урок -суд "Охрана вод мирового Океана"
материал (география, 6 класс) по теме

Урок 38 (вариант 2)

Обобщение по теме «Гидросфера»

(урок-игра «Морской бой»)

Цель урока:

         Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения уча­щихся.

Оборудование:

         Игровое поле, карточки с цифрами от 1 до 3 (по 3 шт.) разного цвета (по 20 шт.); карточка с изображением человечка.

 

Ход урока

I. Подготовительный этап

         Класс разбивается на команды не более чем по 4-5 чел. Выбира­ются капитаны. Готовятся приветствия, атрибуты и костюмы с мор­ской тематикой и т. д.

         Изготавливается игровое поле размером 50 см х 50 см.

II. Проведение игры

         Приветствие команд.

         Команды занимают места. Учитель объясняет условия игры.

         На игровом поле в кармашках по 20 белых карточек, 20 синих, 20 красных, 20 зеленых, 20 черных. Капитаны выбирают цвет команде, желательно по жребию.

         На другой стороне карточек записаны цифры от 1 до 3. Капитаны в порядке очередности (тоже по жребию) выходят к игровому полю и переворачивают любую карточку соответствующего цвета, чем больше баллов записано на карточке, тем труднее вопрос и ближе

победа.

         В каждой команде ученики по очереди отвечают, если не спра­вился один член команды, то другие участники группы могут помочь, но количество очков уменьшается в 2 раза. Если команда отвечает, то карточка переворачивается тыльной стороной. Выигрывает та команда, которая больше перевернет карточек и наберёт больше очков. Ученики тоже индивидуально получают оценки, т.к. отвечают по отдельности.

Вопросы на 1 балл

-   Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

-   Что такое Мировой океан? Сколько знаешь океанов? Перечисли их.

-   Дайте определение ледник. Какие виды ледников знаете?

-   Что называется речной системой? Из каких частей она состоит?

-   Перечислите основные формы рельефа дна океана.

-   Что такое речной бассейн? речной водораздел? Что такое мс

-   Какие типы морей вы знаете?

-   Что такое соленость? В чем она измеряется?

-   Что такое водоупорный слой? Приведите примеры.

-   Какая вода чище грунтовая или межпластовая?

-   Какие виды устьев вы знаете?

-   Как определить левый берег и правый?

-   Какая река самая длинная?

-   Какая река в мире самая полноводная?

-   Что такое половодье?

-   Перечислите типы питания рек?

-   Что такое озеро?

-   Опишите внешний вид тектонического озера в прогибе.

-   Приведите примеры озер в разломах.

-   Что такое снеговая линия?

-   Какие виды ледников вы знаете?

-   Айсберг - это ледник или нет?

-   Какие искусственные водоемы вы знаете?

-   Что такое речная долина? Из каких частей она состоит?

-   Что такое приток первого порядка, второго порядка?

-   Что такое течение?

-   Какие бывают течения по происхождению?

-   Какие бывают течения по температуре?

-   В чем причина происхождения отливов и приливов?

-   Что такое цунами?

-   Перечислите составные части волны?

-   Как изменяется температура океанских вод с глубиной?

-   Что такое остров, архипелаг?

Вопросы на 2 балла

-   Чем отличается море от залива?

-   В чем отличие внутренних морей от окраинных?

-   Перечисли океаны по мере уменьшения их площади.

-   Почему айсберг не является ледником?

-   От чего зависит уровень снеговой линии?

-   По атласу перечисли составные части речной системы р. Обь.

-   По атласу (или по карте) покажи границы речного бассейна р. Лена.

-   Водоразделом каких рек является Верхоянский хребет?

-   К бассейну какой реки относится ваша река? (к системе какой реки относится ваша река?)

-   Что является устьем у вашей реки?

-   От чего зависит соленость?

-   Какое море самое соленое? Какие причины повлияли на высо­кую концентрацию соли в этом море?

-   От чего зависит проницаемость горных пород?

-   Приведите примеры водопроницаемых и водоупорных горных пород.

-   Приведите примеры типов питания для Амазонки, Волги, Сырдарьи.

-   Чем отличается половодье от паводка?

-   Чем отличается дельта от эстуария?

-   Почему в Белом и Охотском морях самые высокие приливы в нашей стране?

-   Есть ли закономерность направления течения теплого и хо­лодного?

-   Объясните  происхождение  вулканических  озер,  приведите примеры.

-   Как образуются запрудные озера? Приведите примеры.

-   Почему озера старицы не показываются на физической карте полушарий?

-   Каких по происхождению озер больше?

-   Какие искусственные водоемы построены на следующих ре­ках: Ангара, Волга, Дон.

-   По карте определите притоки I4 II и III порядка у реки Обь (Волга).

-   Река Подкаменная Тунгуска - левый или правый приток р. Енисей?

-   Какое течение самое мощное?

-   Почему цунами чаще бывают в Тихом океане?

-   Как движется вода в волне?

-   Почему прибой всегда движется в сторону берега?

-   Какое влияние на температуру морских вод оказывает верти­кальное перемешивание вод?

-   Какое направление ветра может охладить температуру при­брежных вод?

-   Объясните изменение температуры океанских вод с глубиной.

Вопросы на 3 балла

-   Почему у Амазонки устье - эстуарий, а у Волги (Оби) - дельта?

-   Почему часть Мирового океана к западу от полуострова Индостан называют морем, а к востоку - заливом?

-   Что является устьем и истоком у вашей (местной) реки?

-   К речной системе какой реки относится ваша местная река?

-   Чьим притоком, какого порядка является местная река?

-   Горная или равнинная местная река? По каким признакам это определили?

-   Какие озера есть в вашей местности? Каково их происхождение?

-   Каково питание вашей реки? Отличается ли оно по сезон года?

-   Расскажет о режиме местной реки.

-   В какой сезон года в вашей местности лучше рыть колол

-   Почему именно тогда?

-   Где будете искать родник, если в походе у вас закончилась вода?

-   Почему говорят, что вода «бьет ключом»?

-   Расскажите о роднике в вашей местности. Где он находится? Почему именно здесь подземные воды выходят на поверхность?

-   На каких склонах Гималаев снеговая линия будет выше? Почему?

-   Есть ли в вашей местности ледники? Если есть, то объясните их появление, если нет, то при каких условиях они могли появиться?

-   Каково значение ледников?

-   На какой высоте может проявиться снеговая линия, подножья горы температура летом +36°С?

-   Эль-Ниньо - теплое течение, является настоящим беда для западных берегов Чили. Почему?

-   В теплых экваториальных водах, или в умеренных растворенного кислорода? Почему вы так думаете?

-   Корабль плывет из Индии в Санкт-Петербург. Капитан корабля заметил, что уровень усадки судна меняется в разных морях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтийское. Где усадка корабля будет больше, а где меньше?

- Канарское течение и Северо-Атлантическое образовались теплого течения Гольфстрим. Почему тогда Канарское - холодное, а Северо-Атлантическое - теплое?

- Портреты мореплавателей (Дж. Кук, Скотт.) Определить фамилии мореплавателей.

- Этот мореплаватель первым совершил кругосветное плавание.

- Назовите государства, полностью находящиеся на островах. (Работа с атласом.)

- В Байкал впадает множество рек, а вытекает одна. Объясните чистоту байкальских вод. (Впадающие реки имеют снеговое питание.)

-   Чад - уникальное озеро. Одна из причин его уникальности - это то, что озеро находится в пустыне, являясь бессточным, имеет пресные воды. Почему?

-   Иногда отдыхающим на п-ове Крым погода приносит непри­ятные сюрпризы. При ясной погоде вода холодная. Объясните данный факт.

-   В пустынях не хватает пресной воды. Есть проекты перебро­ски рек из водоизбыточных в пустынные районы. Какие бы реки вы перебросили в пустыню Каракумы? (Другой вариант: в Аральское море.)

-   Почему границы берегов некоторых озер показаны пунктир­ной линией? Можете ли вы привести примеры таких берегов?

-   Почему Танганьику называют сестрой Байкала? Есть ли бра­тья и сестры Каспийского моря?

-   Почему Каспийское море является озером? Приведите еще примеры таких морей-озер.

-   Существует ли море, у которого нет берегов? Объясните, по­чему эту территорию выделяют в море.

-   Какие цветные водоемы вы знаете? Почему они так называют­ся? (Объяснение можно оценить дополнительным баллом.)

 

III. Подведение итогов игры

         Выставление оценок.

         Учитель благодарит учеников за работу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodyanoy_par_v_vozduhe.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Водяной пар в воздухе

Цель урока:

        Сформировать представление о насыщенном и ненасыщенном воздухе. Научить вычислять относительную и абсолютную влажность

Оборудование:

        Таблица «Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры; раздаточный материал с условиями задач; гигрометр.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

Задания на знание понятий, фактов

-   Что такое ветер?                         

-   Дайте определения бриз, муссон.

-   С помощью какого прибора определяют направление ветра?

-   Каково значение ветра в природе и жизни человека?

-   Какие типы ветров в зависимости от скорости вы знаете?

Задания на знание закономерностей

-   От чего зависит происхождение ветра?

-   Покажите стрелочками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?

        1) 735 мм рт. ст.,           750 мм рт. ст.;

        2) 770 мм рт. ст.,           730 мм рт. ст.

-   Почему направление бриза меняется в течение суток?

-   Почему в жаркий день от леса веет прохладой? В каком направлении будет дуть ветер от пашни к лесу или от леса к пашне?

Задания на проверку умений

-   Как построить розу ветров?

-   Проанализируйте розу ветров (Г.: рис. 75; К.: рис. 91).

-   Сравните бриз и муссон.

План описания

Бриз

Муссон

1. Название в переводе на русский язык.

2. Причины образования

3. Где их можно наблюдать?

4. Как далеко проникают на сушу?

5. Когда приносят осадки?

Задание на причинно-следственные связи и применение знаний

-   Почему на южных склонах Гималаев выпадает очень осадков?

-   В Индии к этим ветрам приспособились следующим образом. В сухой сезон года они выращивают хлопчатник, а во влажный - рис. Какое явление помогает индийцам на одной и же территории выращивать столь различные культуры?

-   Где в России бывают муссоны? Какое влияние на климат территории они оказывают?

III. Изучение нового материала. Абсолютная влажность

        Учитель протирает доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (ученики отмечают, доска высыхает).

-   Куда девается вода с доски? (Испаряется.)

-   Какое значение это имеет для атмосферы? Для ее состава? (В атмосфере содержится вода.)

-   В каком состоянии из трех вам уже известных находится в атмосфере? (В газообразном - водяной пар.)

-   Видим ли мы водяной пар? (Нет.)

        Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью, измеряется в граммах в 1 м3 воздуха.

-   Какие явления в природе увеличивают количество водяного пара в атмосфере? (Испарение с поверхности водоемов и земной поверхности.)

-   Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 км3 воды, или слой воды толщиной в 1,2 м, а с поверхности суши - 71 тыс. км3 воды. Таким образом, со всей поверхности земного шара испаряется 510 тыс. км3 воды. (Можно предложить ученикам сосчитать самим.)

-   Вы, наверное, замечали, что лужи в теплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (В теплую ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в прохладную.)

-   Почему?

        Ученики затрудняются, тогда учитель предлагает обратить внимание на рисунок в учебнике (Г.: рис. 77, с. 121; К.: текст на с. 120).

-   Прочитайте, от чего зависит скорость испарения и почему? Если занятия происходят по К., следует изготовить демонстрационную таблицу «Зависимость количества водяного пара в насыщен ном воздухе от его температуры».

Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе

от его температуры

-20°С      1 г                         10°С    9 г

   -10°С      2,5 г                      20°С     17 г

  0°С         5 г                         30°С    30 г

        Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше температура, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.

-   Решим задачу. Рассмотрим 2 случая:

        1) при t +30°С в 1 м3 воздуха содержится 30 г воды;

        2) при t +30°С в 1 м3 воздуха содержится 20 г воды.

-   Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенным? (В первом случае насыщенный, а во втором случае - ненасыщенный.)

        Учитель предлагает написать в тетради свои версии определений: 1 вариант записывает, что такое насыщенный воздух, а второй вариант - ненасыщенный.

        Затем ученики о1крывают учебники (Г.: с. 120; К.: с. 120) и сравнивают свои определения с определениями в учебнике. Следует рассмотреть те аспекты определений, в которых ученики сделали неточности или ошибки. Затем для закрепления ученики выполняют задания, которые предложены в учебниках.

-   Пользуясь демонстрационной таблицей, определите:

а)  Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0°С до +10°С? (4 г.) От +20°С до +30°С? (13 г.)

б)  Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С 1 м3 его содержит 7 г водяного пара? (Нет, не хватает 10 г до насыщения.)

в)  Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м3 воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10°С? (Нет, т. к. воздух будет ненасыщен, кроме того, воздух при этих условиях способен впитывать водяной пар.)

        Учитель предлагает решить проблемное задание:

-   Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?

        Если ученики самостоятельно не смогут ответить, то учитель в беседе с учениками объясняет.

-   Днем температура воздуха была 30°С. Сколько воды могло содержаться в 1 м воздуха (при условии, что он насыщен 30 г)?

-   Утром температура упала до +10°С. Сколько грамм воды может содержаться при данной температуре? (9 г.)

-   Какой возникает вопрос? (Куда девалась «лишняя» вода массой 21 г?)

-   Какой напрашивается ответ? (Вода выпала в виде росы.)

-   А теперь объясните сами - куда исчезла роса днем и почему? (Температура повысилась до +300С,  и воздух, имея в себе 9 г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение, и роса исчезла.)

-   Таким же образом объясняется появление и исчезновение туманов.

IV. Относительная влажность

-   Всегда ли при t = +30°С содержится 30 г воды? (Ученики выдвигают несколько версий - да и нет, чтобы выделить главную, учитель напоминает о пустынях.)

-   Итак, не всегда при определенной температуре может содержаться максимальное для этих условий количество водяного пара. При t = +30°С содержится 30 г водяного пара. Выразите 30 г в процентах (100%), а, если содержится 17 г водяного пара?

        Составление пропорции:

30 г-100%                                 

17-х%

x= (17*100)/30=56%

56% - относительная влажность.

-  Прочтите в учебнике (Г.: с. 121; К.: с. 120): что такое относительная влажность?

        Далее можно познакомить учащихся с устройством гигрометра принципом действия.

V. Решение задач на относительную влажность

        К.: задачи №4,5,6, с. 121.

        Г.: задачи № 2, 3, с. 124.

Дополнительные задачи в раздаточном материале

1.  Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +20°С 50% (при +20°С может ее жаться 17 г водяного пара, 50% от этого количества - 8,5 г). (Ответ: 8,5 г ± абсолютная влажность.)

2.  1 м воздуха имеет температуру +10°С и содержит 6 г вод Такой воздух насыщен или нет? Ответ поясни.

(При t = +100C может содержаться 9 г водяного пара, а содержится 6 г. До насыщения не хватает 3 г, значит, воздух  ненасыщен.)

3.  Определите относительную влажность, если при температуре +10°С в воздухе содержалось 1 г воды.

9 г-100%                   

1 г-х%                   

x=100/9=11%

        Ответ: относительная влажность при t = +10°С при 1 г водяного пара равняется 11%.

4.  В воздухе при температуре +30°С содержится  15 г вод Сколько грамм воды не хватает до насыщения?

        (Ответ: не хватает 15 г воды.)

Домашнее задание

        Г.: § 40 (кроме п. 4), вопрос № 2.

        К.: § 41, географическая задача № 8, с. 121.

Дополнительный материал

Искусственное воздействие на туманы

        Все знают, как опасен туман, а особенно чувствуют это те, кто находится в пути. Все виды транспорта замедляют или вовсе прекращают свое движение. Туман особенно сказывается на авиационном транспорте. Как только видимость сокращается, число самолётов, совершающих посадку, сразу уменьшается.

        Туман продолжается по 5-6 часов, и видимость в нем понижается до нескольких десятков метров. (При видимости меньше 1,5 км почти никто из летчиков не решается на посадку или взлет).

        В аэропортах при прогнозе тумана в борьбу с ним вступает отряд, который, вылетая на специальном самолете, засеивает его углекислотой (сухой лед, которым охлаждают мороженое) при помощи установки, названной «Метель». Температура в облаках понижается и выпадает снег. Он падает, облака редеют и в итоге через 40-45 минут туман рассеивается.

Использование росы                     

        В древности обитатели пустынь собирали воду так. Вокруг дерева, возле его корней, клали много камней. На этих камнях поутру собиралась роса. Она стекала в землю, и дерево получало влагу.

        Один человек, наверное, знавший про этот способ, придумал другой. На острове Брава, одном из островов Зеленого Мыса, очень редко выпадают дожди. Зато туманы - дело обычное. Но ведь туман - это вода! Человек увидел, что на листьях фуркройи - гигантской лилии - из-за туманов так много оседает росы, что она стекает на землю.

        Человек взял и связал листья так, что она стала стекать не на землю, а на другой лист, расположенный ниже, а с него - на следующий... В самом низу образовался целый ручей. Потом изобретатель посадил по склону в один ряд шестьдесят гигантских лилий и выкопал канавку. И роса стала стекать в канавку. 200 литров воды, а в сильные туманы даже 600 л собирали листья фуркройи. Целый водопад росы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии "Части Мирового Океана"

Разработан  линии  учебника А.А.     Лобжанижзе, Сферы,урок-путешествие,в течении урока выполняется практическая работа в контурной карте,в завершении путешествия...

Урок "Движение вод Мирового океана"

Урок в 7 классе с использованием ИКТ (презентация)...

План-конспект урока географии "Части Мирового океана"

План -конспект урока "Части Мирового океана"...

Конспект урока "Рельеф дна Мирового океана"

Тема: Рельеф дна Мирового океана.Цели: Образовательная: сформировать представления о формах рельефа дна мирового океана.Развивающая:  формирование умения эффективно работать с текстом учебника, г...

Урок "Гидросфера - часть Мирового океана"

Урок в пятом классе  по УМК Летягина,ФГОС. План-конспект....

Конспект урока "Рельеф дна Мирового океана"

Материал может быть использован при изучении рельфа в 6 классе....

Презентация к уроку "Свойства вод Мирового океана"

Презентация к уроку "Свойства вод Мирового океана"...