Главные вкладки

    Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
    календарно-тематическое планирование по психологии по теме

    Ветчинкина Александра Анатольевна

    Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon eipszh_10kl.doc145.5 КБ
    Microsoft Office document icon eipszh_11kl.doc155 КБ

    Предварительный просмотр:

         

          Рабочая программа

    по предмету «Этика и психология семейной жизни»

    10 класс

    Общее количество часов: 34

    Количество часов в неделю: 1

    Программа: Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

    Составитель: А.А. Ветчинкина, педагог-психолог


    Пояснительная записка

    1. Рабочая программа составлена на основе:
    1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
    2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
    3. учебного плана школы;
    4. Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
    5. Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

    1. Основное содержание курса

    Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.

    1. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

    создание условий для:

    1. формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
    2. выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
    1. коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
    2. применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи

    Задачи курса:

    1. Формировать представления:
    1. о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
    2. о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
    3. об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
    4. об основах семейного законодательства;
    5. о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
    1. Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
    2. Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

    1. Методы и формы обучения

    Методы по источнику знаний:

    1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

    2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

    3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

    Формы учебных занятий: предметные уроки

    1. Количество часов:
    1. по программе          34    (1 час в неделю)   
    2. по учебному плану        34    (1 час в неделю)
    3. по рабочей программе      34   (1 час в неделю)

    Программой предусмотрено изучение содержания курса по этике и психологии семейной жизни в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

    Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в календарно – тематическом планировании представлено в таблице:

    № п/п

    Раздел по программе

    для 10, 11, 12 классов

    Кол-во часов по программе

    № п/п

    Раздел по КТП

    Кол-во часов в КТП

    НРК

    10 класс

    1

    Семья

    10

    1

    Семья

    7

    2

    Создание семьи

    24

    2

    Создание семьи

    19

    2

    Кол-во часов в 10 классе

    34

    11 класс

    1

    Взаимоотношения в молодой семье

    10

    3

    Взаимоотношения в молодой семье

    8

    1

    2

    Быт и экономика молодой семьи

    13

    3

    Конфликты в семье

    11

    Кол-во часов в 11 классе

    34

    12 класс

    1

    Ребенок в семье

    20

    2

    Конфликты с родителями

    14

    Кол-во часов в 12классе

    34

    Всего

    102

    Всего

    34

    3

    1. Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

    Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

    I группа

    II группа

    III группа

    IV группа

    1. Планируемые результаты обучения учащихся I – III групп (по программе):
    1. овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека
    2. знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи
    3. понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи
    4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:

    1. понимать значение семьи в жизни человека;
    2. понимать важность создания собственной семьи;

    1. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

    Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование


    Календарно-тематическое планирование

    Сокращения, применяемые в тематическом планировании:

    с/р – самостоятельная работа

    и/о – индивидуальный опрос

    ф/о – фронтальный опрос

    т – тестирование

    № по прог-рамме

    № по теме

    Дата

    Тема урока

    Мониторинг

    НРК

    Применение ИКТ, использование ЦОРов

    Примеч.

    план.

    факт.

    1 четверть (9ч)

    Семья (7ч)

    1

    1

    Что такое семья? Значение семьи в жизни человека

    2

    2

    Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек)

    и/о ф/о

    3

    3

    Духовные, дружеские, материальные связи в семье (традиции семьи, семейные праздники)

    4

    4

    Влияние семьи на формирование личности ребенка

    ф/о

    5

    5

    Родственники и родственные отношения

    ф/о

    6

    6

    Правила поведения в семье, с родственниками

    и/о

    7

    7

    Обобщение знаний по теме «Семья». Самостоятельная работа

    с/р

    Создание семьи (19ч)

    8

    1

    Представления людей о семейном счастье

    9

    2

    Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение)

    2 четверть (7ч)

    10

    3

    Причины создания семьи

    ист. №2, #1

    11

    4

    Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи

    и/о

    12

    5

    Выбор спутника жизни

    13

    6

    Качества человека, необходимые в семейной жизни. Самостоятельная работа

    с/р

    14

    7

    Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение

    ф/о

    ист.№2, #2

    15

    8

    Нравственные качества, важные для девушки, вступающей в брак

    и/о

    16

    9

    Нравственные качества, важные для юноши, вступающего в брак

    3 четверть (10ч)

    17

    10

    Жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак

    18

    11

    Жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак

    19

    12

    Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Самостоятельная работа

    с/р

    20

    13

    Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки

    ф/о

    21

    14

    Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие)

    и/о

    22

    15

    Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак

    23

    16

    Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)?

    и/о

    24

    17

    Как сообщить родителям о своем решении?

    ф/о

    25

    18

    Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями?

    26

    19

    Обобщение знаний по теме «Создание семьи». Тестирование

    Т

    4 четверть (8ч)

    Взаимоотношения в молодой семье (8ч)

    27

    1

    Молодая семья

    ист.№1

    28

    2

    Первые шаги в жизни молодой семьи

    и/о

    29

    3

    Привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость

    30

    4

    Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита)

    ф/о

    31

    5

    Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.)

    и/о

    32

    6

    Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность)

    ф/о

    33

    7

    Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи).

    34

    Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Тестирование

    Т


    Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету

    Учебный предмет

    Кол-во часов в неделю по учебному плану школы

    Учебная программа

    Методические пособия для учителя

    Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников

    Этика и психология семейной жизни

    1 час

    Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61

    Интернет ресурсы

    Тесты по итогам прохождения тем «Создание семьи», «Взаимоотношения в молодой семье».

    Для реализации НРК:

    1. Материалы с сайта www.chelstat.gks.ru (см. приложение)
    2. Стихотворения Л. Татьяничевой с сайта http://poezosfera.ru



    Предварительный просмотр:

         

          Рабочая программа

    по предмету «Этика и психология семейной жизни»

    11 класс

    Общее количество часов: 34

    Количество часов в неделю: 1

    Программа: Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

    Составитель: А.А. Ветчинкина, педагог-психолог


    Пояснительная записка

    1. Рабочая программа составлена на основе:
    1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
    2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г..);
    3. учебного плана школы на 2009-2010 учебный год;
    4. Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
    5. Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

    1. Основное содержание курса

    Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества

    1. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

    создание условий для:

    1. формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
    2. выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
    1. коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
    2. применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи

    Задачи курса:

    1. формировать представления:
    1. о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
    2. о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
    3. об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
    4. об основах семейного законодательства;
    5. о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
    1. обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
    2. пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

    1. Методы и формы обучения

    Методы по источнику знаний:

    1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

    2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

    3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)

    Формы учебных занятий: предметные уроки

    1. Количество часов:
    1. по программе          34    (1 час в неделю)   
    2. по учебному плану        34    (1 час в неделю)
    3. по рабочей программе      34   (1 час в неделю)

    Программой предусмотрено изучение содержания курса по этике и психологии семейной жизни в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

    Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в календарно – тематическом планировании представлено в таблице:

    № п/п

    Разделы по программе

    для 10, 11, 12 классов

    Кол-во часов по программе

    № п/п

    Раздел по КТП для 11 класса

    Кол-во часов в КТП

    НРК

    10 класс

    1

    Семья

    10

    2

    Создание семьи

    24

    Кол-во часов в 10 классе

    34

    11 класс

    1

    Взаимоотношения в молодой семье

    10

    2

    Быт и экономика молодой семьи

    13

    1

    Быт и экономика молодой семьи

    7

    2

    3

    Конфликты в семье

    11

    2

    Конфликты в семье

    5

    1

    Кол-во часов в 11 классе

    34

    12 класс

    1

    Ребенок в семье

    20

    3

    Ребенок в семье

    14

    1

    2

    Конфликты с родителями

    14

    4

    Конфликты с родителями

    8

    1

    Кол-во часов в 12 классе

    34

    Всего

    102

    Всего

    34

    5

    1. Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся

    Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

    I группа

    II группа

    III группа

    IV группа

    1. Планируемые результаты обучения воспитанников I – III групп (по программе):
    1. усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
    2. знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
    3. понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
    4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:

    1. знать основные статьи доходов и расходов семьи;
    2. иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать  ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
    3. уметь быть терпеливой, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
    4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    1. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

    Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.


    Календарно-тематическое планирование

    Сокращения, применяемые в тематическом планировании:

    с/р – самостоятельная работа

    и/о – индивидуальный опрос

    ф/о – фронтальный опрос

    т – тестирование

    № по прог-рамме

    № по теме

    Дата

    Тема урока

    Мониторинг

    НРК

    Применение ИКТ, использование ЦОРов

    Примеч.

    план.

    факт.

    1 четверть (9ч)

    Быт и экономика молодой семьи (7ч)

    1

    1

    Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи

    ист.

    №1

    2

    2

    Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)

    ф/о

    3

    3

    Понятие «быт семьи»

    4

    4

    Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье

    ф/о

    5

    5

    Атмосфера семьи

    и/о

    ист.

    №4,

    с. 59

    6

    6

    Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями

    ф/о

    7

    7

    Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Самостоятельная работа

    с/р

    Конфликты в семье (5ч)

    8

    1

    Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье

    9

    2

    Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения

    и/о

    2 четверть (7ч)

    10

    3

    Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода

    ист.

    №1

    11

    4

    Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям

    ф/о

    12

    5

    Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». Тестирование

    Т

    Ребенок в семье (14ч)

    13

    1

    Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек

    14

    2

    Создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровье

    и/о

    15

    3

    Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. Самостоятельная работа

    с/р

    16

    4

    Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка)

    ф/о

    3 четверть (10ч)

    17

    5

    Значение родителей для ребенка (тепло, поддержка, ощущение защищенности)

    18

    6

    Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку

    и/о

    ист.

    №2

    19

    7

    Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку

    20

    8

    Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку

    и/о

    21

    9

    Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку

    22

    10

    Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: младенец

    ф/о

    23

    11

    Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: дошкольник

    ф/о

    24

    12

    Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: школьник

    ф/о

    25

    13

    Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: подросток

    ф/о

    26

    14

    Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». Тестирование

    Т

    4 четверть (8ч)

    Конфликты с родителями (8ч)

    27

    1

    Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка

    28

    2

    Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей

    и/о

    29

    3

    Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы с детьми в дошкольном возрасте

    ф/о

    30

    4

    Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста

    ф/о

    31

    5

    Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: особенности подросткового возраста

    ф/о

    32

    6

    Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми

    ф/о

    33

    7

    Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми

    и/о

    ист.

    №3

    34

    8

    Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». Самостоятельная работа

    с/р


    Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету

    Учебный предмет

    Кол-во часов в неделю по учебному плану школы

    Учебная программа

    Методические пособия для учителя

    Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников

    Этика и психология семейной жизни

    1 час

    Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61

    Электронные ресурсы

    Тесты по итогам прохождения тем

    «Конфликты в семье», «Ребенок в семье»

    Для реализации НРК:

    1. Электронный ресурс www.chelstat.gks.ru статистика доходов населения Челябинской области, соотношение браков и разводов в Челябинской области
    2. Электронный ресурс http://poezosfera.ru стихотворение Л. Татьяничевой «Сыну»
    3. Электронный ресурс с сайта http://www.stihi.ru стихотворение Л. Никитиной «Сыновья»
    4. Легенды Южного Урала (Сост. И.А. Кириллов). – Челябинск: Аркаим, 2008. – 208с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...

    Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида

    Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...

    Рабочая программа по письму и развитию речи 6,7,9 классов школ VIII вида

    рабочая программа по письму и развитию речи для 6,7,9 классов школы VIII вида...

    Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.

    Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....