«Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика.»
статья (география) по теме

 

     Имитационное моделирование – это метод, который отвечает формированию человека, «способного к мыследеятельности». Основная особенность этого метода – это решение искусственно созданной ситуации, близкой к реальной, в которой происходит полисубъектное взаимодействие.

    Дидактическая цель - моделирование различного рода отношений и условий реальной социально-экономической действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imitacionnoe_modelirovanie_na_urokah_geografii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

«Имитационное моделирование жизненных ситуаций –

условие развития мышления ученика.»

    Воспитать творчески мыслящего человека можно, но для этого нужно ответить на один вопрос: «Что такое мыслящий человек?». МД-педагогика отвечает на этот вопрос так — «это человек способный владеть своей мыследеятельностью, т. е. способен в ситуации неопределенности создать такую мыслительную конструкцию, которая выступит для него средством успешного действия». Разработчики МД-педагогики считают, что овладев определенной педагогической технологией, педагог сможет обучать детей (и не только детей) мышлению. Такая технология в виде пакета мыслительных средств (такие как: анализ, рефлексия, моделирование, проектирование, планирование и т.д.) разрабатывается уже в течение ряда лет.

     Имитационное моделирование – это метод, который отвечает формированию человека, «способного к мыследеятельности». Основная особенность этого метода – это решение искусственно созданной ситуации, близкой к реальной, в которой происходит полисубъектное взаимодействие.

    Дидактическая цель - моделирование различного рода отношений и условий реальной социально-экономической действительности.

    Урок – моделирование позволяет формировать набор ключевых компетентностей, отвечающих федеральным государственным стандартам второго поколения:

  1. Готовность делать осознанный выбор.
  2. Технологическая компетентность.
  3. Готовность к самообразованию
  4. Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).
  5. Коммуникативная компетентность.

      В результате активизации мыследеятельности происходит формирование универсальных учебных действий, таких как:

  1. Создание ситуации – социальная ориентация в пространстве (личностные)
  2. Работа в команде – уважение к обществу и его законам (коммуникативные)
  3. Моделирование – сценарий работы, планирование деятельности (регулятивные)
  4. Ошибки – препятствия на жизненном пути
  5. Нахождение выхода из моделируемой ситуации – поиск истины (регулятивные)
  6. Обсуждение предстоящих дел – планирование жизни (личностные)

     Типы мыследеятельности — конструирование, проектирование, исследование, управление — имеют свои нормы и принципы мышления, коммуникации, о которых необходимо договориться заранее:

  1. Соблюдение дисциплины – уважение общества с его нормами
  1. Участие в групповом деле – признание свободы личности
  1. Не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь
  1. Следить за временем
  1. Соблюдать технику безопасности, экономию материала и т.д.

     Одним из основоположников имитационного моделирования уроков географии и экономики является Е.Н. Травин педагог-новатор, победитель всероссийского конкурса "Учитель года". Урок-моделирование разработан на основе интегрированного  подхода географии, экономики.

Тема урока: Богатство страны.

Форма работы: групповая - необходимо реорганизовать пространство кабинета на рабочие сектора по количеству групп.

Материалы: подарки-пакеты с канцелярскими товарами; 4 листа ватмана; 2 ножниц; 2 линейки; 2 карандаша; транспортир; рулон скотча; коробка с канцелярскими скрепками.

Ход урока

Актуализация знаний:

Учитель. Принято считать экономику в школе новомодным и экзотическим предметом. Готова опровергнуть это мнение. Послушайте отрывок из школьной характеристики известного ученика одной из петербургских школ начала XIX века:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть судить умел о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет...

Учитель. Узнали? Какой ключевой вопрос решал герой? Напомните мне основные факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательский талант – фиксируются на доске). Вспоминаем что такое капитал – это деньги? – Нет.

     Сейчас мы станем производителями. На пакетиках есть символ государства. Найдите и скажите, что это за страны: символ Японии и России.

                                       

Учитель. Вы будете производить бумажные пирамиды. Учебная задача: построить как можно большую и крепкую пирамиду.

    Но соревноваться мы будем в реальных условиях, ибо Япония — это Япония, а Россия — это Россия. Какая из стран богаче, по вашему мнению? Почему? – ответы учащихся (суть- у России богатые природные ресурсы, а у Японии — новейшие технологии)

Учитель. Команда «россиян» получает богатейшие сырьевые ресурсы — 4 листа ватмана! Из них, пожалуй, можно построить самую высокую в мире пирамиду. Кстати, какая пирамида в Египте считается самой большой? А бедная ресурсами Япония получает только 1 лист ватмана. Перед «японцами» почти неразрешимая задача. Но в мире все в равновесии. «Япония» получает новейшие средства строительства пирамид: линейки и транспортиры, ножницы и карандаши, циркули и скотч. А «богатая» Россия только набор скрепок — орудие XIX века! Какая же страна богаче теперь? Пусть вопрос разрешит ваша работа в течение 10 минут.

Игра началась. Пока команды творят, стоит проконтролировать их совместную работу. Важно, чтобы из процесса строительства никто не выпадал. Если класс велик и не всем досталась работа, стоит привлечь зрителей к маленькому аукциону идей на тему: «Как использовать пирамиду».

Учитель (подходя к «японцам»). Добрый день! В эфире «Клуб путешественников». Мы находимся в Стране восходящего солнца, у подножия Фудзиямы. Местные умельцы увлечены строительством. Скажите, Саша-сан, как вам работается? Как вы думаете, кто победит в соревновании?

Учитель. Переберемся в Россию. В эфире программа «Вести». Мы — в огромном цехе огромного завода города Урюпинска. Тысячи рабочих мучаются над заданием. Работа кипит. Спросим у бригадира Ивана Иваныча, выполняет ли он план?

Итог: презентация пирамид «Японское чудо», «Российский долгострой»

Ключевой вопрос: Какая страна богаче? Почему?

Учитель. А какие чувства испытывали вы во время игры? Трудности?

Учитель. Вспомните всё, что мы узнали на уроке, и решите, что должны делать страны, чтобы быть богаче?

Учитель. На доске прописаны высказывания знаменитых людей. Попробуйте определить с их помощью наиболее вероятную тему урока:

Л.И. Брежнев «Экономика должна быть экономной!»

А.С. Пушкин «Как государство богатеет….»

Птер Буаст «Самое быстрое средство увеличить состояние – это уменьшить свои потребности»

Концовка урока многовариантна. Можно попросить каждого письменно подготовить докладную записку от имени министра иностранных дел «О ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ И ТОРГОВЛЕ С ЯПОНИЕЙ». Можно устроить дискуссию о причинах слабой торговли с Японией. Можно провести второй тур игры, в которой команды имеют возможность взаимовыгодно обменяться («российский» ватман на «японские» скотч и ножницы). Возможны другие варианты.

Главное, чтобы вывод был правилен: обмен между странами делает их богаче, а мир не только политическая, но и экономическая категория!

        Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут
открывать это новое сами. 
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

    И.Г. Песталоцци

Эта идея Песталоцци как нельзя лучше раскрывает задачу современного учителя и метод имитационного моделирования способствует формированию универсальных учебных действий в рамках коммуникативной творческой работы.

Цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

"Роль игровых ситуаций в развитии образно-художественного мышления ученика на начальном этапе обучения".

Презентация открытого урока для преподавателей ДШИ и ДМШ . Специализация - фортепиано....

Метод проектов на уроках английского языка как условие развития личности ученика.

 В статье автор рассматривает  проектную технологию как один из возможных ресурсов для достижения результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

«Метапредметный подход в преподавании математики как необходимое условие развития мышления школьников»

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Гол...

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...