Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)
план-конспект занятия по географии (5 класс) по теме

Безуглова Надежда Николаевна

 

Изучение запыленности пришкольной территории

(занятие-практикум в 5 классе)

Данное занятие может быть использовано для внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Апробация ФГОС в среднем звене общеобразовательной школы подразумевает урочную и внеурочную деятельность учащихся.  Основой исследовательской работы является практикум «Изучение запыленности пришкольной территории» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение запыленности пришкольной территории

(занятие-практикум в 5 классе)

 Основой исследовательской работы является практикум «Изучение запыленности пришкольной территории» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н.

Цель: изучение уровня запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Задачи:

  1. Познакомиться с методикой выполнения практикума «Изучение запыленности пришкольной территории».
  2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Через реализацию цели и задач занятия сформировать следующие УУД:

  1. Метапредметные умения:
  1. Ставить учебную цель и  задачи под руководством учителя, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  2. Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  3. Выявлять причинно-следственные связи;
  4. Выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;
  5. Уметь вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
  6. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
  1. Личностные умения:
  1. Развитие учебно-познавательного интереса к географии и другим естественным наукам;
  2. Понимание значимости научного исследования природы.
  1. Предметные умения:
  1. объяснять:

  Специфику методов географических исследований. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

  1.  определять:

                     Отличительные особенности географических методов исследования;

 Рациональность использования источников географических знаний в конкретной    учебной ситуации.

  1. овладеть:

элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. Умениями и навыками использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Оборудование:

  1. лента прозрачная с липким слоем (скотч),
  2. листы писчей бумаги,
  3. планшеты для крепления бумаги,
  4. сантиметровая лента;
  5. карандаш.

Ход занятия:

1. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.  

  1. Ребята, я попросила Вас выйти в школьный двор. Как вы думаете, зачем?(дети отвечают)
  2. Можно отправиться на экскурсию. Можно погулять в школьном дворе. Можно устроить футбольный матч. Можно насладиться прелестями природы весной. Именно особенности природы повлияли на мой выбор. Я предлагаю выполнить небольшую практическую работу. Вы выполняли практические работы? Что такое практическая работа? На уроках, каких предметов? (дети отвечают)

(Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания).

  1. Практическая работа - необычная. Полученные результаты можно использовать не только на уроках географии, но и для создания благоприятной экологической обстановки на пришкольной территории и в здании школы. Что же мы будем делать? Попробуем сформулировать тему практикума вместе. Внимательно послушайте первый стихотворный отрывок. О чем идет речь? Внимательно послушайте второй стихотворный отрывок. О чем идет речь?(дети отвечают)

Ты можешь обо мне не знать,

А я залезу под кровать.

Затем осяду на коврах,

На абажурах и шкафах,

Потом на тюль, под потолок,

Чтоб ты меня найти не смог.

И буду я до той поры,

Пока меня не вытрешь ты! (пыль)

На чуткой их листве мутнеют росы,

 Они о себе расскажут быль.

 Всю жизнь они - живые пылесосы,

 Из воздуха отсасывают пыль.

 А в детстве их не баловали лаской.

 Теперь им выпала судьба

 Дежурить в зной над детскою коляской,

 Их доля - молчаливая борьба.

 Они давно оставили бы город,

 Да только понимают не шутя-

 Лишь отойди, и кислородный голод

 Возьмет за горло спящее дитя (зеленые насаждения)

  1. Верно. Мы будем изучать запыленность прикольной территории, используя листья деревьев, кустарников и трав.

2. Выполнение практической работы. 

  1. Чтобы успешно выполнить практикум, предлагаю Вам отправиться в мир действий: измерять, определять, анализировать, заполнять, делать выводы и др.
  2. Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
  3. Работу в командах начнём с распределения обязанностей:
  1. Измерители (2 человека): собирают образцы (листья растений)  и измеряют с помощью сантиметровой ленты высоту, на которой собран образец (лист растения);
  2. Экспериментаторы (2 человека): наклеивают липкую ленту на образцы;
  3. Учетчик (1 человек): заносит данные измерений в таблицу.

  1. Ход работы:

 1. Соберите листья с деревьев в разных участках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.

                  2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).

3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.

                  4. Оцените степень запыленности по пятибалльной шкале:

при наблюдении прозрачной липкой ленты

Степень запыленности

Балл

Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте

Незначительная

1 балл

Заметное наличие пылевых частиц

Малая

2 балла

Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты

Средняя

3 балла

Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты

Высокая

4 балла

Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной

Очень высокая

5 баллов

                     5. По результатам наблюдений заполните таблицу:

Степень запыленности воздуха на пришкольной территории

Место

Высота от поверхности почвы

Степень запыленности

Баллы

                       6. Сделайте вывод о сравнительной степени и причинах запыленности пришкольной территории.

3. Рефлексия.

  1. Итак, наша работа завершилась. Большое спасибо за совместную работу. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о выполненном практикуме. Я предлагаю каждой команде  закончить фразы:
  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. теперь я могу…
  6. я приобрел…
  7. у меня получилось …



Предварительный просмотр:

Изучение запыленности пришкольной территории

(самоанализ)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (изучение уровня запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории).

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (например, запыленность территории).

Задачи:

образовательные: познакомиться с методикой выполнения практикума «Изучение запыленности пришкольной территории».

развивающие:

- развивать логическое мышление, память, познавательный интерес;

 -формировать речь, творческие способности;

- развивать умение слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;

 - воспитывать настойчивость, усердие, целеустремленность.

 Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

 Форма организации познавательной деятельности учащихся: в малых группах.

Технология: системно-деятельностного подхода.

Роль учителя в учебном процессе на занятии: организующая, корректирующая.

Средства обучения: карточки-инструкции к практикуму, средства измерения.

 Форма контроля: самостоятельная работа с использованием взаимопроверки и взаимоконтроля.

Этапы урока

Деятельность учащихся (УУД)

Результат деятельности

Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.  

  1. Анализ информации для определения понятия (практическая работа)

  1. Выдвижение предположений (чем будем заниматься)
  1. Выдвинули предположения о цели занятия (метапредметные)

  1. Определили понятие (практические работы, на уроках, каких предметов выполняются) (метапредметные)

  1. Поставили  учебную цель и  задачи (метапредметные)

  1. Поняли значимость научного исследования природы (личностные).

Выполнение практической работы. 

  1. Работа в группах

  1. Измерение высоты

  1. Внесение, полученных данных в таблицу

  1. Определение уровня запыленности по предложенным критериям

  1. Выдвижение версий и проверка на основе имеющихся знаний

  1. Формулирование выводов

  1. Выявили причинно-следственные связи (высокая запыленность – высокая интенсивность движения транспорта) (метапредметные)

  1. Научились вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение (измерение высоты, заполнение таблицы) (метапредметные)

  1. Выслушивали и объективно оценивали другого учащегося (определение степени запыленности)

(метапредметные)

  1. Попытались вести диалог, вырабатывая общее решение (метапредметные)

  1. Овладели элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров (измерение высоты с помощью сантиметровой ленты) (предметные)

  1. Овладели умениями и навыками использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни  (измерять расстояния. высоту) (предметные)

3.Подведение итогов

  1. Выполнение практикума
  1. Определили уровень запыленности пришкольной территории и сделали выводы о причинах запыленности, назвали возможные способы снижения уровня запыленности (метапредметные)

4.Рефлексия

  1. Оценивали свою деятельность
  1. Соотнесение результатов своей деятельности с планируемым результатом (метапредметные)



Предварительный просмотр:

 Изучение запыленности пришкольной территории

Материалы: лента прозрачная с липким слоем (скотч), листы писчей бумаги.

Ход работы

1. Соберите листья с деревьев в разных участках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.

2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).

3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.

4. Оцените степень запыленности по пятибалльной шкале:

 при наблюдении прозрачной липкой ленты

Степень запыленности

Балл

Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте

Незначительная

1 балл

Заметное наличие пылевых частиц

Малая

2 балла

Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты

Средняя

3 балла

Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты

Высокая

4 балла

Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной

Очень высокая

5 баллов

          5. По результатам наблюдений заполните таблицу:

Степень запыленности воздуха на пришкольной территории

Место, растение

Высота от поверхности почвы

Степень запыленности

Балл

                               6. Сделайте вывод о сравнительной степени и причинах запыленности пришкольной территории.

         



Предварительный просмотр:

Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о выполненном практикуме. Я предлагаю каждой команде  закончить фразы:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. теперь я могу…
  6. я приобрел…
  7. у меня получилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Проект"Дизайн пришкольной территории"

Данный проект выполнен учениками 10 класса МАОУ "Средняя общеобразовательная школ № 84" Копыловой Евгенией и Замориным Александром. Цель проекта:" Создание благоприятной экологической среды для учащих...

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"

Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях  современн...

Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории

Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области.

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области....

Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)

Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории.  К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...


 

Комментарии

Тетюшкина Светлана Анатольевна

огромное спасибо, мне материал понравился, попробуя внедрить в свою работу