программа географическое краеведение
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Быков Александр Юрьевич

Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» - главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Курса «Географическое краеведение» 6 класс. (35ч., 1 час в неделю)

№ урока

 Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  

учащихся

Д/З

        §

Дата про-ведения

план

факт

Введение. (1 час)

1.

Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением

Беседа

Поиск и выделение необходимой информации материал о своем крае; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Объяснять различие между понятиями «краеведение», географическое краеведение.. Приводить примеры топонимики своего района

2.План местности. (5 часов)

2.

Условные топографические знаки. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности.

Изучение нового материала

Изображение поверхности земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта.

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического

изображения.

Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.

Составление плана местности.

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

3.

Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Исследование

4

Глазомерные съемки. Путешествие по физической карте своей местности.

Исследование

5.

Практическая работа №7. «Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населенного пункта».

Практическая работа

6.

Топонимика области и Аркадакского района

Исследование

3.История исследования Саратовской области, методы исследования. (3 часа)

7.

Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге.

Презентация

Исследователи нашего края. 

Называть русских и иностранных путешественников  исследовавших территорию Саратовской области. Показывать исследуемые ими объекты

8.

Путешественники, и иностранные послы.

Доклады учащихся

9.

Практическая работа№1 Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

Практическая работа

4.Особенности географического положения области, района. (2 часа)

10.

Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.

Презентация

Положение области на физической, административных картах России; физической и политической картах мира; материке; Восточно-Европейской равнине; на градусной сетке. Пограничные области.

Уметь определять положение области на физической, административной картах России, физической и политической карте мира, материке, Восточно-Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области

11.

Практическая работа №2: «Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области».

Практическая работа

5.Строение земной коры. Минералы и горные породы. (2 часа)

12.

Географическое строение. Различия в географическом строении правобережья и левобережья.

Видео-рассказ

Осадочное происхождение горных пород. Минеральные ресурсы: пески, глины, известняк, фосфориты нефть. газ.

Знать геологическую историю своей области. Знать основные породы местности, их образование. Определять горные породы своей местности.

13.

Практическая работа№3: «Определение горных пород по образцам».

Иллюстрирование через проектор. Практическая работа

6.Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа)

14.

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья

Презентация

Особенности рельефа правобережья и левобережья Рельеф своей местности. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей, особенности природы.

Объяснять равнинность территории своей местности, различия в рельефе Правобережья и Левобережья. Составлять характеристику рельефа на основе анализа карт.

Определять абсолютные высоты. Проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа.

15.

Оценка рельефа своей местности.

Практическая работа№4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых».

Практическая работа

7.Воды суши Саратовской области. (4 часа)

16.

Внутренние воды области. Волга – главная река области.

Презентация

Состав вод суши на территории области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод

Знать понятия: поверхностные воды, поземные воды, состав вод суши на территории Саратовской области. Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме. Составлять характеристику реки. Определять значение Волги в жизни населения области

17.

Реки Волжского бассейна.

Видео экскурсия

18.

Реки бессточного бассейна. Озёра.

Видео экскурсия

19.

Практическая работа №5 «Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины».

Практическая работа

8.Атмосфера. Климат области. (5 часов)

20.

Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.

Экскурсия в природу

Типы погод и сезоны года на территории области.  Годовой ход температуры воздуха, роза ветров, климат своего района, своей местности. Работа с дневни-ками наблюдений. Температура воздуха по сезонам года. Осадки. Зависимость кол-ва осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей области.

 

Знать:  тепловой пояс, в котором находится Саратовская область;

времена года Саратовской области, их астрономическое и фенологи-ческое начало;  климатические показатели погоды области

Уметь: определять высоту солнца над горизонтом;  определять температуру воздуха;  вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год;  вычерчивать графики хода температур; Уметь давать характеристику погоды за сутки, месяц, год;  выделять факторы, влияющие на климат Саратовской области

21.

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

Исследование

22.

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

Исследование

23.

Климат своего района.

Презентация

24.

Практическая работа №6. «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района».

Практическая работа

9.Природные комплексы. (3 часа)

25.

Типы почв Саратовской области. Растительный и животный мир Саратовской области, своего района.

Презентация

Главные типы почв области. Плодородие. Почвенная карта. Зависимость почв от рельефа и климата. Влияние человека на природу. Меры по охране почв. ПК своей местности, использование человеком, меры по охране, взаимосвязь между природой и деятельностью человека.

Уметь читать почвенную карту области; знать главные типы почв области. Знать: понятие «природный комплекс», уметь приводить примеры влияния хоз-ной деятельности на природу.

 Описывать памятники природы, охраняемые территории в пределах области. Определять экологические проблемы Саратовской области

26.

Природные зоны области, своего района. Экскурсия в природу.

Экскурсия

27.

Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы.

Презентация

10.Население области, своего района. (3 часа)

28.

История заселения и освоения Саратовской области, своего района.

Лекция

Национальный состав. Особенности быта. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области. Типы населенных пунктов: город, ПГТ, село, деревня.

Уметь определять плотность население по карте, показывать города на карте. Уметь обозначить на контурной карте Т. о. города и свой населенный пункт.

29.

Народы, национальные и культурные традиции народов саратовской области.

Презентация

30.

Города, села, деревни Саратовской области.

Видео презентация

11.Резервное время. (5 часов )

31.

Особенности Саратовской области.

Лекция

Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Знать: основные термины, понятия, определения. Уметь обобщать материал по теме. Пользоваться картографическим материалом

32.

Итоговая проверка знаний по курсу «География Саратовской области»

Тестирование

33.

Достопримечательности          с. Кистендей

Экскурсия

34.

Экскурсия в Аркадакский  краеведческий музей

Экскурсия

35.

Подведение итогов по теме «География Саратовской области»

Обобщение

.



Предварительный просмотр:

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Курса «Географическое краеведение» 6 класс. (35ч., 1 час в неделю)

№ урока

 Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  

учащихся

Д/З

        §

Дата про-ведения

план

факт

Введение. (1 час)

1.

Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением

Беседа

Поиск и выделение необходимой информации материал о своем крае; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Объяснять различие между понятиями «краеведение», географическое краеведение.. Приводить примеры топонимики своего района

2.План местности. (5 часов)

2.

Условные топографические знаки. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности.

Изучение нового материала

Изображение поверхности земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта.

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического

изображения.

Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.

Составление плана местности.

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

3.

Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Исследование

4

Глазомерные съемки. Путешествие по физической карте своей местности.

Исследование

5.

Практическая работа №7. «Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населенного пункта».

Практическая работа

6.

Топонимика области и Аркадакского района

Исследование

3.История исследования Саратовской области, методы исследования. (3 часа)

7.

Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге.

Презентация

Исследователи нашего края. 

Называть русских и иностранных путешественников  исследовавших территорию Саратовской области. Показывать исследуемые ими объекты

8.

Путешественники, и иностранные послы.

Доклады учащихся

9.

Практическая работа№1 Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

Практическая работа

4.Особенности географического положения области, района. (2 часа)

10.

Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.

Презентация

Положение области на физической, административных картах России; физической и политической картах мира; материке; Восточно-Европейской равнине; на градусной сетке. Пограничные области.

Уметь определять положение области на физической, административной картах России, физической и политической карте мира, материке, Восточно-Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области

11.

Практическая работа №2: «Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области».

Практическая работа

5.Строение земной коры. Минералы и горные породы. (2 часа)

12.

Географическое строение. Различия в географическом строении правобережья и левобережья.

Видео-рассказ

Осадочное происхождение горных пород. Минеральные ресурсы: пески, глины, известняк, фосфориты нефть. газ.

Знать геологическую историю своей области. Знать основные породы местности, их образование. Определять горные породы своей местности.

13.

Практическая работа№3: «Определение горных пород по образцам».

Иллюстрирование через проектор. Практическая работа

6.Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа)

14.

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья

Презентация

Особенности рельефа правобережья и левобережья Рельеф своей местности. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей, особенности природы.

Объяснять равнинность территории своей местности, различия в рельефе Правобережья и Левобережья. Составлять характеристику рельефа на основе анализа карт.

Определять абсолютные высоты. Проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа.

15.

Оценка рельефа своей местности.

Практическая работа№4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых».

Практическая работа

7.Воды суши Саратовской области. (4 часа)

16.

Внутренние воды области. Волга – главная река области.

Презентация

Состав вод суши на территории области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод

Знать понятия: поверхностные воды, поземные воды, состав вод суши на территории Саратовской области. Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме. Составлять характеристику реки. Определять значение Волги в жизни населения области

17.

Реки Волжского бассейна.

Видео экскурсия

18.

Реки бессточного бассейна. Озёра.

Видео экскурсия

19.

Практическая работа №5 «Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины».

Практическая работа

8.Атмосфера. Климат области. (5 часов)

20.

Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.

Экскурсия в природу

Типы погод и сезоны года на территории области.  Годовой ход температуры воздуха, роза ветров, климат своего района, своей местности. Работа с дневни-ками наблюдений. Температура воздуха по сезонам года. Осадки. Зависимость кол-ва осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей области.

 

Знать:  тепловой пояс, в котором находится Саратовская область;

времена года Саратовской области, их астрономическое и фенологи-ческое начало;  климатические показатели погоды области

Уметь: определять высоту солнца над горизонтом;  определять температуру воздуха;  вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год;  вычерчивать графики хода температур; Уметь давать характеристику погоды за сутки, месяц, год;  выделять факторы, влияющие на климат Саратовской области

21.

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

Исследование

22.

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

Исследование

23.

Климат своего района.

Презентация

24.

Практическая работа №6. «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района».

Практическая работа

9.Природные комплексы. (3 часа)

25.

Типы почв Саратовской области. Растительный и животный мир Саратовской области, своего района.

Презентация

Главные типы почв области. Плодородие. Почвенная карта. Зависимость почв от рельефа и климата. Влияние человека на природу. Меры по охране почв. ПК своей местности, использование человеком, меры по охране, взаимосвязь между природой и деятельностью человека.

Уметь читать почвенную карту области; знать главные типы почв области. Знать: понятие «природный комплекс», уметь приводить примеры влияния хоз-ной деятельности на природу.

 Описывать памятники природы, охраняемые территории в пределах области. Определять экологические проблемы Саратовской области

26.

Природные зоны области, своего района. Экскурсия в природу.

Экскурсия

27.

Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы.

Презентация

10.Население области, своего района. (3 часа)

28.

История заселения и освоения Саратовской области, своего района.

Лекция

Национальный состав. Особенности быта. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области. Типы населенных пунктов: город, ПГТ, село, деревня.

Уметь определять плотность население по карте, показывать города на карте. Уметь обозначить на контурной карте Т. о. города и свой населенный пункт.

29.

Народы, национальные и культурные традиции народов саратовской области.

Презентация

30.

Города, села, деревни Саратовской области.

Видео презентация

11.Резервное время. (5 часов )

31.

Особенности Саратовской области.

Лекция

Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Знать: основные термины, понятия, определения. Уметь обобщать материал по теме. Пользоваться картографическим материалом

32.

Итоговая проверка знаний по курсу «География Саратовской области»

Тестирование

33.

Достопримечательности          с. Кистендей

Экскурсия

34.

Экскурсия в Аркадакский  краеведческий музей

Экскурсия

35.

Подведение итогов по теме «География Саратовской области»

Обобщение

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Программа: географическое краеведение Удомельского района

Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, з...

Программа «Географическое краеведение. Нижегородская область»

(34 часа учебного времени, 1 час резервного времени) для обучающихся 6 класса...

Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...

Рабочая программа "Географическое краеведенье"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для ООО с КТП....