первый слог обозначает"поле" в переводе с языка коми

Левобережные (по вертикали)

1."Порожистая " река

2. "Быстрая " река (междометие +ночная птица+ местоимение)

4. Река племени "весь"

8. "Мясная " река


Ответы: по горизонтали  

 

3.Коса 5.Весляна 6.Иньва 7 Южная Кельтма 9.Обва

по вертикали:1. Косьва  2. Чусовая  4. Вишера  8. Яйва

с

о

м

с

к

у

н

г

п

я

у

л

а

к

к

ч

а

у

т

н

с

и

к

п

о

р

о

р

е

г

о

л

ь

е

н

ы

б

о

с

о

п

ы

о

р

р

ь

р

о

а

р

в

с

к

т

у

е

о

г

л

е

е

р

х

о

л

е

д

о

к

ь

а

н

к

с

у

н

в

а

ы

н

х

с

у

и

н

н

с

й

д

р

о

к

с

л

ь

и

к

и

ч

е

Здесь зашифрованы названия старинных городов и сел Прикамья. Прочти их справа налево и найди «в волшебном» квадрате. Для этого соединяй буквы карандашом  по вертикали и ли горизонтали в любом направлении, но в одну и ту же клетку не заходи дважды

Определи  города и села Прикамья

          Города                                                           села

  1. КСМАКИЛОС                                               АВНЕЛ
  2. РУГНУК                                                         ГЕТНЯП
  3. КСНАХО                                                        БОРЫН
  4. ЕЬЛОСУ                                                         НУСКУС
  5. АСО                                                                РОКСЫП
  6. ЬНЫДРЕЧ                                                     АЧКОП
  7. ЙИКСНИЬЛИ                                               КОДОРОГ- ЛЕРО

Города и поселки  Пермского края

1

2

3

4

5

6

7

8

2.Поселок,в котором появился первый медеплавильный  завод

4. Город, Петербургу брат

5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовой сети

6. Город, славный мастерами -камнерезами и Ледяной пещерой

8.Город -"насекомое"

по вертикали

1. Самый древний город Прикамья

3. В этом городе добывают то, без чего не садятся за стол

5. Поселок, который называют городком, его название отражено в гербе России

7. Старинное село на севере Пермского края, место ссылки боярина Романова

Ответы:

по горизонтали:2.Пыскор, 4.Усолье 5. Оханск 6. Кунгур 8.Оса

по вертикали: 1.Чердынь 3. Соликамск 5.Орел-городок 7.Ныроб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области

Рабочая программа по географическому краеведению для 7 класса с пояснительной запиской. 1 час в неделю всего 35 часов....

Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...

Программа и дидактические материалы Длительной Метапредметной Образовательной Игры "Неделя с Ломоносовым"

Презентация ДОИ "Неделя с Ломоносовым", с ссылкой на архив материалов игры. Игра разработана и проведена в рамках недели науки, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.В архиве ...