программа географическое краеведение
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» - главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа краеведение 6 класс | 69.63 КБ |
programma_geograficheskoe_kraevedenie.docx | 69.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курса «Географическое краеведение» 6 класс. (35ч., 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Д/З § | Дата про-ведения | ||
план | факт | |||||||
Введение. (1 час) | ||||||||
1. | Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением | Беседа | Поиск и выделение необходимой информации материал о своем крае; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Объяснять различие между понятиями «краеведение», географическое краеведение.. Приводить примеры топонимики своего района | ||||
2.План местности. (5 часов) | ||||||||
2. | Условные топографические знаки. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. | Изучение нового материала | Изображение поверхности земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. | ||||
3. | Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа. | Исследование | ||||||
4 | Глазомерные съемки. Путешествие по физической карте своей местности. | Исследование | ||||||
5. | Практическая работа №7. «Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населенного пункта». | Практическая работа | ||||||
6. | Топонимика области и Аркадакского района | Исследование | ||||||
3.История исследования Саратовской области, методы исследования. (3 часа) | ||||||||
7. | Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге. | Презентация | Исследователи нашего края. | Называть русских и иностранных путешественников исследовавших территорию Саратовской области. Показывать исследуемые ими объекты | ||||
8. | Путешественники, и иностранные послы. | Доклады учащихся | ||||||
9. | Практическая работа№1 Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования. | Практическая работа | ||||||
4.Особенности географического положения области, района. (2 часа) | ||||||||
10. | Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине. | Презентация | Положение области на физической, административных картах России; физической и политической картах мира; материке; Восточно-Европейской равнине; на градусной сетке. Пограничные области. | Уметь определять положение области на физической, административной картах России, физической и политической карте мира, материке, Восточно-Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области | ||||
11. | Практическая работа №2: «Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области». | Практическая работа | ||||||
5.Строение земной коры. Минералы и горные породы. (2 часа) | ||||||||
12. | Географическое строение. Различия в географическом строении правобережья и левобережья. | Видео-рассказ | Осадочное происхождение горных пород. Минеральные ресурсы: пески, глины, известняк, фосфориты нефть. газ. | Знать геологическую историю своей области. Знать основные породы местности, их образование. Определять горные породы своей местности. | ||||
13. | Практическая работа№3: «Определение горных пород по образцам». | Иллюстрирование через проектор. Практическая работа | ||||||
6.Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа) | ||||||||
14. | Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья | Презентация | Особенности рельефа правобережья и левобережья Рельеф своей местности. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей, особенности природы. | Объяснять равнинность территории своей местности, различия в рельефе Правобережья и Левобережья. Составлять характеристику рельефа на основе анализа карт. Определять абсолютные высоты. Проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа. | ||||
15. | Оценка рельефа своей местности. Практическая работа№4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых». | Практическая работа | ||||||
7.Воды суши Саратовской области. (4 часа) | ||||||||
16. | Внутренние воды области. Волга – главная река области. | Презентация | Состав вод суши на территории области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод | Знать понятия: поверхностные воды, поземные воды, состав вод суши на территории Саратовской области. Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме. Составлять характеристику реки. Определять значение Волги в жизни населения области | ||||
17. | Реки Волжского бассейна. | Видео экскурсия | ||||||
18. | Реки бессточного бассейна. Озёра. | Видео экскурсия | ||||||
19. | Практическая работа №5 «Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины». | Практическая работа | ||||||
8.Атмосфера. Климат области. (5 часов) | ||||||||
20. | Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. | Экскурсия в природу | Типы погод и сезоны года на территории области. Годовой ход температуры воздуха, роза ветров, климат своего района, своей местности. Работа с дневни-ками наблюдений. Температура воздуха по сезонам года. Осадки. Зависимость кол-ва осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей области.
| Знать: тепловой пояс, в котором находится Саратовская область; времена года Саратовской области, их астрономическое и фенологи-ческое начало; климатические показатели погоды области Уметь: определять высоту солнца над горизонтом; определять температуру воздуха; вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год; вычерчивать графики хода температур; Уметь давать характеристику погоды за сутки, месяц, год; выделять факторы, влияющие на климат Саратовской области | ||||
21. | Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | Исследование | ||||||
22. | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | Исследование | ||||||
23. | Климат своего района. | Презентация | ||||||
24. | Практическая работа №6. «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района». | Практическая работа | ||||||
9.Природные комплексы. (3 часа) | ||||||||
25. | Типы почв Саратовской области. Растительный и животный мир Саратовской области, своего района. | Презентация | Главные типы почв области. Плодородие. Почвенная карта. Зависимость почв от рельефа и климата. Влияние человека на природу. Меры по охране почв. ПК своей местности, использование человеком, меры по охране, взаимосвязь между природой и деятельностью человека. | Уметь читать почвенную карту области; знать главные типы почв области. Знать: понятие «природный комплекс», уметь приводить примеры влияния хоз-ной деятельности на природу. Описывать памятники природы, охраняемые территории в пределах области. Определять экологические проблемы Саратовской области | ||||
26. | Природные зоны области, своего района. Экскурсия в природу. | Экскурсия | ||||||
27. | Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы. | Презентация | ||||||
10.Население области, своего района. (3 часа) | ||||||||
28. | История заселения и освоения Саратовской области, своего района. | Лекция | Национальный состав. Особенности быта. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области. Типы населенных пунктов: город, ПГТ, село, деревня. | Уметь определять плотность население по карте, показывать города на карте. Уметь обозначить на контурной карте Т. о. города и свой населенный пункт. | ||||
29. | Народы, национальные и культурные традиции народов саратовской области. | Презентация | ||||||
30. | Города, села, деревни Саратовской области. | Видео презентация | ||||||
11.Резервное время. (5 часов ) | ||||||||
31. | Особенности Саратовской области. | Лекция | Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Знать: основные термины, понятия, определения. Уметь обобщать материал по теме. Пользоваться картографическим материалом | ||||
32. | Итоговая проверка знаний по курсу «География Саратовской области» | Тестирование | ||||||
33. | Достопримечательности с. Кистендей | Экскурсия | ||||||
34. | Экскурсия в Аркадакский краеведческий музей | Экскурсия | ||||||
35. | Подведение итогов по теме «География Саратовской области» | Обобщение |
.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курса «Географическое краеведение» 6 класс. (35ч., 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Д/З § | Дата про-ведения | ||
план | факт | |||||||
Введение. (1 час) | ||||||||
1. | Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением | Беседа | Поиск и выделение необходимой информации материал о своем крае; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Объяснять различие между понятиями «краеведение», географическое краеведение.. Приводить примеры топонимики своего района | ||||
2.План местности. (5 часов) | ||||||||
2. | Условные топографические знаки. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. | Изучение нового материала | Изображение поверхности земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. | ||||
3. | Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа. | Исследование | ||||||
4 | Глазомерные съемки. Путешествие по физической карте своей местности. | Исследование | ||||||
5. | Практическая работа №7. «Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населенного пункта». | Практическая работа | ||||||
6. | Топонимика области и Аркадакского района | Исследование | ||||||
3.История исследования Саратовской области, методы исследования. (3 часа) | ||||||||
7. | Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге. | Презентация | Исследователи нашего края. | Называть русских и иностранных путешественников исследовавших территорию Саратовской области. Показывать исследуемые ими объекты | ||||
8. | Путешественники, и иностранные послы. | Доклады учащихся | ||||||
9. | Практическая работа№1 Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования. | Практическая работа | ||||||
4.Особенности географического положения области, района. (2 часа) | ||||||||
10. | Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине. | Презентация | Положение области на физической, административных картах России; физической и политической картах мира; материке; Восточно-Европейской равнине; на градусной сетке. Пограничные области. | Уметь определять положение области на физической, административной картах России, физической и политической карте мира, материке, Восточно-Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области | ||||
11. | Практическая работа №2: «Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области». | Практическая работа | ||||||
5.Строение земной коры. Минералы и горные породы. (2 часа) | ||||||||
12. | Географическое строение. Различия в географическом строении правобережья и левобережья. | Видео-рассказ | Осадочное происхождение горных пород. Минеральные ресурсы: пески, глины, известняк, фосфориты нефть. газ. | Знать геологическую историю своей области. Знать основные породы местности, их образование. Определять горные породы своей местности. | ||||
13. | Практическая работа№3: «Определение горных пород по образцам». | Иллюстрирование через проектор. Практическая работа | ||||||
6.Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа) | ||||||||
14. | Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья | Презентация | Особенности рельефа правобережья и левобережья Рельеф своей местности. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей, особенности природы. | Объяснять равнинность территории своей местности, различия в рельефе Правобережья и Левобережья. Составлять характеристику рельефа на основе анализа карт. Определять абсолютные высоты. Проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа. | ||||
15. | Оценка рельефа своей местности. Практическая работа№4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых». | Практическая работа | ||||||
7.Воды суши Саратовской области. (4 часа) | ||||||||
16. | Внутренние воды области. Волга – главная река области. | Презентация | Состав вод суши на территории области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод | Знать понятия: поверхностные воды, поземные воды, состав вод суши на территории Саратовской области. Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме. Составлять характеристику реки. Определять значение Волги в жизни населения области | ||||
17. | Реки Волжского бассейна. | Видео экскурсия | ||||||
18. | Реки бессточного бассейна. Озёра. | Видео экскурсия | ||||||
19. | Практическая работа №5 «Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины». | Практическая работа | ||||||
8.Атмосфера. Климат области. (5 часов) | ||||||||
20. | Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. | Экскурсия в природу | Типы погод и сезоны года на территории области. Годовой ход температуры воздуха, роза ветров, климат своего района, своей местности. Работа с дневни-ками наблюдений. Температура воздуха по сезонам года. Осадки. Зависимость кол-ва осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей области.
| Знать: тепловой пояс, в котором находится Саратовская область; времена года Саратовской области, их астрономическое и фенологи-ческое начало; климатические показатели погоды области Уметь: определять высоту солнца над горизонтом; определять температуру воздуха; вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год; вычерчивать графики хода температур; Уметь давать характеристику погоды за сутки, месяц, год; выделять факторы, влияющие на климат Саратовской области | ||||
21. | Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | Исследование | ||||||
22. | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | Исследование | ||||||
23. | Климат своего района. | Презентация | ||||||
24. | Практическая работа №6. «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района». | Практическая работа | ||||||
9.Природные комплексы. (3 часа) | ||||||||
25. | Типы почв Саратовской области. Растительный и животный мир Саратовской области, своего района. | Презентация | Главные типы почв области. Плодородие. Почвенная карта. Зависимость почв от рельефа и климата. Влияние человека на природу. Меры по охране почв. ПК своей местности, использование человеком, меры по охране, взаимосвязь между природой и деятельностью человека. | Уметь читать почвенную карту области; знать главные типы почв области. Знать: понятие «природный комплекс», уметь приводить примеры влияния хоз-ной деятельности на природу. Описывать памятники природы, охраняемые территории в пределах области. Определять экологические проблемы Саратовской области | ||||
26. | Природные зоны области, своего района. Экскурсия в природу. | Экскурсия | ||||||
27. | Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы. | Презентация | ||||||
10.Население области, своего района. (3 часа) | ||||||||
28. | История заселения и освоения Саратовской области, своего района. | Лекция | Национальный состав. Особенности быта. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области. Типы населенных пунктов: город, ПГТ, село, деревня. | Уметь определять плотность население по карте, показывать города на карте. Уметь обозначить на контурной карте Т. о. города и свой населенный пункт. | ||||
29. | Народы, национальные и культурные традиции народов саратовской области. | Презентация | ||||||
30. | Города, села, деревни Саратовской области. | Видео презентация | ||||||
11.Резервное время. (5 часов ) | ||||||||
31. | Особенности Саратовской области. | Лекция | Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Знать: основные термины, понятия, определения. Уметь обобщать материал по теме. Пользоваться картографическим материалом | ||||
32. | Итоговая проверка знаний по курсу «География Саратовской области» | Тестирование | ||||||
33. | Достопримечательности с. Кистендей | Экскурсия | ||||||
34. | Экскурсия в Аркадакский краеведческий музей | Экскурсия | ||||||
35. | Подведение итогов по теме «География Саратовской области» | Обобщение |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
Программа "Географическое краеведение"
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...
Программа: географическое краеведение Удомельского района
Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, з...
Программа «Географическое краеведение. Нижегородская область»
(34 часа учебного времени, 1 час резервного времени) для обучающихся 6 класса...
Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс
Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...
Рабочая программа "Географическое краеведенье"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для ООО с КТП....