Программа: географическое краеведение Удомельского района
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Крестенина Нина Сергеевна

 

Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю», - Ю.К. Ефремов.

Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание лучше осуществлять на уроках краеведение. Содержание и структура программы создают благоприятные условия для достижения цели, поставленной перед географией в целом. Углубление и расширение знаний, полученных в курсе географического краеведения, позволяет осуществлять более тесную связь между теорией и практикой.

Ключевыми факторами являются: правильное руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, активизация ее с помощью применения современных средств обучения, методов и форм организации, тщательный отбор основного и вспомогательного учебного материала.

Основной программный материал тесно увязан со знаниями о природе и хозяйственной деятельностью населения Удомельского района.

Особенно важно показать практическое значение приобретенных знаний и умений. Усилить ресурсный, экологический, экономический подходы к пониманию окружающей действительности.

При изучении краеведения осуществляется на практике эта взаимосвязь, потому что только на уроках краеведения мы изучаем то, с чем соприкасаемся каждый день.

Особое внимание уделяется знаниям и умениям учащихся. В единстве со знаниями у школьников вырабатываются умения работать со всеми источниками краеведческой информации – картами, статистическими данными, экранными пособиями, краеведческими словарями и др. для этого учащиеся знакомятся со средствами обучения, с приемами работы с ними, а затем обеспечивается выполнение постепенно усложняющейся системы заданий для самостоятельной работы. Важное значение в обучении краеведения играет составление тестов, требующих односложных ответов, проверку которых можно осуществлять с помощью компьютера.

Работа по формированию знаний и умений проводится с учетом 3 уровней развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся: минимальный, общий, продвинутый. Достижение третьего уровня связано с созданием проблемных ситуаций на уроках.

Задачи активизации учебно-познавательной деятельности отчасти решают практические работы и деловые игры на уроках краеведения. Более глубокому целостному восприятию краеведения способствует установление связей с другими учебными предметами (географией, историей, математикой, химией, физикой и др.) Краеведение способствует научно-исследовательской деятельности учащихся, так как краеведение – это наука, где можно приложить свои знания и умения для первых шагов в науку.

Изучение географического краеведения Удомельского района облегчает наличие достаточного количества научной и краеведческой литературы. В 1999 году был выпущен учебник «География Удомельского района» под редакцией группы авторов, «История Удомельского района» под редакцией Н.А. Архангельского2006 год. Краеведением Удомельского района занимаются доцент ТГУ Ю. Смирнов, краевед района Н.А. Архангельский, поэтому кроме книг в районе выпускается краеведческий альманах, самые свежие данные можно получить можно получить в отделе статистики, газетных очерках, краеведческом музее, центре общественных связей КАЭС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskoe_kraevedenieudomelskogo_rayona.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Географическое краеведениеУдомельского района.

                   Автор: Крестенина Нина Сергеевна – учитель географии и краеведения

                  МБОУ УСОШ № 5, г. Удомля, Тверской области

Пояснительная записка

Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю», - Ю.К. Ефремов.

Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание лучше осуществлять на уроках краеведение. Содержание и структура программы создают благоприятные условия для достижения цели, поставленной перед географией в целом. Углубление и расширение знаний, полученных в курсе географического краеведения, позволяет осуществлять более тесную связь между теорией и практикой.

Ключевыми факторами являются: правильное руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, активизация ее с помощью применения современных средств обучения, методов и форм организации, тщательный отбор основного и вспомогательного учебного материала.

Основной программный материал тесно увязан со знаниями о природе и хозяйственной деятельностью населения Удомельского района.

Особенно важно показать практическое значение приобретенных знаний и умений. Усилить ресурсный, экологический, экономический подходы к пониманию окружающей действительности.

При изучении краеведения осуществляется на практике эта взаимосвязь, потому что только на уроках краеведения мы изучаем то, с чем соприкасаемся каждый день.

Особое внимание уделяется знаниям и умениям учащихся. В единстве со знаниями у школьников вырабатываются умения работать со всеми источниками краеведческой информации – картами, статистическими данными, экранными пособиями, краеведческими словарями и др. для этого учащиеся знакомятся со средствами обучения, с приемами работы с ними, а затем обеспечивается выполнение постепенно усложняющейся системы заданий для самостоятельной работы. Важное значение в обучении краеведения играет составление тестов, требующих односложных ответов, проверку которых можно осуществлять с помощью компьютера.

Работа по формированию знаний и умений проводится с учетом 3 уровней развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся: минимальный, общий, продвинутый. Достижение третьего уровня связано с созданием проблемных ситуаций на уроках.

Задачи активизации учебно-познавательной деятельности отчасти решают практические работы и деловые игры на уроках краеведения. Более глубокому целостному восприятию краеведения способствует установление связей с другими учебными предметами (географией, историей, математикой, химией, физикой и др.) Краеведение способствует научно-исследовательской деятельности учащихся, так как краеведение – это наука, где можно приложить свои знания и умения для первых шагов в науку.

Изучение географического краеведения Удомельского района облегчает наличие достаточного количества научной и краеведческой литературы. В 1999 году был выпущен учебник «География Удомельского района» под редакцией группы авторов, «История Удомельского района» под редакцией Н.А. Архангельского2006 год. Краеведением Удомельского района занимаются доцент ТГУ Ю. Смирнов, краевед района Н.А. Архангельский, поэтому кроме книг в районе выпускается краеведческий альманах, самые свежие данные можно получить можно получить в отделе статистики, газетных очерках, краеведческом музее, центре общественных связей КАЭС.

Образовательно-воспитательные цели и  задачи предмета

  1. Воспитание любви к малой Родине, выработка активной жизненной позиции.
  2. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Удомельского района.
  3. Применение приобретенных на уроках краеведения знаний в производственной деятельности для решения трудовых и бытовых задач, оценивать природную и хозяйственную обстановку своей местности.
  4. Развитие у учащихся логического мышления, памяти, речи, воображения, эстетического восприятия окружающей среды и в конечном счете творческого отношения к жизни.
  5. Профессиональное воспитание учащихся, в результате знакомство с различными предприятиями и учреждениями района.
  6. Знакомство с различными методиками организациями научно-исследовательских работ.

Авторская программа , утверждена на экспертном совете РОО в 2002 году.

Всего 34 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков __1, зачетов _0__, тестов __8_ ч., практических работ -5;

Административных контрольных уроков _?__

Оценка знаний учащихся

Отметка «отлично» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса, правильно раскрыто основное содержание понятий, взаимосвязей, с использованием карты, дополнительных сведений.

Отметка «хорошо» - ответ полный, правильный, есть недостаточности в изложении материала или выводах.

Отметка «удовлетворительно» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки.

Отметка «неудовлетворительно» - ответ неправильный, не раскрыто основное содержание материала, грубые ошибки в определении понятий. Неумение работать с картой. Отсутствие ответа/

Промежуточный контроль.

Проверка знаний осуществляется с помощью компьютера (тестовый контроль), проверки практических работ, проверки номенклатуры по физической карте района и с помощью контурных карт.

Описание разделов программы.

7 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

  1. Введение (1час)

Что изучает предмет краеведение. Краеведение: историческое, географическое. Значение краеведения.

  1. Географическое положение, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (3 часа)

Главные черты рельефа, их связь со строением литосферы. Платформенная область и связанные с ними полезные ископаемые. Влияние ледника. Формы рельефа. Эрозия.

Учащиеся должны уметь устанавливать зависимость между рельефом, тектоникой и полезными ископаемыми.

Учащиеся должны знать основные виды полезных  ископаемых: торф. Глина, сапропель, строительные материалы, нефть (практическая работа №1).

Номенклатура: Торфяное, Лесная гряда, Вышневолоцкая равнина.

  1. Климат и внутренние воды (5 часов)

Факторы, определяющие особенности климата Удомельского района. Циркуляция воздушных масс (атмосферные фронты, циклоны, антициклоны), связанные с ними типы погод.

Количество тепла, влаги. Влияние климата на здоровье человека. Опасные явления (туманы, заморозки, гололед). Прогноз погоды по местным признакам.

Главные речные системы и бассейны рек. Питание и режим рек. Важнейшие озера. Болота. Подземные воды. Неравномерность в распределении водных ресурсов. Использование вод.

Проблемы малых рек Удомельского района.

Учащиеся должны уметь читать климатическую карту, давать характеристику реки по плану (практическая работа 2,3).

Учащиеся должны знать факторы, определяющие климат Удомельского района; особенности главных речных систем: Мсты, Волчины, Съежи; крупнейшие озера: Наволок, Удомля, Песьво, Молдино, Илово, Кезадра, Кубыча, Волчино, Сестрино, Маги, Перхово, Островно, Спас-Ульстим, Рогозно.

  1. Почвы, растительность, животный мир (3 часа)

Образование почв и их разнообразие. Плодородие. Земельные ресурсы. Мелиорация, виды мелиорации в Удомельском районе. Механический состав. Растительность. Животный мир.

  1. Природные ресурсы, памятники природы, экологические проблемы Удомельского района (6 часов)

Природная зона. Виды природных ресурсов. Особо охраняемые территории. Рациональное природопользование. Правила личного природоохранного поведения в трудовой и бытовой деятельности.

Учащиеся должны знать типы почв, растительный и животный мир, значение природы для человека, основные виды природных ресурсов, правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

  1. Население (2 часа)

Численность населения. Национальный состав. Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Естественное движение населения и его территориальные различия. Миграции населения. Плотность.

Учащиеся должны знать численность населения, национальный состав, естественное движение, плотность населения, миграции.

  1. Хозяйство (7 часов)

Основные отрасли промышленности. Энергетика – основная отрасль Удомельского района. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Виды транспорта, их роль в грузовых и пассажирских перевозках. Город Удомля – промышленный и курортный центр Удомельского района.

Учащиеся должны знать главные отрасли хозяйства.

Учащиеся должны уметь составлять характеристику местного предприятия.

  1. Знаменитые люди и наш край (4 часа)

Край вдохновения (Сорока, Венецианов, Левитан, Бялыницкий-Бируля, Степанов, Коровин, и другие художники). Менделеев и Удомельский край. Роборовский В.И. – Тараки, Овсище. Дача «Чайка» - памятник природы.

Учащиеся должны знать населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей.

Учащиеся должны уметь находить объекты на географической карте.

  1. Весенние экскурсии на местности.
  1. Реки Удомельского района.

Изучение скорости течения, глубины, стока, расхода воды; меандры, старицы, долина, русло, зарастание.

  1. Почвы Удомельского района.

Горизонты, механический состав, структура.

Методическое обеспечение программы

На уроках краеведения можно использовать различные методы работы:

  1. Мини-лекция.
  2. Проблемные уроки

«Почему в Удомельском районе нельзя было строить КАЭС?»

«Какой океан оказывает максимальное влияние на климат района и почему?»

  1. Практические работы (темы и методика прилагаются).
  2. Экскурсии весенние или осенние (темы и методика прилагаются).
  3. Работа со статистическим материалом.

Анализ рождаемости, смертности в районе, изменения городского и сельского населения.

  1. Работа с контурной картой (контурная карта прилагается):

а). подписать соседние районы и области;

б). крупнейшие реки;

в). крупнейшие озера.

  1. Работа с гербариями при изучении темы «Растительность».
  2. Работа с горными породами, окаменелыми останками животных при изучении темы «Рельеф, тектоника, полезные ископаемые».
  3. Экскурсия в центр общественных связей КАЭС при изучении темы «Калининская атомная электростанция».
  4. Экскурсия в краеведческий музей при изучении темы «Знаменитые люди и наш край».
  5. Обобщающее повторение (1 час)

В результате изучения краеведения  ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины;  
  2. географические явления и процессы в геосферах, , их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Р
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий  района, его обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение района и города;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  1. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. особенности отраслей;
  3. традиционные отрасли хозяйства коренных народов;
  4. экономические связи района;

         Объяснять:

 

  1. сельскохозяйственную специализацию территории;
  2. структуру ввоза и вывоза;
  3. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Учебно-тематическое планирование

Тема курса

Номер урока в теме

Тема урока

Номер практической работы

Экскурсии

Введение

1

Что изучает географическое краеведение

Географическое положение

2(1)

Географическое положение

3(2)

Тектоника, рельеф, полезные ископаемые

4(3)

Климат

1

5(4)

Внутренние воды

6(5)

Реки. Водораздел Балтийского и Каспийского морей

2

7(6)

Озера. Топонимика.

3

8(7)

Растительность

9(8)

Животный мир

10(9)

Почвы. Основные типы почв

11(10)

Памятники природы Удомельского района

12(11)

Экологические проблемы Удомельского района

13(12)

Природные ресурсы

4

Население и хозяйство

14(1)

Население и демографические проблемы

15(2)

Быт, традиции населения

16(3)

Промышленность

17(4)

Калининская атомная электростанция

18(5)

Экскурсия в центр общественных связей КАЭС

19(6)

Сельское хозяйство

20(7)

Транспорт района

21(8)

Удомля – культурный центр

5

22(9)

Удомля – промышленный центр

23(10)

Обобщающее повторение

Край вдохновения

24(1)

Левитан И.И.

Экскурсия в краеведческий музей

25(2)

Сорока Т.В., Венецианов А.Г.

26(3)

Дача «Чайка»

27(4)

В.В. Андреев

28(5)

Роборовский В.И. – Тараки, Овсище

29(6)

Чехов А.П. в Островно

 

33(4)

Практическая работа

34

Обобщающее повторение


 Литература

  1. География Удомельского района. Тверь, 1999г.
  2. География Тверской области. Книга для учителя. Тверь, 1992г.
  3. География Калининской области. Учебное пособие для учителя. Калинин, 1965г.
  4. Воробьев В.М., Воробьева И.Г. «Топонимия». Тверь, 1992г.
  5. Статистические данные по Тверской области. 1997г.
  6. Герб города Удомля. Тверь 1995г.
  7. Архангельский Н.А. «Краеведческий словарь». Тверь, 1994г.
  8. Архангельский Н.А. «Почему так называется?». Тверь, 1994г.
  9. Архангельский Н.А. «История Удомельского района». Тверь, 2006г.
  10. Кац Л.И. «Художники в Удомельском районе». Москва, 1983г.
  11. Калмыкова Л.Э. «Народное искусство Тверской земли». Тверь, 1999г.
  12. Почвы Удомельского района. Отчет Центргипрозем. Калинин, 1979г.
  13. Оценка воздействия Калининской атомной электростанции на окружающую среду. Н. Новгород, 1991г.
  14. Борис Фадин «Атом Удомли». Тверь, 2002г.

Учебно-теоретическая литература

  1. География Удомельского района. Тверь, 1999г.
  2. Архангельский Н.А. «Краеведческий словарь». Тверь, 1994г.
  3. Архангельский Н.А. «Почему так называется?». Тверь, 1994г.
  4. .

Методическая литература

  1. Сборник программ для общеобразовательных учреждений. География 6-10 классы. Москва «Просвещение», 1997г.
  2. Основная школа. Базисный учебный план (региональный пакет общеобразовательного учреждения).
  3. Строев К.Ф. «О краеведческом принципе в преподавании географии». География в школе №3, 1983г.
  4. Матрусов И.С. «Школьное краеведение». География в школе №3, 1983г.
  5. Антимонов Н.А. «Изучение рек, болот родного края». Учпедиз, 1973г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Программа «Географическое краеведение. Нижегородская область»

(34 часа учебного времени, 1 час резервного времени) для обучающихся 6 класса...

программа географическое краеведение

Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» - главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением...

Проект по географическому краеведению "Природные комплексы Мишкинского района"

Кратковременный урочный проект о природе своей малой Родины. Проведен с учениками 7 класса. Разработана система критериев оценки....

растительные богатства Удомельского района.

В  презентации рассказывается о разнообразном растительном мире Удомельского края....

Рабочая программа "Географическое краеведенье"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для ООО с КТП....