Главные вкладки

    Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.
    методическая разработка по географии (6 класс) по теме

    Макеева Светлана Владимировна

    Урок географии в 6 классе. 

    Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mirovoy_okean._svoystva_vod_mirovogo_okeana..doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Макеева Светлана Владимировна – учитель географии МОУ – Горковская СОШ, Шурышкарский район, ЯНАО      

     Материалы к уроку географии 6 класс

    Мировой океан. Свойства вод мирового океана

    Цели:

    Дидактическая цель: создать условия для реальной самооценки учащихся, средствами информационно-коммуникативной технологии;

    Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания по «Гидросфере»;

    актуализировать и закрепить знания о свойствах воды; развивать логическое мышление путем формирования умения делать выводы;

    Способствовать экологическому воспитанию, формируя представление о значении воды в природе и жизни человека, бережное отношение к ней;

    Развивающая цель: Развивать творческие навыки учащихся, познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

    Воспитательная цель: Повышать интерес к изучаемому предмету; побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изучаемом материке; формировать мировоззрение, оценочное суждение.

    Оборудование:

    Физическая карта полушарий, учебники, атласы 6 класс,  две литровых емкости с водой, соль, мерные ложки, карточки с заданием, мультимедийное оборудование, презентация.

    Форма:

    индивидуальная, групповая.

    Методы:  

    работа в группах, проблемное изложение, беседа, рассказ, объяснение, игровой метод.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний.

    Учитель:

    Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”. Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

    Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь “скульптором лика земного”. Привычная “кухня погоды” немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97 % состоит из воды… Недаром один из биологов определил жизнь как “одушевленную воду”, а французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: “Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились… Ты самое большое богатство на свете…”.

    Много ли на Земле воды? (диаграмма)

    Чем же интересен этот чудо-минерал, без которого не может существовать жизнь на планете? В каких состояниях вода встречается в природе?

    Ученики называют состояния воды:

    1. Жидкое
    2. Твердое
    3. газообразное

    Реки год за годом отдают воду океану. Но благодаря свойству воды переходить из одного агрегатного состояния в другое, Мировой океан постоянно восполняет через атмосферу убывающие воды суши…

    Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм ее мирового круговорота?..

    Под песню из мультфильма появляется мальчик -“Капитошка”.

    Капитошка:

    Я веселый, шаловливый,
    А еще – трудолюбивый!
    Я с небес сюда спустился,
    Ведь из тучки я родился.
    Буду всюду успевать,
    Добрым людям помогать!
    Ну-ка, кто воды просил?
    Кто здесь жажду ощутил?
    Вмиг я всех вас напою,
    Силу передам свою,
    А работу завершу –
    Вновь на небо поспешу…

    О каком процессе идет речь? (по слайду рассказать о Мировом круговороте воды в природе)

    Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.

    Капитошка:

     О воде и разных составляющих частях гидросферы люди сложили много загадок. Угадайте их.

    Загадки о воде:

    1.На дворе горой, а в избе водой (снег).

    2. Два коня у меня,

        По воде они возят меня,

        А вода тверда, словно каменная (коньки и лед).

    3. Шумит он в поле и в саду,

        А в дом не попадет,

        И никуда я не иду,

        Покуда он идет (дождь).

    4. Растет она вниз головою,

        Не летом растет, а зимою.

        Но солнце ее припечет –

        Заплачет она и умрет (сосулька).

    5. Много этого добра

          Возле нашего двора,

          А рукою не возьмешь

          И домой не принесешь.

            6.Маша по саду гуляла,

            Собирала, собирала,

            Поглядела в кузовок –

            Там и нету ничего (туман).

    1. Изучение нового материала.

    Учитель: Из каких частей состоит Мировой океан?  (на доске зачертить схему)

    Давайте вспомним части Мирового океана во время игры «Морской бой».

    Все из вас были на море? Какой вкус имеет океаническая вода?

    Океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85% всех растворенных в океанической воде веществ. Поэтому океаническая вода соленая.

    Это основное свойство воды, которое называется соленостью.

    Соленостью называют количество минеральных веществ, в граммах, растворенных в 1 литре океанической воды.

    В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ.

    Соленость выражают в промилле – тысячных долях числа – и обозначают значком %

    Средняя соленость Мирового океана – 35 %

    Пресной считается вода, в литре которой содержится менее 1г. растворенных веществ.

    Примеры:

     Балтийское море – 6-8%

    Красное море – 42%

    Опыт «Морские волшебники»

    На парте стоят стеклянные емкости, содержащие литр водопроводной воды, соль и мерные стаканчики для относительно точного дозирования сыпучих веществ.

    Задание: отмерить мерными стаканчиками и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае 8г. соли, а во втором – 35г.

    Затем превратить полученную «воду Балтийского моря» в воду Черного моря, а океаническую в воду красного моря (добавить 7г.)

    1. Закрепление

    Географический диктант (Приложение)

    5.Заключение.

    Давайте ответим на вопрос: «Как мы сегодня потрудились?»

    Для этого нам нужно определить координаты водных объектов.

     Охотское – 58 сш 145вд

     Тихий океан – 30 юш 150 зд

     Лаптевых море –76сш 130 вд

     Индийский океан – 20 юш 80 вд

     Черное море – 44 сш 35 вд

     Норвежское море – 66 сш 0 долготы

     Охотское море – 56 сш 142 вд

    Молодцы ребята!

    Оценки за урок.

    Домашнее задание: Параграф 25

    Литература:

    1. Герасимова Т.Г., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс.-М.: Дрофа, 2008

    2. Брилевский М.Н., Рылюк Г.Я., Смоляков Г.С. Дидактический материал по географии. Минск, «Харвест», 1999

    Интернет – ресурсы:

    1. geo-tur.narod.ru
    2. dic.academic.ru
    3. zateevo.ru
    4. www.kidsgeo.com


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация

    Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...

    ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

    План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

    Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

    сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

    «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

    Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

    Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

    Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....