Разработка урока географии для 10 класса "Природные ресурсы Земли и их виды"
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Редька Наталья Владимировна

Урок географии с использованием современныхобразоватеьных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

муниципального образования Абинский район

Урок географии 10 класс

«Природные ресурсы Земли и их виды».

Выполнила:

 учитель географии МОУ СОШ № 10

Редька Наталья Владимировна

353301, Краснодарский край,

Абинский район, п.Ахтырский,

ул.Советская, 103.

П. Ахтырский

2013 г.

Цели:

  1. Расширить представление о природных ресурсах мира на основе их различных классификаций.
  2. Формировать умение определять по таблицам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
  3. Формировать экологическое мышление учащихся.
  4. Развивать мыслительные операции (анализ, умозаключение).
  5. Развивать умение работать с таблицами и картами.

Оборудование: карта «Минеральные  ресурсы мира», «Политическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы повторим виды природных ресурсов, познакомимся с географией минеральных ресурсов. Вы научитесь определять ресурсообеспеченность различных стран и регионов мира.

  1. Изучение нового материала.

- Что такое природные ресурсы?

Слайд 2.

- На какие группы можно разделить природные ресурсы?

Слайд 3.

             - Что такое земельные ресурсы?

- Какова структура мирового земельного фонда?

- Какие земли представляют ценность? (Пашни).

- В каких природных зонах сосредоточенна большая часть обрабатываемых земель? (В лесной, степной, лесостепной зоне).

Слайд 4.

        - Почему земельные ресурсы истощаются? 

Слайд 5.

        - Какие страны богаты почвенными ресурсами?

Слайд 6.

        - Как можно восстановить эти ресурсы?

Слайд 7.

         - Что такое водные ресурсы, почему они истощаются? (Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоёмов. Любая очистка не даёт 100 % результата, поэтому в будущем необходимо особое внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод).

        -Какие моря больше загрязнены: внутренние или окраинные, почему?

        -Какие моря наиболее загрязнены? (Средиземное, Северное, Красное, Жёлтое).

Слайд 8.

        - Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?

Слайд 9.

        - В чём проблема истощения биологических ресурсов?

        -Какова роль экваториальных лесов для планеты?

        -На территории каких стран произрастают экваториальные леса?

        -Каковы меры по восстановлению биологических ресурсов?

Слайд 10,11.

        -К чему может привести рост добычи минеральных ресурсов?

Слайд 12.

        - Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных регионах и странах степень ресурсообеспеченности неодинакова.

Слайд 13.

        - Что такое ресурсообеспеченность?

-Как её можно выразить? (Количество лет, на которое хватит данного ресурса, либо его запасами на душу населения). На показатель ресурсообеспеченности влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи.

3.  Практическая работа.

Слайд 14.

Задание 1.

Определите ресурсообеспеченность стран углём, используя данные таблицы.

Вывод:

Страны обеспеченны углём неравномерно. Большая часть стран, имеющие запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объёмах добычи, ресуосообеспеченность не самая большая.

Слайд 15.

        Задание 2.

        Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Вывод:

        Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углём. Среди богатых нефтью стран выделяются развивающиеся страны ОПЕК, страны Персидского залива. Для развитых стран характерны большие объёмы добычи, поэтому степень ресурсообеспеченности не высока.

Слайд 16.

        Задание 3.

        Определите ресурсообеспеченность стран газом.

Вывод:

        Ресурсообеспеченность в целом в мире не высока. Россия имеет большие запасы газа, но и очень большие объёмы добычи. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Слайд 17.

        Задание 4.

        Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами.

Вывод:

        Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углём. Ресурсообеспеченность нефтью невысока. Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа.

  1. Альтернативные источники энергии.

- Какие ресурсы требуют особенно рационального использования? (Исчерпаемые невозобновимые. Их человек не может восстановить).

- Что такое альтернативные источники энергии?

Слайд 18.

- Как можно использовать силу ветра?

Слайд 19.

- В каких районах России можно использовать ветровую энергию?

Слайд 20.

- Как можно использовать солнечную энергию?

Слайд 21,22,23,24.

- В каких районах России наиболее целесообразно использование солнечной энергии?

Слайд 25.

  1. Закрепление.

- Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

- Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углём?

- Какие страны наиболее обеспеченны нефтью, газом?

- Каким топливом мир наиболее обеспечен?

- Какие проблемы связаны с использованием исчерпаемых ресурсов?

- Какие пути решения проблем использования природных ресурсов вы считаете наиболее эффективными?

  1. Домашнее задание.

Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа.