Особенности географического положения материка Австралии
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Разработка урока по географии 7 класс Коринская фгос  по теме "Проект урока географии с использованием интернет - ресурсов.  Тема "Особенности географического положения материка Австралия" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока географии

с использованием интернет - ресурсов

Тема

Особенности географического положения материка Австралия

7 класс

 

Цель: 

  1. создать условия для усвоения учащимися особенностей географического положения материка Австралия.

Задачи:

  1. помочь учащимся осознать особенности географического положения материка;
  2. обеспечить усвоение понятия «географическое положение материка;
  3. организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей географического положения материка, истории открытия и исследования;
  4. содействовать развитию у школьников умений формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении признаков географического положения материка; формулировать выводы.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

  1. усвоение содержания понятий и терминов «географическое положение»;
  2. выявление особенностей географического положения материка;
  3. Планируемые результаты.

Личностные:

  1. личностные представления об открытии материка;
  2. стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные: 

умение

  1. выявлять главные признаки понятий и оперировать ими;
  1. устанавливать причинно-следственные связи,  формулировать выводы;
  2. сравнивать объекты;

Регулятивные: 

Умение:

  1. ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  2. самостоятельно оценивать правильность выполнения;
  3. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,  оценивать достигнутые результаты;
  4. вести самостоятельный поиск, отбор информации,  осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;
  5. выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные: 

Умение:

  1. работать индивидуально и в паре;
  2. осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
  3. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

знание:

  1. содержания понятий и терминов: «географическое положение»;
  2. особенностей географического положения материка Австралия;

В сфере географической деятельности:

умение:

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей географического положения материка;
  2. сравнивать географическое положение материка Австралия с другими материками;
  3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях положения материка Австралия.

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в интернет на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru.

Ресурсы, в том числе электронные:

учебник географии, атлас по географии России для 7 класса, стенная экономическая карта Австралии.

Презентация  «Открытие Австралии» http://player.myshared.ru/42485/42485.ppt

Межпредметные связи

Предмет 9 классы / Тема «Экономика» Экономика и ее роль в жизни общества.

Формы работы:                                    

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  1. актуализировать имеющиеся знания по определению географического положения;
  2. мотивировать обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты

Личностные

  1. проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

  1. умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные

Умение:

  1. вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  2. выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
  3. работать в паре.

Предметные

Знание:

  1. понятия «географическое положение»;
  2. умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы.

Форма работы:        

Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель:

- сообщает тему урока;

- раскрывает цели учебного занятия;

- сообщает о значимости содержания урока социальной, практической, личностной;

- проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся  по вопросам.  Учитель включает для прослушивания песню В.Высоцкого « Одна научная загадка». На основе прослушанного учащиеся определяют изучаемый материк, формулируют цель, вспоминая типовой план изучения материка и тему урока. Учащимся предлагаются вводные вопросы по определению темы урока:
Кого называют аборигенами?
Кто такой Джеймс Кук?
Каков его вклад в развитии географической науки?
Какой материк нам предстоит изучить?
II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель:

  1. создать условия для усвоения учащимися особенностей  физико – географическом положении Австралии,  истории открытия и исследования этого материка.
  2. Планируемые результаты:

Личностные:

эмоционально-ценностное отношение к сложной структуре экономики страны, как гаранту ее безопасности и достойного уровня жизни населения.

Регулятивные:

  1. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  2. вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

Коммуникативные:

  1. умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе;
  2. умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

  1. знание содержания понятий и терминов, связанных с географическим положением Австралии,  источников информации о характеристиках экономики страны;
  2. умения выявлять
  3. Форма работы:            

Вводное слово учителя

        Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить.
Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков? Ваше мнение.
(
Австралия удалена практически от всех материков).
Действительно, огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки. Австралийский материк близок лишь к юго-восточной части Азии, а группа Больших Зондских островов словно «мост» между этими материками. Столетие назад путешествие из Европы в Австралию занимало от 7 месяцев до 1 года. В настоящее время перелёт из Москвы длится около суток, с обязательной посадкой в Дели или Сингапуре. Основываясь на этих данных, можно выдвинуть следующую гипотезу:
Если
материк находится изолированно (далеко) от других материков, то он самый необычный. Решением этой гипотезы мы сегодня и займёмся. Ваши предложения, что мы для  этого должны сделать. С чего мы должны начать? Будем изучать материк по плану. Познакомимся с историей открытия материка и докажем, почему этот материк самый – самый…
План:

1.
 Открытие  материка Австралия.
2 Крайние точки и их координаты.
3. Размеры материка. Положение относительно экватора, нулевого меридиана тропиков, соседних материков.

Изучение нового материала.

Учитель:

Австралия - самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-           либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!  Учитель организует усвоение открытие  материка Австралия. С этой целью  используется презентация «Открытие Австралии»: ресурс  http://player.myshared.ru/42485/42485.ppt.  

Задание 1. Просит учащихся заполнить таблицу:

Дата

Путешественники

Открытия

(Последовательность действий:  Выход в интернет на сайт -  в тетрадях начертить таблицу). Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

Форма работы:

  1. Задание 2. «Проплыть» вокруг Австралии, используя «Физическая карта Австралия»,  и собрать сведения о ГП на поверхности Земли. Допишите недостающие данные в таблице:

Название крайних точек

Долгота

Широта

С

1420

Ю

1470

В

280  

З

260

Вид заполненной таблицы.

Название крайних точек

Долгота

Широта

С

М. Йорк

1420

100 

Ю

М.Юго-Восточный

1470

390 

В

М.Байрон

1530 

280  

З

М. Стип-Пойнт

1130 

260

Назовите крупные моря, заливы, проливы у берегов Австралии. Учащиеся дают устные ответы, используя карту Австралии.

Учащиеся измеряют протяженность Австралии:1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.: а) 153°–113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);
б) 100 км Х 40* =4000 км;
2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.: а) 39°–10°=29°; б) 111 км Х 29* = 3219 км.
Б) устанавливают размеры (сравнивают размеры разных материков в учебнике на странице 7) и форму материка;
Во сколько раз Австралия меньше Евразии? (в 6 раз), Африки? (более, чем в 3 раза)
В) описывают характер береговой линии - острова и полуострова (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);
Г) моря и океаны, омывающие Австралию (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);
Е) учащиеся определяют положение Большого Барьерного рифа, наносят на контурную карту, слушают краткое описание Большого Барьерного рифа.

Размеры его настолько велики, что можно увидеть с поверхности Луны. В теплой морской воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Риф отделен от берегов Австралии проливом шириной до 150 км и служит волноломом, о который разбиваются громадные волны Тихого океана. На Большом Барьерном рифе выступает 600 островов и более 2000 рифов. Рассматривают экспонаты кораллов, морских звёзд и морских раковин. Просмотр фрагмента фильма о кораллах. Используя ресурс: http://video.online.ua/79682/
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель:

  1. организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения особенностей географического положения материка Австралии;
  2. стимулировать интерес обучающихся к выполнению;
  3. научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  1. творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные: 

  1. умения вести самостоятельный поиск;
  2. умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные: 

  1. умения работать индивидуально и в группе.

Предметные:

  1. умения оперировать знаниями о географическом положении для приобретения новых знаний;
  2. умения находить и анализировать информацию из разных источников, необходимую для оценки географического положения материка Австралии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска географической информации об особенностях географического положения.

Варианты заданий

Задание 1. (репродуктивный уровень) Составьте из звеньев причинно-следственную цепь. Используя ресурс: Teleshool.geo.07.S1.p2.3(4).oms. Формы работы:

Задание 2. Выполните задания  на географическое положение Австралии. Используя ресурс: G07_061_k01b.oms.  Формы работы:

Задание 3. (частично-поисковый уровень)  Сравнение ФГП и рельефа Австралии и Африки. Используя физические карты Австралии и Африки. Учащиеся фиксируют в тетрадях. Используя ресурс  http://900igr.net/zip/geografija/Avstralija-kak-materik.html

Пункты сравнения

Черты сходства

Африка

Австралия

               Черты различия

По отношению к экватору

По отношению к нулевому меридиану

По отношению к тропикам

К другим материкам

К океанам, омывающим материки

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель:

  1. установить степень усвоения темы «Особенности географического положения материка Австралия».

Планируемые результаты: 

Регулятивные: 

  1. умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. 

Коммуникативные

  1. умение выполнять учебные задания в паре.

Предметные

  1. знание понятий и терминов по изученной теме;
  2. знание (понимание) особенностей географического положения материка Австралия;

Учитель организует взаимопроверку в парах:

Тест:
1.Территория Австралии находится: А) в одном полушарии, Б) в двух полушариях, В ) в трех полушариях.
2.Древней Австралийской платформе в рельефе соответствуют: а) Большой Водораздельный хребет и Центральная низменность б ) Центральная низменность и Западно-Австралийское плоскогорье в) Западно-Австралийское плоскогорье и Большой Водораздельный хребет. 3. Большой Водораздельный хребет по своему строению относится: а) к складчатым горам б) к складчато-глыбовым горам в) к вулканическим горам.
Укажите особенности географического положения и историю открытия Австралии. Затем дайте проверить и оценить друг другу, сверив результаты на доске:
1.Слово «austral» в переводе с латинского языка означает – «южный».
2.
Восточное побережье Австралии открыл в 1770 году – Абель Тасман.
3.
Большая часть материка расположена в тропическом и субтропическом поясе.
4.
Южный тропик пересекает материк почти посередине.
5.
Тасмания – небольшой остров к северу от материка.
6.
Вдоль восточного побережья расположен Большой Барьерный риф – уникальное коралловое образование на дне моря.
7.
Австралию открыл Джеймс Кук.
8.
Крупнейший остров у берегов Австралии – Мадагаскар.
9.
Южная точка Австралии – мыс Йорк.
10.
Бассов пролив отделяет остров Тасмания от Австралии.
11.
Восточная точка Австралии – мыс Байрон.
12.
Тасманово море отделяет Австралию от Новой Зеландии.
13.
Большой Австралийский залив омывает южные берега Австралии.

Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13.

Форма работы:        

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить школьников:

  1. соотносить полученный результат с поставленной целью;
  2. оценивать результат своей деятельности;
  3. оценивать результат учебной деятельности.

Результаты деятельности:

Личностные: 

  1. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Регулятивные: 

  1. умения  соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные: 

  1. умение  использовать средства устной речи для представления результата.

Предметные: 

  1. умение систематизировать знания по теме «Особенности географического положения материка».

Самоанализ и самооценка ученика

Задание (самооценка). Закончите предложения:

1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе материалов схем;

б) со статистикой;

в) над выделением признаков понятий;

г) требующими формулировки выводов и умозаключений.

2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было;

б) трудности были (перечислите какие)

______________________________________________________________

3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

а) к товарищу

б) к учителю

в) нашел иной выход (укажи какой)

______________________________________________________________

Используемая литература и сайты:



Подписи к слайдам:

Открытие Австралии В 1605 г. на поиски Южного материка из Кальяо вышли 3 судна под командованием Педро Фернандеса де Кироса. Экспедиция открыла сушу, которую приняли за Южный материк и назвали Австралией Эспирито Санту. Впоследствии выяснилось, что это был остров из Новогебридской группы
В середине 1606 года два корабля во время шторма потеряли из виду судно Кироса и продолжили плавание под командованием Луиса Ваэса де Торреса. Суда прошли вдоль южного побережья Новой Гвинеи, отделив ее от Южного материка, но сведения об этом были погребены в секретных архивах Испании
Открытие Австралии Открытие Австралии В 1642 году суда «Хемскерк» и «Зехайн» под общим командованием Абеля Тасмана вышли из Батавии по направлению к Южной земле Открытие Австралии Обогнув Южную Землю с юга. Тасман отделил ее от южного материка.В дневнике он записал: «…все время идет волнение от юго-запада. И, хотя ежедневно мы видели плавающие водоросли. Можно предположить, что на юге нет большой земли.» Открытие Австралии В конце ноября суда подошли к побережью Тасмании, которую Тасман назвал Землею Ван Димена в честь губернатора голландской Ост-Индии Открытие Австралии В ходе плавания были открыты северный берег Новой Зеландии, которую до середины 18 века считали частью Южного материка, и острова Тонга и Фиджи. Открытие Австралии Но наиболее дотошно исследовал Тихий океан в поисках неизвестного материка Джеймс Кук. 29 апреля 1770 года корабль «Индевор» под командованием Д.Кука бросил якорь в водах восточного побережья Австралии. А 22 августа 1770 года Д.Кук провозгласил землю владением Великобритании и назвал ее Новым южным Уэльсом. Так началась история Австралии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

Опорные планы географического положения материков и океанов

Предлагаю опорные планы для описания географического положения океанов и материков специально скорректированы для слабослышащих учащихся. Карточки раздаются учащимся для индивидуальной работы и снабже...

Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе

Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка"  намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...

Задания для закрепления "Географическое положение материка"

Такие задания можно использовать при закреплении темы " Географическое положение и исследование материка" в 7-ом классе....

Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и исследования

Урок географии в 7 классе. Урок изучения нового материала....

Особенности географического положения Австралии. Рельеф и полезные ископаемые

Технологическая карта урока географии  в 7 классе. Урок  усвоения новых знаний по УМК «Полярная звезда»....