Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бутакова Марина Загфаровна

6 класс. Урок №16.  к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле.  Части Мирового океана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_na_zemle._chasti_mirovogo_okeana.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Гидросфера.

6 класс. Урок №16. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об объеме и частях гидросферы, ее значении для Земли, мировом круговороте воды, крупнейших частях Мирового океана, температуре и солености поверхностных вод; создать условия для формирования умения сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, объяснять взаимосвязи между ними, определять по карте ГП, размеры, глубину океанов и морей, выявлять закономерности изменения температуры и солености вод в различных частях Мирового океана.

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Состав гидросферы. Круговорот воды а природе. Мировой океан. Свойства вод океана.

План урока

1. Гидросфера, ее состав и соотношение частей.

2.Круговорот воды как природное явление

3. Что такое Мировой океан?

4. Океаны. Моря, заливы и проливы

5. Свойства океанических вод. Соленость. температура

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Форма: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Гидросфера, конденсация, мировой круговорот воды. Острова, материки, архипелаги, полуострова, внутренние и окраинные моря, заливы, проливы, соленость

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научаться называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части Мирового океана, моря, заливы и проливы, среднюю соленость и температуру вод океана.

Получают возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме "Круговорот воды в природе", выявлять особенности взаимодействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека, выявлять закономерности изменения температуры и солености вод в различных частях Мирового океана

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют  интерес к новому материалу, выражают положительное отношение к процессу познания

Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Фомы контроля

Мотивация к учебной деятельности 2мин

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению знаний

Создает условие для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 Фронтальная работа

Актуализация знаний

Беседа

Организует беседу по эпиграфу к разделу и вопросам к § 19:

-Как вы понимаете слова "Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь" А.де Сент-Экзюпери?

-Какая оболочка Земли называется гидросферой?

-Какую оболочку вы уже изучили?

-Как гидросфера и литосфера связаны между собой?

Знакомятся с материалом, рассматривают рисунки, отвечают вопросы, высказывают собственную точку зрения

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Изучение нового материала

Работа с картой полушарий и глобусом, электронным приложением к учебнику

Организует работу с картой полушарий и глобусом, электронным приложением к учебнику "Состав гидросферы", комментирует новую информацию (приложение1)

Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, определяют понятие гидросфера

Индивидуальная работа

Устные ответы

Анализ рисунка

Предлагает проанализировать рисунок 47 с71:

-в какой части гидросферы содержится самый большой объем воды? Самый маленький?

-перечислите воды суши. какие из них находятся в вашей местности, как используются?

Анализируют рисунок, отвечают на вопрос

Индивидуальная

Устные ответы

Работа с рисунком в учебнике

Организует работу с рисунком 48 с73 "Схема мирового круговорота воды" (приложение 2)

Определяют понятие: конденсация, мировой круговорот, выполняют задание

индивидуальная

Устные ответы

Работа с электронным приложением

Организует работу с электронным приложением "Мировой океан". Комментирует новую информацию, определяет задание (приложение3)

Знакомятся с новой информацией, задают вопросы

Фронтальная и индивидуальная

Устные ответы

Работа с картой и текстом учебника

Организует работу с картой и текстом учебника, с74-76 (приложение4)

Выполняют задания

Фронтальная и индивидуальная

Поиск объектов на карте

Работа с электронным приложением

Организует работу с электронным приложением "Соленость вод океана", комментирует информацию (приложение5)

Обсуждают новую информацию

фронтальная

Устные ответы

Работа с тестом учебника

Организует работу с текстом учебника п5 с77-78

Задание: объясните, как и почему изменяется температура воды в океане.

Выполняют задание

Индивидуальная работа

Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнение задания на контурной карте

Организует работу: на контурной карте полушарий подпишите все океаны, моря, заливы, проливы, каналы, острова, архипелаги, указанные в параграфе

Выполняют задание

индивидуальная

Проверка выполнения задания

Итоги урока

Обобщение полученных знаний

Определяет задания. нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная

Оценивание работы

Домашняя работа

§19,20 задание 1, с78

Конкретизирует д.з.

Записывают д.з.

Индивидуальная

Приложение 1

Определение понятия гидросфера

Вода - самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты, в одних местах они разрушают горные породы, в других  создают обширные низменности. Удивителен этот минерал еще и тем , что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобусе и карте полушарий. большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой - гидросферой.

-Если земную поверхность разделить на десять частей, то семь из них придется на соленую воду (90%).

-Воды в ледниках заключено около 2%. не надо путать их со льдом, который образуется при замерзании воды. Ледники образуются из снега. Они возникают там, где снега выпадает больше, чем успевает растаять. Постепенно снег накапливается, уплотняется и превращается в лед. Ледниками покрыта 1/10 часть суши.

-Пресные подземные воды тоже составляют около 2% всей воды Земли. они располагаются в верхней части земной коры. Эти воды могут быть как солеными, так и пресными, холодными или теплыми (горячими).

-На воды суши приходится 0,02% воды. Эти 0,02% пресной воды и используются пока человеком для всех своих нужд (в промышленности, с/х, быту).

Задания: 1. используя карты и глобус, назовите части гидросферы

                2. Сравните ваш ответ со схемой в электронном приложении и перенесите ее в тетрадь

ГИДРОСФЕРА

                                                                         ↓                               ↓                                 ↓

                                                     МИРОВОЙ ОКЕАН             ВОДЫ СУШИ            ВОДА В АТМОСФЕРЕ

Приложение 2

Работа с рисунком 48, с73 "Схема мирового круговорота воды"

2% пресной воды - это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озерах, не убывает год от года. Кто же сделать наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.

Задание: Пользуясь рисунком, назовите все пути возвращения воды в океан.

 Итак, океаны, вода которых соленая и непригодная для питья, благодаря Солнцу является поставщиком пресной воды. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу.

Приложение3

Комментарий к электронному приложению "Мировой океан".

Из-за того что на Земле находится почти вся вода Солнечной системы, ее называют водной планетой. на Мировой океан приходится 361 млн км. Эта вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана - Тихий, Атлантический,  Индийский и Северный Ледовитый.

Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: мыс Горн, (остров Огненная Земля)- между Тихим океаном и Атлантическим, мыс Южный (остров Тасмания) - Индийский и Тихий, по подводным возвышенностям южнее Северного полярного круга - Северный Ледовитый и Атлантический, по Берингову проливу - СЛ и Т. В настоящее время предлагают выделить еще и Южный океан, омывающий Антарктиду. Северную его границу проводят по линии, соединяющей южные точки Африки, Южной Америки и острова Тасмания.

Приложение 4

Работа с картой и текстом учебника

Задание1 - Обозначьте на контурной карте границы океанов, подпишите их названия.

- В Мировом океане находятся материки - большие участки суши, окруженные водой.

Задание 2 - 1. Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке их уменьшения площади. подпишите на контурной карте названия материков.

                    2. Изучите п.1, с74 приведите примеры островов, полуостровов и архипелагов.

Запись в тетрадь:  острова - небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. Самый большой остров Гренландия (найдите его на карте)

Острова по происхождению

Материковые (самые крупные, располагаются на подводной окраине материка)

  Вулканические (результат извержения подводного вулкана. Надводные и подводные вулканы образуют цепочку островов (Курильские). Характерны для осевых частей средино-океанических хребтов

Коралловые (характерны для жаркого пояса, имеют форму или разорванных пальцев, или гирлянды вдоль берегов - барьерные рифы (Большой Барьерный риф))

                - В океане встречаются архипелаги - группы островов, лежащих недалеко друг от друга.

Участки материков и островов, глубоко впадающих в океан, называют полуостровами. Самый крупный полуостров - Аравийский (2703 тыс км²)

Задание 3: покажите на карте все природные объекты, записанные на доске: Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Гренландия, Калимантан, Мадагаскар, Филиппинские острова, аравийский полуостров, Полуостров Индостан, полуостров Лабрадор, Курильские острова, полуостров Камчатка.

Во всех океанах есть моря - более или менее обособленные островами, полуостровами, подводными возвышенностями часть океана. По местоположению моря бывают окраинные и внутренние.

Задание 4.

1. Используя п.3, с75 в учебнике, запишите в тетрадь примеры типов морей. Частями каких океанов являются эти моря?

2. Пользуясь картами атласа, определите, внутренние или окраинные моря: Красное, Карское, Аравийское, Балтийское, Охотское. Частями каких океанов они являются?

Залив - часть океана, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому режим их более близок открытым океанам (показ учителем на карте).

Проливы - относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. самый длинный (1760 км) Мозамбикский, а самый  широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) пролив Дрейка.

Задание 5  Пользуясь картами атласа, определите, какие океаны соединяют Берингов пролив, Магелланов пролив. Какие материки или острова разделяют эти проливы?

Приложение 5

Комментарий к электронному приложению "Соленость вод океана"

В распределение солености поверхности вод прослеживается зональность, обусловленная, прежде всего, соотношением выпадающих атмосферных осадков и испарениями. Уменьшает соленость сток речных вод и тающих айсбергов. В приэкваториальных широтах, где осадков выпадает больше, чем испаряется, и велик речной сток, - соленость 34 -35 ‰. В тропических широтах поэтому соленость 37%. В умеренных широтах соленость близка к 35% . В полярных широтах соленость наименьшая 32-33 ‰, так как количество осадков здесь больше испарения, велик речной сток, особенно сибирских рек, много айсбергов, главным образом вокруг Антарктиды и Гренландии.

 Широтную зональность солености нарушают морские течения. Например, в умеренных широтах соленость больше у западных побережий материков, куда поступают тропические воды, меньше  - у восточных берегов, омываемых полярными водами. Наименьшей соленостью обладают прибрежные воды близ устьев рек. Максимальная соленость наблюдается в тропических внутренних морях, окруженных пустынями. Например, в Красном море соленость более 42‰, в Персидском заливе - 39‰. Соленость влияет на другие свойства воды, такие как плотность, температура замерзания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Гидросфера 2 урок. "Части мирового океана"

Методическая разработка уроков для 6 класса к разделу Гидросфера...

Круговорот воды в природе. Части Мирового океана

Глава 4. ГИДРОСФЕРА Урок 24Круговорот воды в природе. Части Мирового океанаЦель урока:         Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: зал...

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...

6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется  для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...

Разработка урока географии 6 класс "Части Мирового океана. Свойства вод океана."

Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Части Мирового океана. Свойства вод океана".Урок провоится с использованием ИКТ....