Свойства вод Мирового океана
материал по географии (6 класс) на тему

Урок 26 (вариант 1)

Свойства вод Мирового океана

Цель урока:

         Сформировать представление и солености, изменениях темпера­туры поверхности и с глубиной. Развивать умения высчитывать соленость.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

Задания на знание фактов

-   Назовите    океаны, имеющие самое большое количество жело­бов, самую большую шельфовую зону, самый длинный срединно-океанический хребет. (Самое большое количество  желобов - Тихий; самая большая шельфовая зона - Северный Ледовитый    океан, самый длинный срединно-океанический  хребет — в Атлантическом океане)

Задания на знание понятий, закономерностей

-   Что называется шельфом? Каким цветом он изображается на карте?

-   Дайте определение желоб, срединно-океанического хребта.

-   Где на дне океана встречается материковая земная кора, а где океаническая?

-   Какие  факторы   влияют  на  богатство  органического   мира шельфа? (Свет, органические вещества с суши.)

Задания на проверку умений

-   Составьте характеристику положения Срединно-Атлантического хребта.

-   Как измерить глубину дна океана?

-   Сравните глубину Черного моря и Балтийского.

-   Определите глубину в точках с координатами.

 

III. Изучение нового материала

-   Какая вода в океане на вкус? (Соленая?)

-   Правильно, горько-соленая. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: почему вода в океанах и морях соленая? (Дети читают вслух.)

-   Итак, что такое соленость, прочтем в учебнике. (Читают в учебнике вслух.)

-   Соленость измеряется в промилле – ‰ (записать на доске). На какую единицу похожа промилле? (На %.)

-   Проценты - это сотая часть, а промилле - тысячная. Учитель предлагает навести среднюю соленость океана 35‰ в литровой банке (в 1 ст. ложке - 30 г соли, в 1 чайной ложке - 10 г).

image-   Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если ее соленость 18‰? Во сколько раз меньше, чем из 1 т воды Красного моря?

Дано:                                                 Решение:

V= 1 т                                                1 вариант

Солёность Чёрного моря 18‰;       1т =1000 л

imageКрасного моря - 42‰                      1) 1000*18-18000 г=18 кг -

image                                                           масса соли, которую можно получить из черноморской

Найти: сколько соли можно           воды.

получить из 1 т воды этих морей   2) 1000*42=42000=42 кг.

                                                           3) 42:18=2,3

Ответ: из воды Красного моря можно получить в 23,3 раза больше соли,     чем из воды Черного моря.

-   Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и со­леность Черного моря. (Красного - 42‰, Черного - 18‰.)

-   А еще сравните - средняя соленость Балтийского моря - 11 ‰, в центральной части 6-8‰, в Финском заливе до 1‰.

-   Какой вывод напрашивается? (Соленость в разных морях раз­ная.)

- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на сле­дующем этапе урока? (Почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость.)

         Учитель предлагает изменить соленость в банке со средней соле­ностью океана, которую получили в начале урока.

         Дети обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают следующие действия: 1) налить воды; 2) испарить.

-   Подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить» воду? (Дождь, реки.)

-   Почему около Антарктиды соленость больше, чем в Северном Ледовитом океане?

-   Почему в Финском заливе соленость ниже, чем в Балтийском море?

-   Назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (Испарение.)

-   Куда надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? (В теплое место.)

-   Почему в Красном море соленость больше, чем в Балтийском (Испарение в Красном море больше.)

-   Какой процесс еще может забрать воду, а соленость оставить (Лед.)

-   Если ученики затрудняются ответить, предложите им поставить банку в холодильник не надолго, что произойдет? (Появится лед.)

-   Если этот лед попробовать, какой он будет на вкус? (Пресный)

-   Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь факторы, которые влияют на соленость и занесите их в рамку. Прочтите, что у вас получилось. (На соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов.)

-   Проверим ваши знания. Ответьте на вопросы.

-   Почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине Океана остается постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои.)

-   Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленую можно сказать, пресную воду.)

-   Океанскую (морскую) воду нельзя пить. Много моряков гибло в Океане от жажды. Когда корабль отправился в плавание, обязательно брали запас пресной воды, а затем останавливались в портах и пополняли его. Теперь воду на судах опресняют на специальных установках.

-   Как вы думаете, каким свойством, кроме солености, обладает вода? (Температурой.)

         Учитель предлагает проанализировать данные и сделать вывод. Температура поверхностных вод записана на доске:

90° с. ш.    -1,5°С

60° с. ш.    +4,8°С

30° с. ш.    +21°С

0°с. ш.      +27°С

Дети делают вывод, что при движении от экватора к полюсам.

-   А теперь посмотрите на эти данные:

0 м-            +16°С

200 м-         +15,5°С

1000 м -      +3,8°С

200 м-         +3,1°С

3000 м -      +2,8°С

5000 м -      +2,5°С

-   О чем говорят эти данные? (Температура изменяется и с глу­биной.)

-   Чтобы наглядно увидеть, как изменяется температура, начер­тим график.

         Учитель объясняет, как чертить график (по вертикали - темпера­тура, по горизонтали - глубина).

image         Один ученик строит график на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   На какие три этапа вы бы разделили этот график?

1. 0-200м;

2. 200-1000 м;

3. 1000-5000м.

-   Как охарактеризуете изменение температуры на этих трех эта­пах? Объясните, почему ход температур разный? (0-200 м температура падает медленно из-за того, что зона освеща­ется солнечными лучами; 200-12000 м температура снижа­ется быстро, потому что солнечный свет сюда не попадает; на глубине 1000-5000 м везде одинаково темно, поэтому поч­ти одинаково холодно.)

IV. Итоги урока

-   Подведем итоги урока. Что вы узнали сегодня на уроке?

-   Решите задачу: сколько грамм соли содержится в 1 т воды, ес­ли из 10 тонн воды получили 250 кг соли?

 

Домашнее задание

         Г: § 25; К.: § 49, географическая задача 2, 6, с. 144.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 26 (вариант 2)

Свойства вод Мирового океана (модульный урок)

Цель урока:

         Сформировать представление и солености, изменениях темперам тура поверхности и с глубиной. Развивать умения высчитывать соленость.

 

Ход урока

I. Организационный момент

П. Опрос

         См. в первом варианте урока.

III. Работа над новым материалом

-   Ребята, сегодня нас снова ждет путешествие по бескрайнему миру океана. Мы станешь участником экспедиции капитан! Немо, героя романа Жюль Верна «20000 лье под водой».

-   Во время путешествия мы узнаем о свойствах вод Мирового океана, таких как соленость и температура. Мы будем проводить множество наблюдений, о результатах которых следует записывать в судовой журнал.

Шаг 1

-   Мы  начинаем  погружение, датчики  фиксируют  изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:

0 м-         +16°С;

200 м-      +15,5°С;

1000 м-    +3,8°С;

5000 м -    +2,5°С;

-   Сделай анализ полученных данных и запиши вывод.

Шаг 2

-   В рубке капитана Немо находятся все самописцы от всех при­боров. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить график изменения температуры с глубиной

Шаг З

-   Объясни, почему температура меняется неравномерно.

Шаг 4

-   Капитан Немо любезно пригласил нас в кают-компанию и рассказал о своих приключениях в разных морях. (Но сначала прочитай в учебнике, что такое соленость.) Запиши единицу солености.

Шаг 5

-   Сегодня кок пересолил всю еду. У нас зашел спор. Кок отвечает все наши претензии по поводу пересола. Утверждая, что еда пресная, он положил 5 г соли на 3 л воды. Реши наш спор. Какая вода пресная, а какая соленая? А наш суп?

Шаг 6

- Наконец-то мы вернулись к рассказу капитана. Он т делился

результатами, полученными в прошлой экспедиции:

Соленость Красного моря -       42‰;

Средняя соленость океана -       35‰;

Соленость Балтийского моря - 11 ‰.

- Почему соленость бывает разная? Ответ ищи в учебнике.

- Итак, путешествие наше подходит к концу. Вопрос для эруди­тов: почему проплывая по Балтийскому морю, мы отметили разную соленость:

в центральной части 6-8‰;

в Финском заливе до 1‰.

- При какой температуре замерзает вода?

 Шаг 7. Обобщение

- Достигли ли мы цели нашего путешествия. Да или нет?

 Экспертный контроль

- В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?

- Почему Мировой океан называют «кладовой»?

- Что означает соленость 37 ‰? Сравни ее со средней солено­стью океана.

- Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?

- Реши задачу. Сколько соли содержится в 1 м3 воды, если соле­ность водоема 37 ‰?

- Если ты закончил свое путешествие раньше других, не мешай им, а приступай к выполнению домашнего задания.

 

 Домашнее задание

         Г.: § 25; К.: § 49, географическая задача 2, 6, с. 144.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.pptx598.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: « Вода – источник жизни»

Слайд 2

Вода ( H2O) Вода́ — прозрачная жидкость , не имеющая цвета (в малом объёме) и запаха . Химическая формула : Н 2 O . В твёрдом состоянии называется льдом или снегом , а в газообразном — водяным паром . 71 % поверхности Земли покрыто водой ( океаны , моря , озера , реки ).

Слайд 3

Гидроло́гия — наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание и т. п.). Предметом изучения гидрология являются все виды вод гидросферы в океанах, морях, реках, озёрах, водохранилищах, болотах, почвенные и подземные воды. Гидрология исследует круговорот воды в природе, влияние на него деятельности человека и управление режимом водных объектов и водным режимом отдельных территорий; проводит анализ гидрологических элементов для отдельных территорий и Земли в целом; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; пользуется методами, применяемыми в географии, физике и других науках. Данные гидрологии моря используются при плавании и ведении боевых действий надводными кораблями и подводными лодками. Гидрология

Слайд 4

Свойства Воды Наименование Вода Химическая формула Н 2 O Молярная масса 18,01528 г/моль Температура плавления 0 °C Температура кипения 100 °C Тройная точка 0,01 °C, 611,73 Па Критическая точка 374 °C, 22,064 MПa Плотность вещества 0,9982 г/см3 Состояние (ст.усл)жидкость Динамическая вязкость (ст.усл)0,00101 Па·с (при 20 °C ) Кинематическая вязкость (ст.усл)0,01012 см²/с (при 20 °C ) Теплоёмкость (ст.усл)75,37 Дж/(моль·К) теплота парообразования 2,26 МДж/кг Дж

Слайд 5

Значение воды Водa используется человеком кaк непосредственно (для питья, поливa, охлaждения, в химических процессaх, кaк теплоноситель и т.п.), тaк и косвенно - кaк резервуaр для отходов и средство их трaнспортa из зон производствa и жизни нaселения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Свойства вод Мирового океана: солёность и температура

Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаКласс: 6Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температураИспользуемы...

Свойства вод Мирового океана

Урок - сказка по географии 6 класс. Применение игровых методов на уроках помогает вовлечь ученика в процесс познания, сделать его соавтором урока.Цель урока:сформировать представление о солености, изм...

Свойства вод Мирового океана

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 6 классе. Цели урока:Образовательная: актуализировать и закрепить знания о свойствах воды; развивать логическое мышление путем формирования умения...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...