Человек и ресурсы Земли
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

аверина анастасия николаевна

 

Методическая разработка составлена на основе программы основного общего  и среднего (полного) образования по  ­­­географии (авторы: Николина В.В, Алексеев А.И., Липкина Е.К.)  и учебника . Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина География. Современный мир. 10-11 классы. Базовый уровень. Москва «Просвещение», 2010

     Данная разработка предназначена для обучающихся 10 класса, не занимающихся по программе профильного курса географии. Цель ее – изучить взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, природные ресурсы Земли, их виды, понятие «ресурсообеспеченность», природно-ресурсный потенциал разных территорий, территориальные сочетания природных ресурсов, географию природных ресурсов Земли, основные типы природопользования, геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования, пути сохранения качества окружающей среды. После изучения раздела «Человек и ресурсы Земли» обучающиеся должны знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.

     Особенностью данной разработки является использование различных методов и форм работы: лекция, практикум, конференция. После изучения темы представлен урок обобщения знаний, в котором представлены задания для сильных обучающихся, которые интересуются географией и тестовые задания для проверки знаний у всех обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по географии на тему

«Человек и ресурсы Земли»

   

Поурочное планирование темы «Человек и ресурсы Земли»

10 класс

8 часов

Урок 1

Тема: Природные ресурсы и экономическое развитие.

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

  1. Изучение структуры и функций природных ресурсов, анализ показателей ресурсообеспеченности стран.
  2. Развивать у учащихся навыки работы в режиме лекции.
  3. Воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке.

2.Лекция

План лекции.

  1. Природопользование. Масштабы природопользования.
  2. Виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории.
  3. География природных ресурсов.
  4. Ресурсообеспеченность.

Работа со схемой «Природные ресурсы»

Памятка для учащихся по работе на уроке.

  1. Внимательно следите за логикой рассуждения по ходу лекции.
  2. Вносите в тетрадь основные тезисы.
  3. Во время лекции работайте параллельно с тематическими картами.
  4. Сделайте выводы после лекции.

Приемы активизации:

Вступление:

        - сообщение плана лекции;

        - создание проблемной ситуации;

Изложение:

        - вопросно-ответный ход рассуждения;

        - прерывистое развертывание тезиса, т.е. конспектирование;

Заключение:

        - обзорное повторение по схеме;

        - вопросы на проверку понимания, усвоения материала лекции.



Природные ресурсы



Домашнее задание. § 3

Урок 2

Тема: Ископаемые ресурсы.

Тип урока: урок-практикум

Задачи:

  1. Изучение географии ископаемых ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием
  2. Развитие аналитических умений и навыков
  3. Воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала. Рассказ учителя о ископаемых ресурсах

3. Все учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточки с практическим заданием

Карточка № 1.

Используя данные таблицы и приложения учебника, рассчитайте разведанные запасы нефти на душу населения и сделайте выводы.

Разведанные запасы нефти (начало 21 в)

Страна

Запасы, млрд.т

Запасы на душу населения

Саудовская Аравия

36,0

Ирак

15,2

Кувейт

13,3

ОАЭ

13,0

Иран

12,3

Венесуэла

11,2

Россия

6,7

Ливия

3,8

Мексика

3,8

США

3,7

Китай

3,3

Карточка № 2

Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы бокситов на душу населения и сделайте выводы

Некоторые страны мира, обладающие запасами бокситов

Страна

Запасы, млрд.т

Запасы на душу населения

США

0,02

Австралия

5,8

Бразилия

1,9

Китай

0,7

Греция

0,6

Гвинея

7,4

Гайана

0,7

Ямайка

2,0

Казахстан

0,35

Россия

0,2

Суринам

0,58

Карточка № 3

Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы железных руд на душу населения и сделайте выводы

Некоторые страны мира, обладающие запасами железных руд

Страна

Запасы, млрд.т

Запасы на душу населения

США

6,9

Австралия

15

Бразилия

23

Канада

1,7

Китай

21

Индия

6,6

Иран

1,8

Казахстан

8,3

Россия

25

Швеция

3,5

Украина

30

Карточка № 4

Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы меди на душу населения и сделайте выводы

Некоторые страны мира, обладающие запасами меди

Страна

Запасы, млн.т

Запасы на душу населения

США

35000

Австралия

24000

Канада

9000

Чили

150000

Китай

26000

Индонезия

35000

Казахстан

14000

Мексика

30000

Перу

30000

Польша

30000

Россия

20000

4. Подведение итогов: обсуждение полученных данных

5. Домашнее задание § 4

        Творческая работа. Для выполнения задания используйте материалы СМИ. Можно рекомендовать охарактеризовать рынок нефти, алмазов, редкоземельных металлов (по желанию).

Охарактеризуйте мировой рынок природных ресурсов

(одного из видов природных ресурсов)

  1. Какие виды природных ресурсов продаются на мировом рынке?
  2. Какие страны являются их поставщиками?
  3. Какое место занимают развитые страны? развивающиеся страны? Как они взаимодействуют друг с другом?
  4. От чего зависят и как меняются цены на мировом рынке на природные ресурсы?
  5. Как они, по вашему мнению, будут меняться в будущем?
  6. Что необходимо предпринимать в связи с этим отдельным государствам и в целом всему человечеству?

Урок 3                                  

Тема: Земельные ресурсы

Тип урока: урок самостоятельного изучения материала

Задачи:

  1. Изучение географии земельных ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием
  2. Развитие умения самостоятельной работы с текстом учебника
  3. Воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Устный фронтальный опрос:

  1. Как вы объясните выражение геологов, что им сегодня «приходится идти все дальше и копать все глубже»
  2. Как, по вашему мнению, менялись на протяжении истории человечества состав и масштабы используемых минеральных ресурсов?
  3. Что представляет собой минерально-сырьевой потенциал России?

3. Изучение нового материала

Учащиеся самостоятельно изучают новый материал по тексту учебника и отвечают на вопросы после параграфа

4. Домашнее задание § 5

Урок 4

Тема: Водные ресурсы

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации

Задачи:

      1. Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения.

      2. Развивать умения работать с картами, статистическими материалами, умения давать сравнительную характеристику регионов и стран.

      3. Формировать бережное отношение к используемой воде.

Ход урока

I. Организационный момент

Тема нашего урока (Презентация – слайд 1) – «Водные ресурсы мира» . Цели нашего урока  (слайд  2) оценить запасы водных ресурсов мира, определить отрасли использующие данный вид ресурсов, выявить основную проблему этого вида ресурсов и предложить пути её решения. Работать вы будете на карточках. (Приложение 2)

II. Изучение нового материала

 – Чтобы достичь целей мы должны следовать плану нашего урока (слайд  3) .

План урока:

Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов.

Объём водных ресурсов.

Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов.

Использование водных ресурсов.

Основная проблема водных ресурсов и пути её решения.

1)

– Чтобы определить место  водных ресурсов в классификации видов ресурсов, восстановим схему «Виды природных ресурсов» на доске. (Карточки и магниты)

Виды природных ресурсов

______________________                                                         ____________________

_

_

_

__________                     ____________

_                                       _

_

_

_

– Определите место водных ресурсов в классификации. (Они исчерпаемые, но возобновимые).

– Что это значит?

2)

Этот вид ресурсов с течением времени может исчерпаться, поэтому актуален следующий вопрос: «Каков объём водных ресурсов мира?». Учащиеся дополняют конспект

«Объём вод Мирового океана _______. Объём пресных вод ________. Из них ______ – это льды и примерно ______ подземные воды. Всего лишь ________ – это резервуары с водой доступные человеку, т.е. реки, озёра, водохранилища.»

– Что вы можете теперь сказать об объёме водных ресурсов мира? Каков основной источник пресной воды на суше? Да, реки.

3)

Сообщение о речном стоке выступает ученица у доски, у карты (Приложение 1)

– Чтобы закрепить полученные знания  подпишите на контурных картах по 5 государств недостаточного и 5 государств избыточного водоснабжения используя атласы.

Работа со статистическим материалом. (Приложение  3)

– Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.

Вывод:

1. Неравномерность распределения запасов пресных вод.

2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям.

3. Различие в плотности населения.

4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий.

5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости  имеющихся отраслей.

4)

–  В древности человек использовал – 12-18 л воды в сутки.

В XIX в. – 40-60 литров.

В XXI в. Развитые страны на человека – 200-300 литров, в крупных городах – 400-500 литров.(Нью-Йорк – 1000 л, Париж – 500 л, Москва, С.-Петербург – 600 л. Хотя для физического выживания человеку достаточно 2 литра в сутки.  Почему такая разница?    Какие отрасли экономики используют воду в своих технологических процессах?

(Сельское хозяйство, электроэнергетика, химическая промышленность, металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт)

– Выясним, соотношение разных отраслей экономики как пользователей воды.

Для этого выслушаем сообщение __________.

(Мультимедийная презентация об использовании воды в экономике)

– Итак, какая же отрасль является ведущим потребителем водных ресурсов? Что происходит со свойствами воды после использования?

5) Перечислите проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим.

Все их можно объединить в самую главную – дефицит водных ресурсов.

– Работа по группам.

1 группа (ставлю название на парту) – «Энергетики»;

2 группа – «Металлурги»;

3 группа – «Работники химической промышленности»;

4 группа – «Работники сельского хозяйства»;

5 группа – «Экологи».

6 группа – «Работники ЖКХ».

– Ваша задача предложить пути решения дефицита водных ресурсов.

(Учащиеся думают, выступают)

– А вот такие пути решения дефицита водных ресурсов в мире предлагают учёные.

(на слайде)

1. Экономия на производстве и в быту.

2. Опреснение солёных морских и подземных вод.

3.Переброска речного стока.

4. Оборотное водоснабжение.

5. Транспортировка айсбергов.

6. Строительство водохранилищ.

7. Очищение сточных вод.

III. Подведение итогов урока

Вернёмся к целям нашего урока. Что на уроке нами было сделано?

IV. Домашнее задание § 6

Приложение №1

     Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют около 41 тыс. куб. км., но при  этом реально можно использовать менее половины этого количества.

       На земном шаре выделяются два пояса достаточного и избыточного водообеспечения это экваториальный пояс , а в северной части умеренного пояса и один засушливый (аридный)  пояс это тропический пояс.

       Наибольшими запасами пресной воды обладает азиатский регион ( почти треть всех пресных вод мира), а наименьшими – Австралия и Океания. Среди  стран мира запасами пресной воды выделяются Бразилия, Россия, Канада, Китай и Индонезия, в то время как пустынные страны испытывают резкий дефицит водных ресурсов ( особенно страны Аравийского полуострова и Северной Африки). Чрезвычайно контрастна ситуация с обеспеченностью водными ресурсами практически в каждом регионе мира: в Европе ( Южная  - Северная), Азии ( Центральная и  Юго- Западная Азия – Юго- Восточная Азия), Северной Америке ( юго-запад США и Центральная Мексика – Канада), Южной Америке ( Северное Чили – Южное Чили).

Приложение №2

Тема: Водные ресурсы мира.

1)Место водных ресурсов классификации видов ресурсов

Водные ресурсы - _________________________________________________________

_________________________________________________________________________.

2) Объём водных ресурсов. 

  Объём вод Мирового океана _______. Объём пресных вод ________. Из них ______ - это льды и примерно ______ подземные воды. Всего лишь ________ - это резервуары с водой доступные человеку, т.е. реки , озёра, водохранилища.

3) Водообеспечение речным стоком отдельных регионов и стран.

Страны с достаточной и                                                          Страны с недостаточной

избыточной обеспеченностью                                                обеспеченностью ресурсами

ресурсами речного стока                                                         речного стока на душу

на душу населения                                                                   населения

-_______________                                                                     - ______________________

- ______________                                                                      - ______________________

- ______________                                                                      - ______________________

- ______________                                                                      - ______________________

- ______________                                                                      - ______________________

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________.

4) Использование водных ресурсов.

5) Основные проблемы водных ресурсов и пути их решения.

Пути решения:_____________________________________________________________.
__________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________.
__________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________.

Главный вывод урока:

__________________________________________________________________________.

__________________________________________________________________________.

Приложение №3

План урока.

  1. Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов.
  2. Объём водных ресурсов.
  3. Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов.
  4. Использование водных ресурсов.
  5. Основная проблема водных ресурсов и пути её решения.

Тест на первичное закрепление

1.Водные ресурсы являются

    А)исчерпаемыми; Б)неисчерпаемыми; В)возобновимыми; Г)невозобновимыми.

2.Объём пресных вод Земли составляет

    А)100%; Б) 2,5 %; В) 50%; Г) 30%.

3.Избыточное водообеспечение у государства

    А) Конго; Б) США; В) ОАЭ.

4. Недостаточное водообеспечение у государства

    А) Саудовская Аравия; Б) Бразилия; В) Россия.

5. Основной проблемой водных ресурсов является

    А)дефицит ; Б) переизбыток; В) отсутствие вообще.

   


Распределение ресурсов пресной воды по регионам мира



Регионы мира

Ресурсы (тыс.куб. км)

На душу населения (тыс.куб. км)

Весь мир

Европа

Азия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия и Океания

41,0

6,2

13,2

4,0

6,4

9,6

1,6

6,8

8,6

3,6

5,2

15,2

29,0

53,3

Урок 5

Тема: Лесные ресурсы

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

  1. Изучение географии лесных ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием
  2. Развитие аналитических умений  и навыков
  3. Воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя о лесных ресурсах. Дополнительный материал. Лесной покров Земли является одним из факторов устойчивости биосферы. Биомасса, накапливаемая в лесу, составляет 90 % всей наземной биомассы. Посчитано также, что леса продуцируют около половины кислорода, поступающего в атмосферу, поглощая при этом до 50 млрд т углекислого газа, что примерно в 2 раза превышает его поступление от сжигания топлива и других источников. В начале XXI века древесина остается важным конструкционным материалом, а во многих слаборазвитых странах – основным энергоносителем. Кроме того, леса служат источником сырьевых ресурсов для пищевой, легкой, фармацевтической, парфюмерной отраслей промышленности. Леса также используются в рекреационных и иных целях.

4. Задание. Постройте столбиковые диаграммы, отражающие объемы заготовки древесины в указанных в таблице странах и структуру ее использования. Какие выводы вы можете сделать?

Заготовка и использование древесины в некоторых странах, 2005г.

Страна

Заготовка древесины, тыс. м3

Доля древесины, используемая в качестве сырья %

Доля древесины, используемая в качестве топлива %

США

540 838

90,5

9,5

Бразилия

290 476

57,9

42,1

Канада

223 500

98,2

1,8

Россия

180 000

71,9

28,1

Китай

135 435

65,6

34,4

Эфиопия

111 861

2,7

97,3

Нигерия

86 627

16,1

83,9

ДР Конго

82 994

5,1

94,9

Швеция

76 780

89,5

10,5

Финляндия

64 295

91,9

8,1

ФРГ

60 770

89,7

10,3

Франция

51 475

65,0

35,0

Уганда

46 449

9,5

90,5

Мьянма

43 060

9,0

91,0

Учащиеся строят диаграммы и делают выводы

5. Обобщение и закрепление

6. Домашнее задание § 7

Подготовить сообщения (6 человек)

Ресурсы Мирового океана. § 8

1.Состав ресурсов Мирового океана. Интенсивность использования ресурсов.

2.Размещение различных ресурсов по акватории (шельфу) Мирового океана.

3. Раскройте понятия: марикультура, аквакультура. Назовите страны, выделяющиеся по масштабам развития аква- и марикультуры.

4. Экологические проблемы использования ресурсов Мирового океана.

5.Пути и способы охраны и рационального использования ресурсов Мирового океана.

Дополнительные вопросы и задания.

1. Какие ресурсы Мирового океана будут осваиваться человечеством особенно интенсивно в будущем?

2. Какие виды загрязнения Мирового океана особенно опасны по своим последствиям? Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.

Ресурсы нетрадиционной энергетики. Рекреационные ресурсы. § 9

1.Нетрадиционные источники энергии. Преимущества нетрадиционных источников энергии перед традиционными.

2. Какие страны преуспели в использовании нетрадиционны источников энергии

3.Перспективы использования нетрадиционных источников.

Дополнительные вопросы и задания

1. Опробуйте указать наименее и наиболее благоприятные районы мира для сооружения ветровых, гелиостанций, геотермальных станций. Объясните свой выбор

Рекреационные ресурсы

1.Раскройте понятие «рекреационные ресурсы».

2.Обеспеченность регионов и стран рекреационными ресурсами.

3.Экологические проблемы использования рекреационных ресурсов. Влияние туризма на состояние окружающей среды.

Дополнительные вопросы.

1. Какие отрасли нетрадиционной энергетики, по вашему мнению, наиболее выгодны для капиталовложений в ближайшее время?

2. Какие страны мира могут получать наибольшие прибыли за счет развития рекреационного хозяйства?

Урок 6

Тема: Другие виды ресурсов

Тип урока: урок формирования новых знаний

Задачи:

  1. Сформировать представление о размещении других видов ресурсов по планете.
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, тематическими картами и устной информацией.
  3. Развивать коммуникативные навыки работы в группах.
  4. Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
  5. Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе товарища.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Мотивация на сотрудничество.

2.Изучение нового материала. Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения

Остальные учащиеся слушают сообщения        

2.Выслушайте сообщения всех членов группы. Во время устного сообщения следите за тем, чтобы прозвучали ответы, на все поставленные к данной теме вопросы. Время ответа 10 минут.

3.Обсудите ответы товарищей. Оцените ответ каждого, используя бальную систему оценки. Бланк учета качества ответа прилагается.

Ведомость оценки ответа в группе

Пункты оценки (max 3 балла) / Фамилии

1.Владение материалом:

  1. свободное владение с опорой на развернутый план
  2. владение с опорой на план и текст учебника
  3. слабое владение материалом

2.Владение навыками работы с тематическими картами:

  1. свободное чтение карты
  2. владеет слабо, допускает неточности
  3. испытывает значительные затруднения

3.Развернутый план:

  1. пункты плана сформулированы четко и кратко, раскрывают содержание параграфа
  2. пункты плана сформулированы в виде распространенных предложений, не четко
  3. работа выполнена в форме тезисного конспекта

4.Ответы на дополнительные задания к параграфу:

  1. задания выполнены полностью и правильно
  2. задания выполнены, допущены незначительные недочеты
  3. задания выполнены с ошибками

5.Использование дополнительного материала:

  1. соответствовал теме, представлен в краткой форме
  2. соответствовал теме,  содержание не структурировано
  3. материал не соответствовал теме

Критерии оценки:

- оценка «отлично» ставится, если ученик набрал 13-15 баллов

- оценка «хорошо» ставится, если ученик набрал 10-12 баллов

- оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик набрал 7-9 баллов

4. Обсуждение ответов учащихся

5. Домашнее задание § 8,9

Урок 7

Тема: Природопользование и устойчивое развитие

Тип урока: урок -конференция

Задачи:

  1. Изучить понятия «природопользование» и «устойчивое развитие».
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, тематическими картами и устной информацией.
  3. Воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала

Изучение нового материала проходит в виде конференции. Учащиеся обсуждают проблемы нерационального природопользования и устойчивого развития. Предлагают пути решения проблемы. Возможно ли устойчивое развитие в наше время.

3. Подведение итогов и выставление отметок.

4. Домашнее задание § 3-10

Урок 8

Тема: Обобщение по теме «Мировые природные ресурсы»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков

Задачи:

  1. Коррекция и закрепление знаний по теме. Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
  2. Развитие навыков анализа на основе информации СМИ.
  3. Развитие навыков устной монологической и диалогической речи.
  4. Контроль знаний по теме.

Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке.

2.Организация работы творческих пар.

В состав творческой пары включаются ребята, хорошо знающие материал и интересующиеся географией, проблемами современной мировой экономики.

Творческая пара 1.

Охарактеризуйте модель поведения США на рынке природных ресурсов.

Известно, что США входят в «тройку» лидеров мира по обеспеченности природными ресурсами. При этом США являются крупнейшим импортером природных ресурсов.

  1. Чем можно объяснить такое поведение?
  2. Каковы основные правила «игры» США на рынке ресурсов?
  3. Как вы относитесь к такой модели поведения на рынке ресурсов?
  4. Как следует действовать другим странам – экспортерам ресурсов?

Творческая пара 2.

Смоделируйте поведение России на рынке природных ресурсов в будущем.

Каким вы его видите? Ответ аргументируйте.

Известно, что Россия является крупнейшим экспортером нефти, природного газа, леса, морепродуктов и других ресурсов.

  1. Какова степень переработки ресурсов, поставляемых Россией на мировой рынок?
  2. Какова экономическая эффективность экспорта сейчас? Как она, по вашему мнению, будет изменяться в будущем?
  3. С какими проблемами может столкнуться в  связи с этим Россия?
  4. Что необходимо предпринимать нашему государству уже сейчас?

3.Организация беседы по итогам выполнения  творческого задания.

Заслушиваются ответы учащихся

Сообщения творческих пар заслушиваются после ответов по домашнему заданию. Классу предоставляется возможность задать вопросы ребятам. Вопросы могут быть как уточняющего характера, так и полемического.

Роль учителя при этом состоит в руководстве диалогом, консультировании, наблюдении.

Для учащихся класса на доске написаны образцы вопросов, которые могут быть заданы членам творческих пар.

«Не могли бы вы уточнить, ….?»

«Каково ваше мнение относительно того факта, что …?»

«Как вы объясните тот факт, что ...?»

«Если …., то …?»

«Каковы последствия….?»

«Какое значение имеет …..?» и т.д.

Вопросы для обобщения по итогам беседы:

  1. Каковы общие особенности поведения развитых и развивающихся стран на мировом рынке ресурсов?
  2. Все ли развитые страны ведут себя одинаково? Чем это объясняется?
  3. Какими для развивающихся стран могут быть последствия их современной ресурсной политики?
  4. Чем можно объяснить слабое использование вторичного сырья странами мира?
  5. С течением времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшалась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?

3.Проверочная работа. Тест.

1. Показатели ресурсообеспеченности региона (страны) – это:

1) соотношение объемов запасов ресурсов и площади региона (страны);

2) соотношение  между величиной запасов ресурсов и масштабом их использования;

3) абсолютные единицы измерения запасов ресурсов;

4) абсолютные единицы добычи ресурсов;

5) количество лет, на которые хватит разведанных запасов ресурсов при их современном использовании.

2. Три страны, занимающие ведущие позиции по объему запасов древесины в мире:

1) Македония;

2) Россия;

3) Бразилия;

4) Дания;

5) Канада;

3. Расположите перечисленные регионы мира в порядке убывания запасов нефти, которыми они обладают:

1) Африка;

2) Северная и Южная Америка;

3) Ближний и Средний Восток;

4) Австралия и Океания.

4. Расположите регионы мира в порядке убывания запасов газа, которыми они обладают:

1) Ближний и Средний Восток;

2) Африка;

3) Северная и Южная Америка;

4) Восточная Европа (включая СНГ).

5. К странам «Медного пояса» относятся:

1) ЮАР;

2) ДР Конго;

3) Ангола;

4) Замбия;

5) Ботсвана.

6. К странам, входящим в пятерку лидеров по запасам бокситов, относятся:

1) Гвинея;

2) Иран;

3) Ямайка;

4) Чили;

5) Бразилия.

7. Выберите две страны, обладающие наибольшей долей обрабатываемых земель в структуре земельного фонда:

1) Казахстан;

2) Австрия;

3) США;

4) Финляндия;

5) Венгрия

8. Выберите три страны, занимающие ведущие позиции по показателю лесистости:

1) Гвиана (Фр)

2) Россия;

3) Суринам;

4) Мексика;

5) Гайана.

9. К странам Европы, использующим гелиоэнергетические ресурсы, относятся:

1) Франция;

2) Македония;

3) Греция;

4) Испания;

5) Финляндия.

10. К странам Европы, использующим геотермальные энергетические ресурсы, относятся:

1) Болгария;

2) Франция;

3) Исландия;

4) Италия;

5) Словакия.

11. К странам, входящим в пятерку лидеров по мировому улову морепродуктов, относятся:

1) Мексика;

2) Япония;

3) Перу;

4) Бангладеш;

5) Китай.

Ответы:

1- 2,5

2 – 2,3,5

3 – 3, 2,1,4

4 – 4,1,3,2

5 – 2,4

6 – 1,3,5

7 – 2,5

8 – 1,3,5

9 – 1,3,4

10 – 2,3,4

11 – 2,3,5.

Словарь терминов по теме

Альтернативные источники энергии – источники энергии, не предполагающие сжигания ископаемых видов топлива, в их основе лежит использование энергии приливов, солнца, энергии ветра и т.д.

Аквакультура – разведение полезных организмов в водной среде.

Водообеспеченность – удельное значение естественного среднегодового стока на единицу площади или в расчете на одного человека.

Географическая (окружающая) среда – часть географической оболочки, которая непосредственно связана с деятельностью человека, осваивается им и, по мере освоения, расширяется.

Гидроэнергетический потенциал – речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии.

Комплексное использование ресурсов – безотходное использование ресурсов в быту и промышленности.

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади территории.

Марикультура (морская аквакультура) – выращивание водорослей, моллюсков, рыб и других организмов в морях, лагунах, лиманах, речных эстуариях.

Мировой земельный фонд - степень обеспеченности человечества земельными ресурсами.

Оборотное использование ресурсов – процесс повторного использования ресурсов, когда главными сырьевыми материалами становятся отходы.

Рекультивация – система мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель.

Ресурсообеспеченность - соотношение между величиной запасов и размерами их использования.

Природные ресурсы – природные объекты и явления, используемые для поддержания условий существования и повышения качества жизни людей.

Территориальное сочетание полезных ископаемых – группы близкорасположенных друг от друга месторождений минеральных ресурсов.

Экономическая (хозяйственная) оценка – анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.

Экономическая эффективность освоения ресурсов – объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.

Литература

1. География 10 кл. Поурочные планы (1 часть) /Сост. Толмачева Е.В. – Волгоград: «Учитель-АСТ», 1999. – 102с.

2. Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География, поурочные разработки, 10-11 класс. М.: Просвещение,2009

3. Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. – М.: Дрофа, 2004

4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль,1990

5. Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2002. – 155с.

6. Шатных А.В. Современный урок географии. Ч. 3: Методические разработки уроков географии в 10 классе /Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школьная пресса, 2002. – 128с.

Природопользование

Масштабы природопользования

От чего зависят?

совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, охраны и преобразования окружающей среды.

Природно-ресурсный потенциал территории

совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса

География мировых природных ресурсов

Какими факторами определяется?

Ресурсообеспеченность лесными, водными, земельными ресурсами

Р = запасы/численность населения

Р = З/Н

Что узнаем?

Ресурсообеспеченность

соотношение между величиной запасов и размерами их использования

Ресурсообеспеченность минеральными ресурсами

Р = запасы/добыча

Р = З/Д

Что узнаем?

Рациональное - ?

Виды природопользования

Нерациональное - ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...

Как человек появился на Земле:От дриопитека к человеку прямоходящему

Учёные считают, что: I.Человек никогда не жил рядом с динозаврамиII.Человек появился 2 миллиона лет назад в АфрикеIII.Человек произошёл от обезьяны, но не от обычной, а от древней.IV.Соврем...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Разработка урока географии для 10 класса "Природные ресурсы Земли и их виды"

Урок географии с использованием современныхобразоватеьных технологий...

Тест (ФЛИПЧАРТ) по теме "Человек и ресурсы Земли" 10 класс

Тест (ФЛИПЧАРТ) по теме "Человек и ресурсы Земли" 10 класс...