Конспект открытого урока по географии "Движение земной коры"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Симонова Ксения Леонидовна

Разработка урока по географии "Движения земной коры"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dvizheniya_zemnoy_kory.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по географии.

Движения земной коры.

Тема урока: Движения земной коры.

Цели урока:

  1. Обучающая:

 -  сформировать представление о видах движения земной коры, о скорости

    ее движения;

 - познакомить учащихся с  процессом образования складок горных пород,    

    разрывов и   глубинных разломов.

  1. Воспитательная:

 - формирование естественно - научной картины мира через объяснение

    природных процессов (образование гор);

 -  воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать  

    в коллективе.

  1. Коррекционно-развивающая:

 - развитие навыков работы с географической картой;

 - развитие основных учебных умений: работа со шкалой высот и глубин,

   рисунками, коллекциями минералов:

 - развитие умения применять имеющиеся знания в поисках решения

   проблемной ситуации;

 - развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать,

   сравнивать;  

 - коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения

   в составлении целого;

 - коррекция слухового восприятия.

Тип урока: обучающий.

Учебно – наглядные пособия, оборудование:

  1. Учебник  «География. Природа Земли и человек. 6 класс».

     Н.Н.Петрова, Н.А.Максимова.

  1. Атлас « Физическая география. Начальный курс. 6 класс».
  2. Физическая карта полушарий.
  3. Физическая карта России.
  4. Картины с изображением горных систем.
  5. Модель образования горста и грабена.
  6. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

Ключевые термины: движения земной коры, вертикальные движения, складки, разрывы, глубинные разломы, горсты, грабены.

Место проведения урока: кабинет географии.

Оформление доски на начало урока:

      Левая сторона доски:

  Карточки с буквами, из которых надо составить название оболочки  

  Земли, которая изучается в данной теме.

     Центральная часть доски:

  Тема урока: Движения земной коры.

  Модель образования горста и грабена.

     Правая  сторона доски (закрыта):

  Схема: «Виды движения земной коры: горизонтальные и вертикальные»

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Основная часть:

1) Актуализация знаний учащихся для восприятия нового материала.

а) Учитель: - Давайте вспомним, какую оболочку Земли мы сейчас изучаем?

                       На доске буквы, из которых надо составить название этой  

                       Оболочки, только они рассыпались. Кто может составить это

                       Название?

    Ученик:     Составляет название оболочки - ЛИТОСФЕРА.

б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям:

 1.С помощью шкалы высот  определить высоту горной страны, назвать   самую высокую точку.

2. С помощью шкалы высот определить высоту равнины. Как называется такая равнина?

3. Какая форма рельефа изображена на рисунке?

в) Фронтальная работа. Работа с атласом и географической картой.

     Учитель: - Как называется данная форма рельефа, определить с помощью

                        высот и глубин высоту и показать объект на карте.

1) Это горы находятся в России, протягиваются с севера на юг   вдоль меридиана 60 град. в.д.

2) Эти горы на юге России, протягиваются с севера на юг вдоль меридиана

 60 град. в.д.

3) Это горы Евразии, находятся на Скандинавском полуосторове.

4) Равнина, находится в России, между Уральскими горами и Среднесибирским плоскогорьем.

5) Горы на западе Северной Америки.

6) Горы в Южной Америке, которые являются продолжением Кордильер.

7) Горы в Евразии, где находится самая высокая точка мира.

     Учащиеся: - находят в атласе географический объект, определяют с

                           помощью шкалы и высот его высоту и показывают его на

                           стенной географической карте.

Психологическая разгрузка:

Учитель называет слова; когда ученик слышат термины, которые относятся к изучаемой теме «Литосфера и рельеф Земли», хлопают в ладоши:

Биосфера, климат, рельеф, мантия, атмосфера, гора, планета, горная порода, план, земная кора, горизонталь, низменность, возвышенность, атлас, метеор, плоскогорье, астероид, литосфера.

2). Объяснение нового материала.

Учитель: - Тема урока : «Движения земной коры». Записываем тему

                  урока в тетрадь. Открываем учебник §11, стр.52 и

                  ищем ответ на вопрос: Какие существуют два типа

                  движений земной коры? Зарисовываем в виде схемы.

Учащиеся работают с текстом учебника.

Учитель открывает закрытую часть доски, на которой схема: «Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные».

Учащиеся: проверяют правильность составления схемы.

Учитель демонстрирует картины с изображением гор.

Учитель: - Те, кто хоть раз побывал в горах, никогда не забудет их красоты. Многие хребты покрыты внизу пышной растительностью, а вверху сияют ослепительной белизной ледников. Как же появились горы?

 Все на земле в какой-то момент зарождается, существует, развивается и затем отмирает. Это относится не только к животным и растениям, но и к рекам, озерам, морям и горам. Горы тоже живут своей жизнью.                                                                                            Ни одному человеку не приходилось наблюдать, как образуются горы, скажем, Кавказские. Но ученые сумели прочитать летопись Земли, и она рассказала, что когда-то на месте нынешних гор когда-то были моря. Большая часть пород, слагающих горы морского происхождения. В этих породах можно найти ракушки и окаменевшие скелеты различных морских организмов.

Учитель демонстрирует коллекцию горных пород, знакомит с горными породами осадочного происхождения.

Морские организмы, погибая, падали на дно и там накапливались. На дне моря накапливались толщи песка и глины, снесенными водными потоками суши. Накопление осадков шло очень медленно: в год – 1 мм, за 1000 лет – 1м, за 100 тыс. лет-100 метров.

Несколько миллионов лет назад, в районе, где сейчас находятся Кавказские горы, начались сильные землетрясения. Земная кора в некоторых местах трескалась, а в других, наоборот, сжималась под действием внутренних сил Земли.

Учитель показывает на модели, как происходило образование складок.

Толщи морских осадков, которые покоились на морском дне, испытывая сильное сжатие, изогнулись в складки, которые поднялись над уровнем моря на тысячи метров. Примером складчатых гор, помимо Кавказских гор, являются Гималаи и Кордильеры.

С течением времени складки теряют пластичность, и тогда в таких складчатых горах снова происходят горообразовательные процессы: толщи горных пород раскалываются на глыбы и образуются глыбовые горы. Одни участки гор поднимаются, другие опускаются.

Образуются горсты и грабены.

Учитель показывает на модели, как  образуются горсты  и грабены.

3) Рефлексия.

Учитель: - Какие формы рельефа  соответствуют горстам и грабенам?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель: - Проверьте свой ответ: учебник  §11, стр.53,рис.5, 6.

                  Зарисуйте  в тетрадь горст и грабен.

Учащиеся зарисовывают в тетрадь горсты и грабены.

4) Подведение итогов урока:

Учитель: - Что вы узнали нового на уроке?

                - Какие два типа движений земной коры можно выделить?

               - Как происходило образование складок?

               - Почему в земной коре образовались разломы? Какие виды  

                  разломов вы  теперь знаете?

Учащиеся высказываются.

3. Домашнее задание.  § 11, стр.51-53, до землетрясений. Составить рассказ по рисунку 1, 5, 6  стр.52-53.

     

  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"

Тема урока:  Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание  условия  для усвоения  учащимися знаний терминов: «горные породы»,  о  происхождении магматическ...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....