Занимательное краеведение.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Аспембитова Наталья Адайкановна

приглашаем в увлекательное путешествие по Республике Алтай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_-_kopiya.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»

Занимательное     краеведение.

Аспембитова Наталья Адайкановна

учитель географии Ι к.к.

с.Кош-Агач,2013г.

Предисловие.

    Данное пособие представляет собой разработки внеклассных мероприятий по краеведению.

     Автор в своей работе представляет богатый по содержанию материал, что повышает активность учащихся, способствует развитию интереса к изучению предмета. Различные формы благоприятно влияют на развитие творческого потенциала учащихся, воспитывают чувство патриотизма.

    Пособие адресовано учителям географии, истории Горного Алтая, материалы могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках в качестве дополнительного информации.

Ι. Интеллект –шоу «Черный ящик»,

«Особенности природы Земли»

      Цели: развивать познавательный интерес к географии (краеведении); научить школьников мыслить логически, быстро думать, принимать правильные решения; вызвать желание расширить свой кругозор.

Правила игры.

       В игре участвуют 2 команды по 6 человек. В «черном» ящике находится иллюстрация, задаваемым вопросом (гора, озеро, лавина и т.д.). Ведущий (им может быть учитель или ученик) задает участникам игры наводящие  вопрос- подсказок относительно предмета, находящегося в ящике.

       Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков: с 80 (первый вопрос) до 70 и т.д. до 0 очков (последний вопрос). В конце игры очки посчитываются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число очков. Лучшему игроку присваивается почетное звание «Знаток» школы.

      Игру можно провести в виде шоу, праздника. Между заданиями могут быть показаны музыкальные номера, видеосюжеты и т.д. Никаких специальных инструментов и приспособлений не нужно, кроме иллюстраций непосредственно загадываемого объекта природы.

     В конце победители получают подарки.

Ι. Вопросы- подсказки:  

1.(80 очков). Данный объект удален примерно на одинаковом расстоянии от всех четырех океанов Земли.

2. (70 очков). Массив резко поднят над окружающими хребтами. Две вершины- видны издалека.

3. (60 очков). Район лежит в зоне высокой сейсмичности (7-8 баллов), но сильные землетрясения бывают редко. Микроземлетрясения здесь очень часты.

4. (60 очков). Гора названа так русскими за белый цвет вершин, покрытых ледниками и снежниками.

5. (50 очков). Еще одно русское название объекта – «Катунские- столбы».

4. (40 очков). С его ледников берет начала одна из крупных рек  Горного Алтая Катунь.

3. (30 очков). Наивысшая точка Сибири располагается на территории Усть- Коксинского района Республики Алтай, недалеко (всего в нескольких километрах) от границы Казахстаном. До Китая и Монголии- примерно 100км.

2. (20 очков). Высота которого 4499м.

1. (10 очков). Горный хребет расположен на Катунском хребте, и т.д.

     

ΙΙ. Игра «Полундра».

       Цели: закрепить знания по учебному материалу, обобщить изученный материал; воспитывать умение работать  в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности и взаимопомощи; развивать интерес к предмету.

      Оборудование: географическая карта Республики Алтай, картины по теме «Республика  Алтай».

      Правила: в состязании участвуют две команды. Каждый игрок должен метким выстрелом из гарпунного поразить корабль противника! Но мало попасть в цель, нужно еще правильно ответить на вопрос  по географии Республики Алтай  и знаменитых  личностях,  путешественниках.

    Победитель каждой игры получает призы. Чем удачнее игра, т.е. чем больше удалось сохранить своих кораблей. Тем больше призов. Далее команды выходят в полуфинал, затем  в финал. Два игровых поля, где каждая команда размещает свои корабли (принцип расположения кораблей – как в игре «Морской бой»).

    Игровое поле и примерная схема расположения кораблей.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

     

     После каждого результативного выстрела предлагается вопросы по темам:

1.Географическое положение.

2.История открытия  и  исследования.

3.Рельеф.

4. Климат.

5.Внутрение воды.

6.Растительный и животный мир.

    При правильном ответе команда продолжает игру, при неправильном ответе ход переходит к другой команде.

    Побеждает та команда. Которая быстрее победит корабли противника.

Вопросы по темам:

«Географическое положение».

1.Субъект  Р.Ф.,  расположенная  в  горах  Южной  Сибири.(Республика Алтай)

2.Какова  площадь  Республики  Алтай? (92,6 тыс. кв. км.)

3.Назовите  соседей  Республики Алтай. (Казахстан, Монголия, Китай, Алтайский край, Республика Тыва, Кемеровская обл., Республика Хакасия).

4.Какова  административно- территориальное деление Республики Алтай. (10 районов – Майминский, Усть-Коксинский, Усть-Канский, Онгудайский, Чемальский, Улаганский, Шебалинский, Турачакский, Чойский, Кош-Агачский, 1 город).

«История открытия  и  исследования».

1.Первые научные сведения о Белухе относятся к концу 18 в. В 1835-1836 г.г. Белуха  исследует  доктор  медицины, который  произвёл  глазомерное определение ее высоты.(Ф.Геблер).

2.Кто  написал картины «Хан  Алтай»,  «Белуха» и др. (Г.И.Гуркин (Чорос-Гуркин).

3.С 1895 г. Изучением Белухи и современного оледенения Горного Алтая занимался профессор Томского университета. Которому удалось  подняться только на Седло Белухи, вершин он не достиг, хотя и с большой точностью измерил абсолютные высоты восточного и западного пиков.  Кто ? (В.В.Сапожников).

4. 26 июля 1914 г. Состоялось первовосхождение на вершину Алтая- Белуху Восточную – 4506 м. Вершина была достигнута ими после трех неудачных попыток. (братья Троновы).

     Примерно  такие  вопросы  составляется  по другим  темам.

ΙΙΙ. Заседание клуба «Эколог».

      Цели: познакомить с  национальными  парками Республики  Алтай, учиться  решать  геоэкологические  задачи, формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, развивать умение логически мыслить, решать задачи экологического и творческого содержания.

      Оборудование: карты, картины, карточки с заданиями, оформленные стенды.

      Главные герои: Председатель- Снежный барс и сопредседатель- Сокол-балобан.

      Класс делится на 5 групп  «экскурсантов», которые  заранее  подбирают материал и оформляют буклеты о национальных парках:

1.Алтайский заповедник

2.Сайлюгемский заповедник

3. Зона покоя  Укок

4.Катунский заповедник

5.Улалинская стоянка

Заседание:

«Глядя на мир, нельзя не удивляться»(К.Прутков).

      Снежный барс. Добрый день! Сегодня мы проводим заседание на  поляне у Лесного озера. Посвященное природе республики Алтай. Рассматриваем удивительные приспособления, которые природа наделила свои создания, вопросы защиты всего живого на Земле и охраны природы.

     Сокол-балобан. Вы, ребята, на уроках географии и биологии путешествовали по многим уголкам планеты и о Республике Алтай узнали много интересного. К нам поступили заявки на организацию экскурсий в национальные парки этого региона.

      Цель нашего заседания- знакомство с национальными  парками  и их особенностями, решение экологических задач.

      Отправляемся в путешествие те, кто знает виды охраняемых территорий.

       Назовите, что такое заповедник, национальный парк, заказник, природные памятник, резерват.

     Путешествие по национальным паркам. По ходу рассказа заполнятся маршрут на доске и карте. Группы сдают оформленные буклеты.

    Выступление ребят. После выступления каждой группы задаются вопросы и загадки другим группам, за правильный ответ даются жетоны.

Решите задачи:

1.Укажите наиболее успешные пути в деле охраны в национальном парке:

А) сокращение числа туристов, посещающих;

Б)организация специальных маршрутов для посещения достопримечательностей и запрещение отклонение от дорог или экологической тропы;

В)разрешение посещения любой территории парка;

Г) размещение баз отдыха, увеселительных заведений и ночлега за переделами территории парка  и т.д.

Содержание.

№ п/п

Тема

Формы проведения

1

«Особенности природы Земли».

Интеллект –шоу «Черный ящик».

2

«Республика Алтай».

Игра «Полундра».

3

«Особо охраняемые территории».

Заседание клуба «Эколог».

Литература.

1.Внеклассная работа по географии, составитель Н.М.Клюшникова , издательский дом «Корифей»,2005г.,г.Волгоград.

2.География Республики Алтай, Н.Г.Селедцов, Н.Е.Шпилекова,г. Горно- Алтайск,2003г.

3.Журнал  география ,издательский дом 1 сентября,№3,2006г, с.26-29.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Занимательное краеведение»

По мнению Д.С.Лихачева, краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....

элективный курс "Занимательное краеведение"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. В курсе его изучения, рассматриваются темы, которые связаны с историей родного края, поселка.    Учащимся представляется в...

"Пойдем в мой край"(занимательное краеведение)

Книга "Пойдем в мой край" - это занимательное краеведение, посвященное моему городк Белогорску и Белогорскому району, в нем собраны все материалы, викторины, конкурсы, которые я проводила совместно с ...

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Занимательное краеведение

Собрать, сохранить, донести и передать следующим поколениям дар веков – это удел влюбленных в свою Родину патриотов.  Мы, члены кружка «Историк краевед», решили попробовать создать такое пособие,...

Занимательное краеведение

Занимательные задания будут полезны для учащихся, изучающих географию Приморского края...

Рабочая программа курса "Занимательное краеведение" в системе дистанционного обучения

    Актуальность данного дистанционного курса определяется повышением интереса к своему краю. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к...