Урок по теме Жизнь в океане
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Чигарева Наталия Геннадьевна

УРОК ПО ТЕМЕ:         ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ

Цели и задачи урока: 1. Продолжить формирование представлений

и знаний о Мировом океане.

  1. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане, с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением.
  2. Сформировать у учащихся представление о биологических богатствах Мирового океана.

Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, книги, видео­фильм «Жизнь в Океане», таблицы, рисунки, доклады учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-_zhizn_v_okeane.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ:         ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ

Цели и задачи урока: 1. Продолжить формирование представлений

и знаний о Мировом океане.

  1. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане, с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением.
  2. Сформировать у учащихся представление о биологических богатствах Мирового океана.

Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, книги, видеофильм «Жизнь в Океане», таблицы, рисунки, доклады учащихся.

Ход урока.

« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»

Из беседы капитана Немо и профессора Аронакса.

« Картина видимой природы определяется водой».

В. И. Вернадский

1.        Проверка домашнего задания:

  1. Какова причина возникновения океанических течений?
  2. Какому общему правилу подчинено движение основных течений?
  3. Перечислить и показать основные океанические течения?
  4. Какое влияние оказывают течения на перераспределение тепла в океане и на климат суши?

2.        Изучение нового материала:

«Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному... Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий... - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны!»

Ж.Верн

Итак, отправиться в путешествие в морские глубины вас приглашает Ж.Верн и герои его романа «20 000 лье под водой». Вооружившись знаниями по географии, зоологии, физике и даже литературе узнаем много нового и интересного. Но в начале давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофиольма.

* Показ фрагмента видеофильма*

Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. Большой вклад в изучение жизни в Мировом океане внесли Тур Хейердал и Жак Ив Кусто.

*Учащиеся рассказывают об исследователях морских глубин*

При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс.м, и даже там, где образуется новая земная кора.

Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?

*-Как вы думаете какое самое важное условие существования организмов в океане?*

Свет - первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды.

* Учащиеся записывают в тетрадях:

Распределение жизни в океане зависит от следующих условий:

1.        свет

(далее записи идут по мере объяснения учителя)*

Однако и в толще воды организмы распространены неравномерно. Ближе к берегу их больше, чем в открытом океане. На дне океана также больше организмов обитает на малых прибрежных глубинах.

*-Как вы думаете, почему?

2.        наличие питательных веществ

- Какие еще условия влияют на распределение живых организмов в океане?

3.        температура воды

    4. соленость и плотность воды

    5. количество растворенного кислорода, давление

    6.течения*

Все эти условия по-разному сочетаются на огромных пространствах океана. Например, в районах подъема глубинных вод поверхностный слой удобряется питательными веществами, что создает благоприятные условия для жизни. Подъему и перемешиванию вод способствуют штормовые ветры, течения.

*- Мы с вами определили условия необходимые живым организмам для существования в океане, а теперь давайте совершим подводное путешествие и выясним какие области жизни можно выделить в океане в зависимости от этих условий и какие группы морских организмов там представлены?

Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:

Области жизни в океане

Группы морских организмов

Представители лсивотного и растительного мира

1. поверхность воды

1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные

1. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли.

2. вся водная толща

2. нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы

2. рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи

3. дно океана

3. бентос (греч. глубина) -организмы, живущие на дне

3. бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей

А помогут нам совершить это погружение герои романа Ж. Верна «20000 лье под водой»*

В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни. К первой относят поверхность воды, а группу организмов ее населяющих называют планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.

*-Что же увидели капитан Немо и его пассажиры?

Ученик зачитывает отрывок романа: «В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.»

-Давайте с вами вспомним и запишем, какие же представители растительного и животного мира обитают на поверхности океана?*

Вторая область жизни в океане - это толща воды, группа организмов ее населяющая называется - нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).

*Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо.

Ученик зачитывает отрывок романа: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»

-Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины? Каких еще, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть? Учащиеся называют представителей и записывают в таблицу. *

К третьей области жизни относят дно океана, а организмы ее населяющие называют - бентос (с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.

*- Давайте послушаем записи из судового журнала капитана Немо. Учащийся зачитывает отрывок из романа: «Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».

- Почему они такие? На какие особенности внешнего вида ты обратил внимание? Какие еще организмы живут на дне? Учащиеся записывают ответы в таблицу*

3.        Закрепление и итог урока.

Таким образом мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. А теперь, чтобы закрепить полученные сегодня знания, выполним следующее задание. Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал огромную коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли новых представителей морской фауны. Тебе предстоит определить, какой образ жизни они ведут, чем питаются, какие условия необходимы им для жизни, в какой области океана они обитают и к какой группе морских организмов относятся. (Учитель показывает рисунки с изображением не очень известных животных, а учащиеся характеризуют их.)

4.        Домашнее задание.  Параграф 11, составить кроссворд «Обитатели океана»

А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане.

*Показ отрывка фидеофильма



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Австралия и Океания - 7 класс

В данной разработке помещены задания для проведения повторно-обобщающего урока в групповой форме....

Урок по теме "Волны в океане" 6 класс

Урок по теме" Волны в океане" 6 класс.Цель: сформировать представление у учащихся об основных видах волн и причинах их возникновения.Задачи:Познавательные: сформировать знания об основных видах волн, ...

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

Конспект урока по теме "Волны в океане"

Цель урока: сформировать представление о в видах движения воды в океане, показать учащимся причины образования волн, познакомить их с понятиями "длина волны", "высота волны", "...