Главные вкладки

    Особенности географического положения материка Австралии
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Разработка урока по географии 7 класс Коринская фгос  по теме "Проект урока географии с использованием интернет - ресурсов.  Тема "Особенности географического положения материка Австралия" 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект урока географии

    с использованием интернет - ресурсов

    Тема

    Особенности географического положения материка Австралия

    7 класс

     

    Цель: 

    1. создать условия для усвоения учащимися особенностей географического положения материка Австралия.

    Задачи:

    1. помочь учащимся осознать особенности географического положения материка;
    2. обеспечить усвоение понятия «географическое положение материка;
    3. организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей географического положения материка, истории открытия и исследования;
    4. содействовать развитию у школьников умений формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении признаков географического положения материка; формулировать выводы.

    Основное содержание темы, термины и понятия:

    Содержание темы предполагает:

    1. усвоение содержания понятий и терминов «географическое положение»;
    2. выявление особенностей географического положения материка;
    3. Планируемые результаты.

    Личностные:

    1. личностные представления об открытии материка;
    2. стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

    Метапредметные

    Познавательные: 

    умение

    1. выявлять главные признаки понятий и оперировать ими;
    1. устанавливать причинно-следственные связи,  формулировать выводы;
    2. сравнивать объекты;

    Регулятивные: 

    Умение:

    1. ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
    2. самостоятельно оценивать правильность выполнения;
    3. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,  оценивать достигнутые результаты;
    4. вести самостоятельный поиск, отбор информации,  осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;
    5. выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

    Коммуникативные: 

    Умение:

    1. работать индивидуально и в паре;
    2. осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
    3. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    Предметные:

    В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

    знание:

    1. содержания понятий и терминов: «географическое положение»;
    2. особенностей географического положения материка Австралия;

    В сфере географической деятельности:

    умение:

    1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей географического положения материка;
    2. сравнивать географическое положение материка Австралия с другими материками;
    3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях положения материка Австралия.

    Организация образовательного пространства

    Оборудование

    Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в интернет на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru.

    Ресурсы, в том числе электронные:

    учебник географии, атлас по географии России для 7 класса, стенная экономическая карта Австралии.

    Презентация  «Открытие Австралии» http://player.myshared.ru/42485/42485.ppt

    Межпредметные связи

    Предмет 9 классы / Тема «Экономика» Экономика и ее роль в жизни общества.

    Формы работы:                                    

    ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

    I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

    Цель:

    1. актуализировать имеющиеся знания по определению географического положения;
    2. мотивировать обучающихся к изучению темы.

    Планируемые результаты

    Личностные

    1. проявление интереса к поставленной проблеме.

    Регулятивные:

    1. умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

    Коммуникативные

    Умение:

    1. вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
    2. выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
    3. работать в паре.

    Предметные

    Знание:

    1. понятия «географическое положение»;
    2. умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы.

    Форма работы:        

    Актуализация субъектного опыта учащихся

    Учитель:

    - сообщает тему урока;

    - раскрывает цели учебного занятия;

    - сообщает о значимости содержания урока социальной, практической, личностной;

    - проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся  по вопросам.  Учитель включает для прослушивания песню В.Высоцкого « Одна научная загадка». На основе прослушанного учащиеся определяют изучаемый материк, формулируют цель, вспоминая типовой план изучения материка и тему урока. Учащимся предлагаются вводные вопросы по определению темы урока:
    Кого называют аборигенами?
    Кто такой Джеймс Кук?
    Каков его вклад в развитии географической науки?
    Какой материк нам предстоит изучить?
    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    Цель:

    1. создать условия для усвоения учащимися особенностей  физико – географическом положении Австралии,  истории открытия и исследования этого материка.
    2. Планируемые результаты:

    Личностные:

    эмоционально-ценностное отношение к сложной структуре экономики страны, как гаранту ее безопасности и достойного уровня жизни населения.

    Регулятивные:

    1. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
    2. вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

    Коммуникативные:

    1. умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе;
    2. умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

    Предметные:

    1. знание содержания понятий и терминов, связанных с географическим положением Австралии,  источников информации о характеристиках экономики страны;
    2. умения выявлять
    3. Форма работы:            

    Вводное слово учителя

            Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить.
    Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков? Ваше мнение.
    (
    Австралия удалена практически от всех материков).
    Действительно, огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки. Австралийский материк близок лишь к юго-восточной части Азии, а группа Больших Зондских островов словно «мост» между этими материками. Столетие назад путешествие из Европы в Австралию занимало от 7 месяцев до 1 года. В настоящее время перелёт из Москвы длится около суток, с обязательной посадкой в Дели или Сингапуре. Основываясь на этих данных, можно выдвинуть следующую гипотезу:
    Если
    материк находится изолированно (далеко) от других материков, то он самый необычный. Решением этой гипотезы мы сегодня и займёмся. Ваши предложения, что мы для  этого должны сделать. С чего мы должны начать? Будем изучать материк по плану. Познакомимся с историей открытия материка и докажем, почему этот материк самый – самый…
    План:

    1.
     Открытие  материка Австралия.
    2 Крайние точки и их координаты.
    3. Размеры материка. Положение относительно экватора, нулевого меридиана тропиков, соседних материков.

    Изучение нового материала.

    Учитель:

    Австралия - самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-           либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!  Учитель организует усвоение открытие  материка Австралия. С этой целью  используется презентация «Открытие Австралии»: ресурс  http://player.myshared.ru/42485/42485.ppt.  

    Задание 1. Просит учащихся заполнить таблицу:

    Дата

    Путешественники

    Открытия

    (Последовательность действий:  Выход в интернет на сайт -  в тетрадях начертить таблицу). Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

    Форма работы:

    1. Задание 2. «Проплыть» вокруг Австралии, используя «Физическая карта Австралия»,  и собрать сведения о ГП на поверхности Земли. Допишите недостающие данные в таблице:

    Название крайних точек

    Долгота

    Широта

    С

    1420

    Ю

    1470

    В

    280  

    З

    260

    Вид заполненной таблицы.

    Название крайних точек

    Долгота

    Широта

    С

    М. Йорк

    1420

    100 

    Ю

    М.Юго-Восточный

    1470

    390 

    В

    М.Байрон

    1530 

    280  

    З

    М. Стип-Пойнт

    1130 

    260

    Назовите крупные моря, заливы, проливы у берегов Австралии. Учащиеся дают устные ответы, используя карту Австралии.

    Учащиеся измеряют протяженность Австралии:1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.: а) 153°–113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);
    б) 100 км Х 40* =4000 км;
    2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.: а) 39°–10°=29°; б) 111 км Х 29* = 3219 км.
    Б) устанавливают размеры (сравнивают размеры разных материков в учебнике на странице 7) и форму материка;
    Во сколько раз Австралия меньше Евразии? (в 6 раз), Африки? (более, чем в 3 раза)
    В) описывают характер береговой линии - острова и полуострова (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);
    Г) моря и океаны, омывающие Австралию (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);
    Е) учащиеся определяют положение Большого Барьерного рифа, наносят на контурную карту, слушают краткое описание Большого Барьерного рифа.

    Размеры его настолько велики, что можно увидеть с поверхности Луны. В теплой морской воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Риф отделен от берегов Австралии проливом шириной до 150 км и служит волноломом, о который разбиваются громадные волны Тихого океана. На Большом Барьерном рифе выступает 600 островов и более 2000 рифов. Рассматривают экспонаты кораллов, морских звёзд и морских раковин. Просмотр фрагмента фильма о кораллах. Используя ресурс: http://video.online.ua/79682/
    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

    Цель:

    1. организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения особенностей географического положения материка Австралии;
    2. стимулировать интерес обучающихся к выполнению;
    3. научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

    Планируемые результаты:

    Личностные: 

    1. творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

    Регулятивные: 

    1. умения вести самостоятельный поиск;
    2. умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    Коммуникативные: 

    1. умения работать индивидуально и в группе.

    Предметные:

    1. умения оперировать знаниями о географическом положении для приобретения новых знаний;
    2. умения находить и анализировать информацию из разных источников, необходимую для оценки географического положения материка Австралии;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска географической информации об особенностях географического положения.

    Варианты заданий

    Задание 1. (репродуктивный уровень) Составьте из звеньев причинно-следственную цепь. Используя ресурс: Teleshool.geo.07.S1.p2.3(4).oms. Формы работы:

    Задание 2. Выполните задания  на географическое положение Австралии. Используя ресурс: G07_061_k01b.oms.  Формы работы:

    Задание 3. (частично-поисковый уровень)  Сравнение ФГП и рельефа Австралии и Африки. Используя физические карты Австралии и Африки. Учащиеся фиксируют в тетрадях. Используя ресурс  http://900igr.net/zip/geografija/Avstralija-kak-materik.html

    Пункты сравнения

    Черты сходства

    Африка

    Австралия

                   Черты различия

    По отношению к экватору

    По отношению к нулевому меридиану

    По отношению к тропикам

    К другим материкам

    К океанам, омывающим материки

    IV этап. Диагностика качества освоения темы

    Цель:

    1. установить степень усвоения темы «Особенности географического положения материка Австралия».

    Планируемые результаты: 

    Регулятивные: 

    1. умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. 

    Коммуникативные

    1. умение выполнять учебные задания в паре.

    Предметные

    1. знание понятий и терминов по изученной теме;
    2. знание (понимание) особенностей географического положения материка Австралия;

    Учитель организует взаимопроверку в парах:

    Тест:
    1.Территория Австралии находится: А) в одном полушарии, Б) в двух полушариях, В ) в трех полушариях.
    2.Древней Австралийской платформе в рельефе соответствуют: а) Большой Водораздельный хребет и Центральная низменность б ) Центральная низменность и Западно-Австралийское плоскогорье в) Западно-Австралийское плоскогорье и Большой Водораздельный хребет. 3. Большой Водораздельный хребет по своему строению относится: а) к складчатым горам б) к складчато-глыбовым горам в) к вулканическим горам.
    Укажите особенности географического положения и историю открытия Австралии. Затем дайте проверить и оценить друг другу, сверив результаты на доске:
    1.Слово «austral» в переводе с латинского языка означает – «южный».
    2.
    Восточное побережье Австралии открыл в 1770 году – Абель Тасман.
    3.
    Большая часть материка расположена в тропическом и субтропическом поясе.
    4.
    Южный тропик пересекает материк почти посередине.
    5.
    Тасмания – небольшой остров к северу от материка.
    6.
    Вдоль восточного побережья расположен Большой Барьерный риф – уникальное коралловое образование на дне моря.
    7.
    Австралию открыл Джеймс Кук.
    8.
    Крупнейший остров у берегов Австралии – Мадагаскар.
    9.
    Южная точка Австралии – мыс Йорк.
    10.
    Бассов пролив отделяет остров Тасмания от Австралии.
    11.
    Восточная точка Австралии – мыс Байрон.
    12.
    Тасманово море отделяет Австралию от Новой Зеландии.
    13.
    Большой Австралийский залив омывает южные берега Австралии.

    Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13.

    Форма работы:        

    V этап. Рефлексивная деятельность

    Цель:

    Научить школьников:

    1. соотносить полученный результат с поставленной целью;
    2. оценивать результат своей деятельности;
    3. оценивать результат учебной деятельности.

    Результаты деятельности:

    Личностные: 

    1. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

    Регулятивные: 

    1. умения  соотносить полученный результат с поставленной целью.

    Коммуникативные: 

    1. умение  использовать средства устной речи для представления результата.

    Предметные: 

    1. умение систематизировать знания по теме «Особенности географического положения материка».

    Самоанализ и самооценка ученика

    Задание (самооценка). Закончите предложения:

    1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

    а) на основе материалов схем;

    б) со статистикой;

    в) над выделением признаков понятий;

    г) требующими формулировки выводов и умозаключений.

    2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

    а) трудностей не было;

    б) трудности были (перечислите какие)

    ______________________________________________________________

    3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

    а) к товарищу

    б) к учителю

    в) нашел иной выход (укажи какой)

    ______________________________________________________________

    Используемая литература и сайты:



    Подписи к слайдам:

    Открытие Австралии В 1605 г. на поиски Южного материка из Кальяо вышли 3 судна под командованием Педро Фернандеса де Кироса. Экспедиция открыла сушу, которую приняли за Южный материк и назвали Австралией Эспирито Санту. Впоследствии выяснилось, что это был остров из Новогебридской группы
    В середине 1606 года два корабля во время шторма потеряли из виду судно Кироса и продолжили плавание под командованием Луиса Ваэса де Торреса. Суда прошли вдоль южного побережья Новой Гвинеи, отделив ее от Южного материка, но сведения об этом были погребены в секретных архивах Испании
    Открытие Австралии Открытие Австралии В 1642 году суда «Хемскерк» и «Зехайн» под общим командованием Абеля Тасмана вышли из Батавии по направлению к Южной земле Открытие Австралии Обогнув Южную Землю с юга. Тасман отделил ее от южного материка.В дневнике он записал: «…все время идет волнение от юго-запада. И, хотя ежедневно мы видели плавающие водоросли. Можно предположить, что на юге нет большой земли.» Открытие Австралии В конце ноября суда подошли к побережью Тасмании, которую Тасман назвал Землею Ван Димена в честь губернатора голландской Ост-Индии Открытие Австралии В ходе плавания были открыты северный берег Новой Зеландии, которую до середины 18 века считали частью Южного материка, и острова Тонга и Фиджи. Открытие Австралии Но наиболее дотошно исследовал Тихий океан в поисках неизвестного материка Джеймс Кук. 29 апреля 1770 года корабль «Индевор» под командованием Д.Кука бросил якорь в водах восточного побережья Австралии. А 22 августа 1770 года Д.Кук провозгласил землю владением Великобритании и назвал ее Новым южным Уэльсом. Так началась история Австралии.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

    Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

    Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

    Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

    Опорные планы географического положения материков и океанов

    Предлагаю опорные планы для описания географического положения океанов и материков специально скорректированы для слабослышащих учащихся. Карточки раздаются учащимся для индивидуальной работы и снабже...

    Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе

    Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка"  намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...

    Задания для закрепления "Географическое положение материка"

    Такие задания можно использовать при закреплении темы " Географическое положение и исследование материка" в 7-ом классе....

    Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и исследования

    Урок географии в 7 классе. Урок изучения нового материала....

    Особенности географического положения Австралии. Рельеф и полезные ископаемые

    Технологическая карта урока географии  в 7 классе. Урок  усвоения новых знаний по УМК «Полярная звезда»....