Урок "Движение вод Мирового океана"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Урок в 7 классе с использованием ИКТ (презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_geografii_v_7_klasse.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по географии в 7 классе
«Движение вод Мирового океана»
Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
Задачи:
Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия и использовании.
Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).
Оборудование:
Презентация
Карта (физическая карта мира).
Атласы
Карточки с тестами
Задания для «Географических исследований»
Синие и красные фломастеры
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.
Тестирование по домашнему заданию
1. Самый большой океан:
1) Индийский,
2) Тихий,
3) Северный Ледовитый,
4) Атлантический
2. Наибольшие глубины характерны для океана:
1) Северного Ледовитого,
2) Тихого,
3) Индийского,
4) Атлантического
3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:
1) окраинное,
2) материковое,
3) межостровное,
4) внутреннее
4. К окраинным морям не относится:
1) Карское,
2) Балтийское,
3) Северное,
4) Аравийское
5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:
1) 28‰,
2) 35‰,
3) 7‰,
4) 42‰
6. Глубины в пределах шельфа не превышают:
1) 1000м,
2) 200 м,
3) 500 м,
4) 100 м,
7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:
1) Северный Ледовитый и Тихий
2) Атлантический и Индийский
3) Атлантический и Тихий
4) Индийский и Тихий
8. Марианская впадина является частью:
1) Атлантического,
2) Северного Ледовитого,
3) Тихого,
4) Индийского океана
9. Гвинейский залив омывает:
1) Евразию,
2) Австралию,
3) Африку,
4) Южную Америку
10. Самый крупный остров Земли:
1) Мадагаскар,
2) Новая Гвинея,
3) Гренландия,
4) Сахалин
– Сахалин
Взаимопроверка, оценивание (Слайды №2, №3)
Актуализация знаний
- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненный Вами тест это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания.
Вода в природе находится в непрерывном движении. Вспомните хотя бы о круговороте воды в природе. Но сейчас речь пойдёт не о круговороте воды, а о перемещении водных масс в Мировом океане.
(Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу, слайды №4, №5, №6)
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)
Изучение нового материала
А. Волны
Работа с учебником: стр.86, определение «Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил» (Слайд №7)
Слайд №8 «Строение волны»
- Мы с вами выяснили, что в ветровых волнах частицы воды почти не передвигаются по ветру, а колеблются вверх и вниз.
- А какие ещё силы могут вызывать волны? Послушайте ещё одно описание (Описание цунами – чтение наизусть отрывка…) (Слайд №9)
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
- О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами)
- Что приводит к возникновению цунами? (Подводные землетрясения и извержения вулканов)
Работа с учебником стр.86-87, (текст и Рис. 52)
-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Движение вод Мирового океана). Запись в тетрадь темы урока, понятия «волны».
Слайд №10 «Виды волн»
Б. Течения в океане
- Но в океанах существуют и другие движения….
– Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком. (Слайд №11)
Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.
«Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.
Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.
Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.
На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.
Капитан дальнего плавания
Врунгель Христофор Бонифатьевич.»
– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.
– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?
( Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений).
Хороший способ передвижения –передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Обучающиеся предлагают вопросы).
- Я так сформулировала те вопросы, которые вы предложили (Слайд №12):
– Что называют океаническим течением?
– По какой причине возникают течения?
– Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
– Какие бывают виды течений?
- А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.
– Течения – это один из видов движения вод Океана.
– На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Ваши ответы я послушаю после подсказки.
Сообщение обучающегося:
– В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году.
- Так что же такое течение?
Океанические течения – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. (Слайд № 13)
Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.
При затруднении - работа с учебником стр.88.
Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры).
Работа с атласами
Задание. Откройте в атласах карту «Мировой океан», стр.20-21
- С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?
- Какие бывают течения?
Проанализировав атлас, обучающиеся выясняют, что течения показывают при помощи красных и синих стрелочек. Течения бывают теплые и холодные.
(Слайд №14 , схема «Направление преобладающих ветров»)
Задание к слайду
Сравните карту «Мировой океан» и схему «Направление преобладающих ветров», какие закономерности вы можете выделить?
Обучающиеся приходят к выводу, что причиной образования течений являются постоянные ветра. (Слайд №15, Видеофрагмент «Океан и ветер»)
Работа с атласами и показ на физической карте мира течений
- – Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении оно несёт свои воды? (Течение Западных ветров) (Слайд 16)
- – Найдите в атласе Гольфстрим. Покажите на карте. (Слайд 17)
- - Изучите карту «Мировой океан» в атласах, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?
Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.
4) - Ещё раз сравните карту «Мировой океан» и схему «Преобладающие направления ветров», везде ли есть совпадение направлений течений и постоянных ветров?
Типы течений
Знакомство обучающихся с типами течений на основе схемы.
– Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)
– Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая препятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два стоковых течения. (Слайд №18)
По причине образования все течения можно разделить на: ветровые течения (причина образования – постоянные или сезонные ветра), стоковые. (Слайд №19)
По свойствам воды: тёплые и холодные. (Слайд №20)
По глубине расположения: поверхностные, глубинные, донные.
Здесь необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды. (Слайд № 21)
Работа с контурными картами
Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.38-39):
1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.
2. Нанесите на контурные карты два стоковых течения более толстыми стрелками.
Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.
Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.)
– А теперь найдите закономерности циркуляции течений.
Если ученики не видят таких закономерностей, учитель даёт подсказку:
– Посмотрите на Тихий океан (карта в атласе, стр. или слайд № 22) Сравните направления течений в северном и южном полушариях.
В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане (слайд № 23)
- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.
Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
Закрепление изученного
А сейчас, мы проведем «Географические исследования»
Класс разбит на 4 группы:
1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 150 ш. 1450 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки. (Слайд 24)
2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д.
а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток. (Слайд 25)
3) В какой части Атлантического океана на 500-600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ
4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование? (Слайд 26)
Итоги исследований
Заслушивание результатов
Повторение изученного
– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 26)
– Что называют океаническим течением?
– По какой причине возникают течения?
– Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
– Какие бывают виды течений?
– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.
Задание «Впиши недостающий текст». (Слайд №27)
1. Течение – это……
2. Течение возникает под действием …
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …
4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …
5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)
теплые
холодные
Домашнее задание (Слайд №28)
1) Прочитать §11,
2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения
- Название
- В каком океане находится
- Где образуется
- В каком направлении течет
- Тип течения по температуре
- На контурную карту нанести течения Тихого океана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.
Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...
«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...
Анализ урока по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа....
Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана
6 класс. Урок №16. к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле. Части Мирового океана...
презентация к уроку "Части Мирового океана. Некоторые свойства океана"
к уроку географии...
Вода на земле.Части мирового океана.Свойства вод мирового океана. 6 класс.
презентация к уроку...