Зона степей (7 класс, школа VIII вида)
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Донских Елена Валентиновна
Конспект по географии в 7 классе школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_stepi_7_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по географии в СКОШ VIII вида 7 класс

Тема 

СТЕПИ

ЗОНА СТЕПЕЙ

Тип урока: Изучение нового материала

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с зоной степей и ее расположением на карте; климатом и рельефом; полезными ископаемыми; реками, протекающими в этой зоне.

Коррекционно-развивающие: коррегировать пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию; совершенствовать умение различать цветовые оттенки; пополнять словарный запас (балка, бахча), развивать устную связную речь путем пересказа текста фрагмента текста из учебника.

Воспитательные: воспитывать уважение к труду, содействовать воспитанию активности на уроке; экологическому воспитанию.

Оборудование: карта природных зон России, физическая карта России, контурные карты, рабочие тетради, учебный кинофильм «Зона степей», иллюстрации с изображением степей.

План урока

I. Вводная часть

1. Оргмомент.

II. Основная часть

1. Подготовка к сообщению нового материала.

а) Вопросы учителя

б) Загадка

2. Сообщение нового материала

а) Краткое вступительное слово педагога

б) Демонстрация фрагмента кинофильма про природную зону степей

3. Работа по кинофильму

а) Проверка первичного восприятия материала.

4. Закрепление знаний учащихся

а) Работа с учебником.

б) Работа с контурной картой

в) Вопросы по тексту. Словарная работа: бахча, балка

г) Работа с тетрадью.

III. Заключительная часть урока

1. Оценка и комментарии

2. Домашнее задание.

3. Итог урока


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность детей

Время

I. Вводная часть

– Здравствуйте, садитесь! Проверьте, всё ли вы подготовили к уроку.

Проверка готовности к уроку, все ли лежит на парте.

1 мин.

II. Основная часть

1. Подготовка к сообщению нового материала.

– Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке? Покажите на карте у доски лесную зону.

Посмотрите на карту России. Скажите, кончается ли лесной зоной территория нашей Родины?

Как вы думаете, что означают другие цвета на карте природных зон нашей страны?

Попробуйте отгадать загадку (написана заранее на доске, была задернута шторкой):

Лето жаркое, сухое,

Нет спасения от зноя.

А зимою снега мало,

Часто оттепель бывала.

Нет равнине этой края! –

Это ... у нас  такая.

– Какое  слово пропущено?

– Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие и познакомимся с еще одной природной зоной – зоной степей.

Запись темы на доске: «Зона степей».

2. Сообщение нового материала

а) Краткое вступительное слово педагога

– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: ледяная зона, зона тундры, зона лесов. Покажите на карте эти зоны. После зоны лесов расположена зона степей. Посмотрите, я Вам покажу ее, а вы ответьте, каким цветом она выделана на карте? Переходная зона между зонами лесов и степей называется  лесостепью.

Степи – обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Травянистые равнины (степи) занимают огромные пространства. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до –20–30º C. Снеговой покров очень маленький. Сильные северные ветры часто сдувают снег в овраги и балки. После короткой, но бурной весны наступает жаркое лето.

Лето в степях более  продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22 –24º C (жара местами достигает +40º C). Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхание местных речек. Для борьбы с засухой люди построили водохранилища, в которых постоянно сохраняются запасы воды.

Давайте посмотрим кинофильм про природную зону степей.

б) Демонстрация фрагмента кинофильма, про климат, рельеф, полезные ископаемые.

3. Работа по кинофильму

а) Проверка первичного восприятия материала.

– О чем мы посмотрели фильм?

– Что такое степь?

– Где находятся степи в России?

– Какой у них рельеф?

– Что вы можете сказать о климате?

– Кто помнит, какие добывают полезные ископаемые?

– Какие протекают реки?

4. Закрепление знаний учащихся

а) Работа с учебником.

– Откройте учебник на с. 113. Найдите первый абзац снизу. Прочитайте его.

– Где находятся степи? Прочитайте.

– Какая поверхность этой зоны?

– Везде ли она ровная? Чем она пересекается местами?

– Найдите в словаре значение слова «балка».

Запись слова «балка» на доске.

– Напомните мне, что такое овраг?

– Посмотрите на карту природных зон.

Показ учителем зоны степей.

– Каким цветом выделяется зона степей?

– Покажите на карте степи.

– Найдите их в своих картах. Покажите, где они находятся у вас.

б) Работа с контурной картой.

– Закрасьте зону степей в своих контурных картах.

При необходимости учитель осуществляет индивидуальный подход.

в) Вопросы по тексту

– Как вы думаете, почему климат в степях умеренный континентальный? Почему лето сухое и жаркое, а зимы короткие и малоснежные?


– Как такой климат будет влиять на растительность?



– Найдите на карте, какие реки протекают в наших степях. (Для отдельных учеников возможно обращение к учебнику на с. 115).

– Как вы думаете, вдоль рек растительность будет такая же, как на равнинах?

Почему вы так считаете?

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию (картину) с изображением черноземных и сухих степи.

– Посмотрите на иллюстрацию. В зоне степей отчётливо прослеживаются черты засушливости климата.

Но климат в степях одинаков не везде. Найдите на с. 114 последний абзац. Прочитайте его.

– Кто перескажет этот фрагмент, ответив на вопросы:

  1. Какие бывают степи?
  2. Чем они отличаются?
  3. Почему одни черноземные степи более плодородны, чем сухие?



– Но даже в засушливых местах люди выращивают урожаи. Что для этого применяют? Прочитайте в учебнике.

Искусственное орошение – это дождевальные установки, созданы водохранилища: Цимлянское на реке Дон, Волжское и Саратовское на реке Волге. Из этих водохранилищ по специальным каналам вода идет на поля.

Это позволяет выращивать большие урожаи, даже бахчевые культуры. Посмотрите в словаре, что означает слово «бахча».

Словарная работа: во время рассказа на доске были написаны слова «балка», «бахча», обращается внимание на их написание. Составление предложений с данными словами.

– Давайте еще раз вспомним значение этих слов. Придумайте с ними предложение.

– Но в степях есть не только водохранилища. Чтобы могли еще ходить и суда, был сооружен Волго-Донский канал. Рассказ учителя сопровождается показом объектов на карте на доске, а дети находят их в своих картах.

– Однако создание системы орошения – не единственный способ борьбы с засухой.

Прочитайте самостоятельно последний абзац и ответьте на вопрос, какие еще существуют  способы защиты полей.

г) Работа с тетрадью.

Откройте рабочую тетрадь на с. 57, найдите задание 1. Прочитайте его и выполните.

Проверка выполнения.

 



Лесную.

Показ учеником лесной зоны.

Нет.


Другие природные зоны.








Степь.











Дети у доски показывают природные зоны, которые уже изучили.






































Ответ ищется в только что прочитанном тексте.



Балками и оврагами.


Обращение детей к словарю.





Выход одного ученика к доске.



Самостоятельная работа.


Это связано с тем, что солнце поднимается выше над  горизонтом и греет сильнее.

Деревья не могут расти из-за недостатка влаги, будут преобладать травы.


Дон, Волга, Урал, Иртыш.



Встречаются деревья, т.к. хватает влаги.





Чтение вслух одним учеником.



Пересказ прочитанного абзаца.






Искусственное орошение








Обращение детей к словарю.














Дети самостоятельно читают текст и ищут ответ на вопрос.


Дети выборочно читают и называют.


3 мин.





















10 мин.






























6 мин.










18 мин.










.


























































.











III. Заключительная часть урока

1. Оценка и комментарии.

Осуществляется дифференцированно, при необходимости комментируется работа всего класса на протяжении урока.


2. Домашнее задание.

Откройте дневник и запишите домашнее задание. Покажите, где вы будете записывать.

Стр. 113–115, читать статью, отв. на вопр.

№ 2 – раб. тетр.

Проверка учителем правильности записей в дневниках. Разъяснение домашнего задания.

3. Итог урока

– Сегодняшнее путешествие по зоне степей закончено. Вы, конечно, устали, но чтобы вы рассказали своим родителям и друзьям о степях, вернувшись из такого интересного странствия?


– Урок окончен.







Дети записывают домашнее задание.






Ответы детей на основе узнанного на уроке, на доске остаются опорные слова и иллюстрации.


Выход из класса.

7 мин.

Карта природных зон России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегригованный урок русского языка в 9 классе, школы VIII вида по теме: "Деловое письмо"

Данный материал разработан с целью обучения учащихся  правильно заполнять деловые бумаги (заявление) для дальнейшей социальной адаптации...

План-конспект урока матаматики в 5 классе школы VIII вида "Вычитание многозначных чисел".

Краткий план урока, на основе  которого можно составить подробный план урока....

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Конспект урока по математике для 3 класса школ VIII вида "Закрепление таблицы умножения и деления"

Урок насыщен яркой наглядностью, большим обёмом материала по изучаемой теме. Используются различные методы и формы работы....

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из факта...

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме: "Виды треугольников по сторонам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"  Виды треугольников по сторонам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из фа...