Программа "Географическое краеведение"
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgoramma__geograficheskoe_kraevedenie.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
СИНЦОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
ГБОУ ООШ № 4
ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
(68 часов: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Географическое краеведение.
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг)
Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов уча щихся к родному краю определена социаль ным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способству ют воспитанию любви к родной земле, уваже нию к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей боевой славы, краеведческий музей города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (в городе и области).
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать
- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
- год рождения и даты основных этапов образования родного города, края;
- значение топонимов города, края;
- численность населения и национальный состав;
- выдающихся людей – уроженцев города Новокуйбышевска;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова,
- интересные природные объекты;
- историко-культурные достопримечательности;
- историю и традиции родной школы;
- крупные предприятия города;
- проблемы города Новокуйбышевска и Самарского края;
- роль города, края в жизни страны;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Учащиеся должны уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
- составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- анкетирование.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Основное содержание (68 часов: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе).
Учебно-тематический план «Географическое краеведение» 5 класс.
(34 часа.1 час в неделю.)
№ | тема | Количество часов | примечание | ||
всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в краеведение, что изучает краеведение. | 1 | 1 | - | |
2-3 | С чего начинается Родина. Понятие малая Родина. | 2 | 1 | 1 | Проблемная лекция |
4-6 | Основание и развитие родного края. | 3 | 2 | 1 | эвристическая беседа |
7-8 | Город, в котором мы живем. | 2 | 1 | 1 | работа с картой, планом города |
9-10 | Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. | 2 | 1 | 1 | Сообщения учащихся |
11 | Геральдика. Символика родного города, края. | 1 | 1 | Решение творческих задач | |
12-14 | Рельеф. Строение поверхности территории. Влияние человека на изменение форм рельефа. | 3 | 2 | 1 | экскурсия |
15-18 | Особенности климата. Сезоны года. Влияние климата на жизнь и здоровье людей. | 4 | 1 | 3 | Дневник наблюдения |
19-21 | Водные ресурсы. Реки и озёра, экологические проблемы | 3 | 2 | 1 | Экологич. акция |
22-24 | Особенности природы. Природа родного города, края, растительный и животный мир. | 3 | 2 | 1 | полевой практикум |
25 | Экологические проблемы | 1 | 1 | Созд. экологич. тропы | |
26-27 | Население края, города. | 2 | 1 | 1 | Встречи с творческими людьми |
28-31 | Я и моя семья. История моей семьи, составление генеалогического древа. | 4 | 2 | 2 | Творческий проект |
32-33 | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | 2 | экскурсия | |
34 | Итоговое повторение | 1 | 1 | Защита проекта | |
34 | 18 | 16 |
Учебно-тематический план «Географическое краеведение»
6 класс.
(34 часа.1 час в неделю.)
№ | тема | Количество часов | примечание | ||
всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой» | 1 | 1 | ||
2-3 | На какой Земле мы живём. Вклад земляков в развитии знаний о Земле | 2 | 2 |
| сообщения |
4-5 | Планета Земля. Влияние движения Земли. Смена времён года | 2 | 2 | работа с компьютером | |
6-11 | План и карта. Ориентирование на местности. Изображения земной поверхности моего города. Географическая карта родного края. Географическое положение Самарской области. | 6 | 2 | 3 | Презентация творческих работ |
12-13 | Человек на Земле. Заселение края славянами. Коренное население . | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра |
14 | Литосфера - твёрдая оболочка Земли | 1 | 1 |
| |
15 | Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. | 1 | 1 | Создание коллекции | |
16 | Стихийные природные явления на территории края | 1 | 1 | дискуссия, | |
17 | Особенности рельефа своей местности и его изменение. | 1 | 1 | 1 | |
18 | Влияние человека на рельеф. Памятники природы | 1 | 1 | репортаж | |
19 | Гидросфера – водная оболочка Земли.
| 1 | 1 | ||
20 | Внутренние воды родного края. | 1 | 1 | Описание водоёма | |
21-22 | Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат | 2 | 1 | 1 | экскурсия |
23-24 | Влияние человека на водные объекты моего края | 2 | 1 | 1 | Экологич. акция |
25 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 1 | 1 | Защита проекта | |
26-27 | Погода и климат моей местности | 2 | 1 | 1 | Дневник наблюдения |
28 | Опасные явления в атмосфере | 1 | 1 | презентация | |
29 | Взаимосвязь человека и атмосферы | 1 | 1 | ||
30-31 | Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Самарской области | 2 | 1 | 1 | Гербарий растений своей местности |
32-34 | Географическая оболочка Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах | 3 | 2 | 1 | экскурсия |
34 | 20 | 14 |
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:
- Составление каталога литературы по изучению родного края
- Профессии наших родителей.
- Человек интересной судьбы.
- Экологически чистый город будущего
- Мой гербарий. Сбор и описание растений своей местности.
- Создание туристического маршрута
- Создание экологической тропы.
- Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
- Семейная реликвия.
- История города в названиях улиц.
- Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания школьников).
- Организация наблюдений за погодой своей местности.
- Где родился, там и пригодился.
- Создание памятки « Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды».
- Моя минералогическая коллекция.
- Живи, родник.
- Роль реки Татьянки в жизни жителей города.
- Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
- Местные признаки предсказаний погоды.
- Матушка природа для лечения народа.
- Зелёная аптека на балконе.
- Мой любимый уголок города.
- Презентация «Достопримечательности города».
- Определение качества воды в своём населённом пункте.
- Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.
Результатом изучения курса следует считать проявление самостоятельности учащихся в решении и анализе проблем своей местности, способность применять полученные теоретические краеведческие знания в реальных личностно и для общества значимых жизненных ситуациях.
Список источников и литературы
1. В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.1. Самара: «Самарское книжное издательство»,2007
2. В.В.Ерофеев, Е.А.Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.2. Самара: Издательство «Книга»,2008.
3. Е.А.Коган, Э.Я.Дмитриева, и др. Самарская область (география и история, экономика и культура).Учебное пособие. Издание второе. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн»,1998.
4. И.Р.Учайкина «Люби и изучай свой край». - Самара: Кредо,1999.
5. В.В.Шнырёв и др. атлас Самарской области. Роскортография,1999.
6. О.М.Кривова Обзорный атлас окружающей среды Самарской области. ООО «Самвид» г. Самара.2007.
7. В.Н.Курятников Новокуйбышевск полвека в истории. Издательство. «Новая техника» Самара2002.
8. Е.Чубакова «Память истории священна» краеведческие записки, посвящённые 50 - летию г. Новокуйбышевска. Новокуйбышевск 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
Программа: географическое краеведение Удомельского района
Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, з...
Программа «Географическое краеведение. Нижегородская область»
(34 часа учебного времени, 1 час резервного времени) для обучающихся 6 класса...
программа географическое краеведение
Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» - главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением...
Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс
Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...
Рабочая программа "Географическое краеведенье"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для ООО с КТП....