Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
календарно-тематическое планирование по психологии по теме
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eipszh_10kl.doc | 145.5 КБ |
eipszh_11kl.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Этика и психология семейной жизни»
10 класс
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Программа: Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
Составитель: А.А. Ветчинкина, педагог-психолог
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе:
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
- учебного плана школы;
- Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
- Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»
- Основное содержание курса
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.
- Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:
создание условий для:
- формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
- выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
- коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
- применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи
Задачи курса:
- Формировать представления:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
- об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира
- Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий: предметные уроки
- Количество часов:
- по программе 34 (1 час в неделю)
- по учебному плану 34 (1 час в неделю)
- по рабочей программе 34 (1 час в неделю)
Программой предусмотрено изучение содержания курса по этике и психологии семейной жизни в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).
Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в календарно – тематическом планировании представлено в таблице:
№ п/п | Раздел по программе для 10, 11, 12 классов | Кол-во часов по программе | № п/п | Раздел по КТП | Кол-во часов в КТП | НРК |
10 класс | ||||||
1 | Семья | 10 | 1 | Семья | 7 | |
2 | Создание семьи | 24 | 2 | Создание семьи | 19 | 2 |
Кол-во часов в 10 классе | 34 | |||||
11 класс | ||||||
1 | Взаимоотношения в молодой семье | 10 | 3 | Взаимоотношения в молодой семье | 8 | 1 |
2 | Быт и экономика молодой семьи | 13 | ||||
3 | Конфликты в семье | 11 | ||||
Кол-во часов в 11 классе | 34 | |||||
12 класс | ||||||
1 | Ребенок в семье | 20 | ||||
2 | Конфликты с родителями | 14 | ||||
Кол-во часов в 12классе | 34 | |||||
Всего | 102 | Всего | 34 | 3 |
- Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на группы:
I группа | II группа | III группа | IV группа |
- Планируемые результаты обучения учащихся I – III групп (по программе):
- овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека
- знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи
- понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:
- понимать значение семьи в жизни человека;
- понимать важность создания собственной семьи;
- Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:
Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование
Календарно-тематическое планирование
Сокращения, применяемые в тематическом планировании:
с/р – самостоятельная работа
и/о – индивидуальный опрос
ф/о – фронтальный опрос
т – тестирование
№ по прог-рамме | № по теме | Дата | Тема урока | Мониторинг | НРК | Применение ИКТ, использование ЦОРов | Примеч. | |
план. | факт. | |||||||
1 четверть (9ч) | ||||||||
Семья (7ч) | ||||||||
1 | 1 | Что такое семья? Значение семьи в жизни человека | ||||||
2 | 2 | Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек) | и/о ф/о | |||||
3 | 3 | Духовные, дружеские, материальные связи в семье (традиции семьи, семейные праздники) | ||||||
4 | 4 | Влияние семьи на формирование личности ребенка | ф/о | |||||
5 | 5 | Родственники и родственные отношения | ф/о | |||||
6 | 6 | Правила поведения в семье, с родственниками | и/о | |||||
7 | 7 | Обобщение знаний по теме «Семья». Самостоятельная работа | с/р | |||||
Создание семьи (19ч) | ||||||||
8 | 1 | Представления людей о семейном счастье | ||||||
9 | 2 | Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение) | ||||||
2 четверть (7ч) | ||||||||
10 | 3 | Причины создания семьи | ист. №2, #1 | |||||
11 | 4 | Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи | и/о | |||||
12 | 5 | Выбор спутника жизни | ||||||
13 | 6 | Качества человека, необходимые в семейной жизни. Самостоятельная работа | с/р | |||||
14 | 7 | Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение | ф/о | ист.№2, #2 | ||||
15 | 8 | Нравственные качества, важные для девушки, вступающей в брак | и/о | |||||
16 | 9 | Нравственные качества, важные для юноши, вступающего в брак | ||||||
3 четверть (10ч) | ||||||||
17 | 10 | Жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак | ||||||
18 | 11 | Жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак | ||||||
19 | 12 | Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Самостоятельная работа | с/р | |||||
20 | 13 | Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки | ф/о | |||||
21 | 14 | Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие) | и/о | |||||
22 | 15 | Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак | ||||||
23 | 16 | Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? | и/о | |||||
24 | 17 | Как сообщить родителям о своем решении? | ф/о | |||||
25 | 18 | Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями? | ||||||
26 | 19 | Обобщение знаний по теме «Создание семьи». Тестирование | Т | |||||
4 четверть (8ч) | ||||||||
Взаимоотношения в молодой семье (8ч) | ||||||||
27 | 1 | Молодая семья | ист.№1 | |||||
28 | 2 | Первые шаги в жизни молодой семьи | и/о | |||||
29 | 3 | Привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость | ||||||
30 | 4 | Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита) | ф/о | |||||
31 | 5 | Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.) | и/о | |||||
32 | 6 | Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность) | ф/о | |||||
33 | 7 | Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи). | ||||||
34 | Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Тестирование | Т |
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по учебному плану школы | Учебная программа | Методические пособия для учителя | Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников |
Этика и психология семейной жизни | 1 час | Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61 | Интернет ресурсы | Тесты по итогам прохождения тем «Создание семьи», «Взаимоотношения в молодой семье». |
Для реализации НРК:
- Материалы с сайта www.chelstat.gks.ru (см. приложение)
- Стихотворения Л. Татьяничевой с сайта http://poezosfera.ru
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Этика и психология семейной жизни»
11 класс
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Программа: Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Составитель: А.А. Ветчинкина, педагог-психолог
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе:
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г..);
- учебного плана школы на 2009-2010 учебный год;
- Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
- Письма МО Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»
- Основное содержание курса
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества
- Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:
создание условий для:
- формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
- выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
- коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
- применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи
Задачи курса:
- формировать представления:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
- об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира
- Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные)
Формы учебных занятий: предметные уроки
- Количество часов:
- по программе 34 (1 час в неделю)
- по учебному плану 34 (1 час в неделю)
- по рабочей программе 34 (1 час в неделю)
Программой предусмотрено изучение содержания курса по этике и психологии семейной жизни в течение трех лет (10-12 классы). В связи с тем, что в школе 11-летнее образование, все содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).
Соотношение количества часов по прохождению программного материала по данному курсу в программе и в календарно – тематическом планировании представлено в таблице:
№ п/п | Разделы по программе для 10, 11, 12 классов | Кол-во часов по программе | № п/п | Раздел по КТП для 11 класса | Кол-во часов в КТП | НРК |
10 класс | ||||||
1 | Семья | 10 | ||||
2 | Создание семьи | 24 | ||||
Кол-во часов в 10 классе | 34 | |||||
11 класс | ||||||
1 | Взаимоотношения в молодой семье | 10 | ||||
2 | Быт и экономика молодой семьи | 13 | 1 | Быт и экономика молодой семьи | 7 | 2 |
3 | Конфликты в семье | 11 | 2 | Конфликты в семье | 5 | 1 |
Кол-во часов в 11 классе | 34 | |||||
12 класс | ||||||
1 | Ребенок в семье | 20 | 3 | Ребенок в семье | 14 | 1 |
2 | Конфликты с родителями | 14 | 4 | Конфликты с родителями | 8 | 1 |
Кол-во часов в 12 классе | 34 | |||||
Всего | 102 | Всего | 34 | 5 |
- Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся
Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на группы:
I группа | II группа | III группа | IV группа |
- Планируемые результаты обучения воспитанников I – III групп (по программе):
- усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
- знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
- понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:
- знать основные статьи доходов и расходов семьи;
- иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
- уметь быть терпеливой, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:
Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование.
Календарно-тематическое планирование
Сокращения, применяемые в тематическом планировании:
с/р – самостоятельная работа
и/о – индивидуальный опрос
ф/о – фронтальный опрос
т – тестирование
№ по прог-рамме | № по теме | Дата | Тема урока | Мониторинг | НРК | Применение ИКТ, использование ЦОРов | Примеч. | |
план. | факт. | |||||||
1 четверть (9ч) | ||||||||
Быт и экономика молодой семьи (7ч) | ||||||||
1 | 1 | Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи | ист. №1 | |||||
2 | 2 | Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм») | ф/о | |||||
3 | 3 | Понятие «быт семьи» | ||||||
4 | 4 | Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье | ф/о | |||||
5 | 5 | Атмосфера семьи | и/о | ист. №4, с. 59 | ||||
6 | 6 | Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями | ф/о | |||||
7 | 7 | Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Самостоятельная работа | с/р | |||||
Конфликты в семье (5ч) | ||||||||
8 | 1 | Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье | ||||||
9 | 2 | Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения | и/о | |||||
2 четверть (7ч) | ||||||||
10 | 3 | Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода | ист. №1 | |||||
11 | 4 | Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям | ф/о | |||||
12 | 5 | Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». Тестирование | Т | |||||
Ребенок в семье (14ч) | ||||||||
13 | 1 | Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек | ||||||
14 | 2 | Создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровье | и/о | |||||
15 | 3 | Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. Самостоятельная работа | с/р | |||||
16 | 4 | Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка) | ф/о | |||||
3 четверть (10ч) | ||||||||
17 | 5 | Значение родителей для ребенка (тепло, поддержка, ощущение защищенности) | ||||||
18 | 6 | Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку | и/о | ист. №2 | ||||
19 | 7 | Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку | ||||||
20 | 8 | Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку | и/о | |||||
21 | 9 | Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку | ||||||
22 | 10 | Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: младенец | ф/о | |||||
23 | 11 | Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: дошкольник | ф/о | |||||
24 | 12 | Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: школьник | ф/о | |||||
25 | 13 | Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни: подросток | ф/о | |||||
26 | 14 | Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». Тестирование | Т | |||||
4 четверть (8ч) | ||||||||
Конфликты с родителями (8ч) | ||||||||
27 | 1 | Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка | ||||||
28 | 2 | Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей | и/о | |||||
29 | 3 | Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы с детьми в дошкольном возрасте | ф/о | |||||
30 | 4 | Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста | ф/о | |||||
31 | 5 | Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: особенности подросткового возраста | ф/о | |||||
32 | 6 | Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми | ф/о | |||||
33 | 7 | Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми | и/о | ист. №3 | ||||
34 | 8 | Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». Самостоятельная работа | с/р |
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение по предмету
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по учебному плану школы | Учебная программа | Методические пособия для учителя | Инструментарий для оценивания уровня образованности воспитанников |
Этика и психология семейной жизни | 1 час | Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61 | Электронные ресурсы | Тесты по итогам прохождения тем «Конфликты в семье», «Ребенок в семье» |
Для реализации НРК:
- Электронный ресурс www.chelstat.gks.ru статистика доходов населения Челябинской области, соотношение браков и разводов в Челябинской области
- Электронный ресурс http://poezosfera.ru стихотворение Л. Татьяничевой «Сыну»
- Электронный ресурс с сайта http://www.stihi.ru стихотворение Л. Никитиной «Сыновья»
- Легенды Южного Урала (Сост. И.А. Кириллов). – Челябинск: Аркаим, 2008. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерная программа...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
примерная программа...
Рабочая программа по письму и развитию речи 6,7,9 классов школ VIII вида
рабочая программа по письму и развитию речи для 6,7,9 классов школы VIII вида...
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....