Урок географии в малокомплектной школе 7-8 класс по ЛОС
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме

Деченко Елена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_geografiya.doc710.5 КБ

Предварительный просмотр:

География, 7  класс

Тема урока: Внутренние воды Евразии.    

Цель урока: сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами материка формировать навыки описания  реки и озёра по плану

Развивающая: развивать навыки работы с картой, учебником, ЛОС.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде и любовь к природе.

Методы: словесные, наглядные

Оборудование : физическая и климатическая карт Евразии, атласы, контурные карты, карточки

Ход урока

I.Организационный момент урока Приветствие класса; постановка цели урока:  Сегодня на уроке мы должны особенностях внутренних вод Евразии,

II. Повторение проверка знаний

  1. Повторение ЛОС № 14 Учащиеся открывают ЛОС и  повторяют его

  2. Письменное воспроизведение  ЛОС  №14 в тетрадях.  

 Сдать тетради для проверки

  3.Устный опрос учащихся Характеристика КП Евразии.

1 АКП, САКП  (Арктический и субарктический климатический пояс и т.д)

2 УКП

3.ТПК

4.СЭТП

5.ЭКП 

4. Работа по карточкам. 

 1. Определите тип климата

а) Зима мягкая, средняя температура января выше 0 гр., лето прохладное – от +10 до +18гр. Осадки выпадают постоянно, их много – до 1000мм в год и более. Преобладает облачная, пасмурная погода, характерны летние и зимние дожди. Снег выпадает редко и тает быстро (морской климат умеренного пояса)

б) Воздух над сильно нагретой летом поверхностью приобретает высокую температуру, зато зимой с океана осадков сюда почти не приносит. Зимой снега бывает мало и он остывает до -30гр. и ниже. Воздух с Атлантического поверхность промерзает на большую глубину.

    (континентальный климат умеренного пояса

2. Выберите факторы,  которые влияют на климат:

  • +1.Географическая широта
  • 2.Тип растительности
  • +3.Характер подстилающей поверхности
  • 4.Природные зоны
  • +5.Влияние общей циркуляции атмосферы
  • +6.Высота над уровнем моря
  • 7.Соотношение суши и моря
  • +8.Рельеф
  • +9.Океанические течения
  • 10.Количество животных на территории

 По окончании работы учащиеся обмениваются рабочими

тетрадями и по контрольному листу проводят взаимоконроль.

III. Изучение новой темы:

1. Слово учителя:  Итак, мы повторили тему «Климат Евразии», - Что еще  необходимо изучить, чтобы иметь представление о природе       материка?

           ( Реки, озера, природные зоны)

 - Сегодня тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии»

-Откройте ЛОС 15. Какие типы внутренних вод мы будем изучать на уроке?  ( Реки, озера, ледники, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота.)

Евразия богата внутренними водами. На материке находятся некоторые из самых больших рек мира

Сначала мы поговорим о  реках

2. Самостоятельная работа

учащихся. Используя ЛОС, ф.к. Евразия и текст § 20дать характеристику рек по бассейнам (заполнить таблицу). Каждому учащемуся даётся изучить один  блок

  1. Северный ледовитый океан
  2. Атлантический океан
  3. Тихий океан
  4. Индийский океан

Бассейн

Реки

Питание

Режим

Северного Ледовитого океана

Индийского океана

Тихого океана

Атлантического океана

Внутренний сток

  1. Бассейн внутреннего стока

3. Проверка работы учащихся. Учащиеся по очереди выходят к доске, показывают реки,  рассказывают о реках по блокам, остальные учащиеся сравнивают ответ  с ЛОС и делают записи в таблицу

Итог: - Какое значение имеют реки для природы и для человека?

4. . Озера Евразии.

- Слово учителя: В Евразии большое количество озер. Они отличаются по площади, по глубине, по происхождению озерных котловин.

Вопрос учащимся:

       - Какие по происхождению озерные котловины вы знаете? (Ледниково- тектонический, тектонические, вулканические, карстовые)

Задание. Учитель показывает контуры озёр.

Определите по контурам название озера, происхождение, сточное оно или бессточное, соленое или пресное.  

 (Байкал, Каспий, Балхаш, Ладожское, Арал) 

5.Современное оледенение .Болота

 Подземные воды

 Самостоятельная работа учащихся  с книгой  и ЛОС (прочитать текст

стр.  82,  абзац 4-до конца §  и ЛОС 11 устно ответить  на вопросы ) 

1. Назовите регионы современного оледенения (северные острова и высокогорья)

2. Как называется  и где находится самый крупный ледник материка? (ледник Федченко на Памире)

Какую роль в природе играют ледники? (дают начало и питают реки)

3. Где в Евразии распространены болота? (В зоне многолетней мерзлоты на Западно- Сибирской равнине)

4. Где находятся большие запасы подземных вод, и какое значение они имеют?  (в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии. Источник питьевой воды, некоторые содержат в своем составе соли и минералы и обладают лечебными свойствами.)

Минеральная вода  «Сарыарка» артезианская- производится у нас в г.Ерейментау

6. Проверка самостоятельной работы.

IV. Итоги урока. Комментирование оценок.  Вывод:

 Евразия богата внутренними водами. Это – крупные реки, большие и глубокие озера, запасы подземных вод, многочисленные болота и ледники. Их расположение и распространение непосредственно зависят от рельефа и климата.

V. Домашнее задание: изучить параграф № 20  и ЛОС 15. Нанести на контурную карту крупные реки и озера Евразии. Охарактеризовать одну из рек Евразии по плану в конце учебника на странице 233.

География, 8 класс

     Тема урока: Давление воздуха и  ветры

Цель урока: сформировать знания о взаимодействии и закономерностях атмосферных процессов и явлений.

Задачи урока: 

Образовательная: сформировать понятия “циклон”, “антициклон”, Закрепить знания о взаимодействии атмосферных процессов и явлений на примере связи давления воздуха, температуры, влажности, осадков. Познакомить учащихся с ветрами, дующими  на территории Казахстана.

 Развивающая: Продолжать формировать умения школьников самостоятельно работать с картами,  ЛОС и текстом учебника.

Воспитательная: Прививать интерес и любовь к предмету

Метод обучения:  словесный

Оборудование:   Физическая карта Казахстана, атлас, контурные карты, карточки

Ход урока

I.Организационный момент урока 

Объявление темы

Сегодня на уроке мы должны будем узнать, что такое атмосферный фронт, циклон, антициклон Познакомимся с ветрами, дующими  на территории Казахстана.

II. Повторение проверка знаний

1. Устный фронтальный опрос . 

Проверка знаний по типам воздушных масс.

1. Что такое воздушная масса?

2.   Воздушные массы делятся на типы. Назовите их, чем они  отличаются

3.  Что такое трансформация воздушных масс

4.  Какие океаны и почему оказывают большее влияние на климат Казахстана?

5.Дайте характеристику ВМ преобладающим над территорией страны

6. КАВМ проникают в межсезонье на юг. Какие природные явления происходят при этом?

7. Какие ВМ приносят значительную часть осадков на территорию Казахстана?

8. Почему климат в Казахстане называют резко континентальным?

9. Какие ВМ преобладают в нашей местности?

2. Письменное воспроизведение  ЛОС  №10 в тетрадях.  Сдать тетради для проверки

III. Изучение новой темы:

1. Вводное слово учителя Огромные массы воздуха движутся над Землей и несут с собой водяной пар. Одни движутся с суши, другие-с моря. Одни – из теплых в холодные, другие- из холодных в теплые. Одни несут много воды, другие- мало. Нередко потоки встречаются, сталкиваются. В полосе, разделяющей различные по своим свойствам ВМ, возникают своеобразные переходные зоны- атмосферные фронты. Ширина этих зон обычно достигает нескольких десятков километров. С атмосферными фронтами связано развитие циклонов, которые приносят на территорию Казахстана  основную массу осадков, пасмурную и дождливую погоду.

  2. Самостоятельная работа учащихся. Понятия циклон и антициклон.

Используя ЛОС № 11 и текст §22, стр 88-89, 1 пункт абзац 3,4  заполни таблицу

Циклоны и антициклоны

Циклоны

Антициклоны

Атмосферный вихрь с низким давлением в центре

Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки

Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке

В центре—восходящее движение воздуха

В центре—нисходящее движение воздуха

Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками.

Погода устойчивая, безветренная, безоблачная, без осадков. Летом - тёплая, зимой - морозная.

3. Взаимопроверка  выполнения работы по контрольному листу

4. Давление в горах. (Объяснение учителя)

В горах давление с высотой уменьшается. Это мы можем проследить по распространению линий изобар. ( работа с картой атласа)

Работа с  ЛОС

Задание

Найдите в ЛОС и прочитайте, каково давление в Астане и Атырау летом и зимой.

- В каком из городов Казахстана самое высокое среднегодовое давление? (Кызылорда)

- В каком из городов Казахстана самое низкое среднегодовое давление? (Верхний Горельник)

- что происходит с давлением в горах? Почему? (давление с высотой уменьшается)

5. Объяснение учителя. Ось Воейкова.

-Над равнинной частью Казахстана в холодный период года по параллели 500 сш проходит полоса высокого давления, которая называется осью Воейкова. Отсюда как к северу, так и к югу атмосферное давление постепенно понижается.

6. Ветры.

 Самостоятельная работа с текстом учебника, ЛОС, атласом  и контурной картой.

Самостоятельно прочитать текст учебника «Ветры» (стр 90-91), в тетради  записать краткую характеристику каждого ветра . Поисковая деятельность по физической карте атласа. Найти, где дуют ветры

Название

Где расположен и в каком направлении дует

Сила ветра

Количество дней дует

Сайкан

Эби

Шиликский

Арыстанды-Карабасский

Кордайский

Мугалжарский

8.Проверка выполнения задания . Проверка записей в таблице и показ  на карте у доски направления ветров.

IV. Итог. Комментирование оценок.

Вывод:  Разница прогрева земной поверхности приводит к возникновению разницы в атмосферном давлении, а это в свою очередь приводит к возникновению ветров. Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.

V. Домашнее задание: изучить параграф §22 и ЛОС 11, вопросы в конце параграфа.

9. Практическая работа с контурной картой

Нанесение ветров на контурную карту.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Демографическое   положение  в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...

Реферат «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».

В реферате изложено теоретическое обоснование проблемы разновозрастного обучения на уроках математики и дано описание  организации разновозрастных занятий в основной школе...

из опыта работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"

В данном материале представлен обобщенный опыт работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"...

Преподавание географии в малокомплектной школе

Целью    курсовой     работы   является     подробное    рассмотрение    и    анализ      состо...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....