Календарно- тематическое планирование география 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Москалёва Елена Владимировна

Календарно- тематическое планирование география 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол ■во часов

Тип урока

Элементы обязательного

минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации

1

Урок изучения нового материала

Источники географической информации

Уметь: использовать различные источники географической информации

Фронтальный

Стр.3-4

Пространства России (6 часов)

2

Географическое положение России

1

Практикум

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны;показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обос- новывать_необходимость географических знаний на современном этапе

Тематический контроль в различных формах: зачет, географический диктант,

решение задач на поясное время

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей родины. Решение задач на определение поясного времени

Пг.1

3

Моря, омывающие территорию России

1

Практикум

Пг.2

4

Как осваивали и изучали территорию России

1

Семинар

пг.4

5

Как осваивали и изучали территорию России

1

Семинар

Пг.4

6

Россия на карте часовых поясов

1

Урок изучения нового материала

Пг.3

7

Итоговый урок по теме

1

Зачет

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (19 часов)

Рельеф и недра России (5 часов)

8

Особенности рельефа России

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;

определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи

Тестовая самостоятельная работа

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Воздействие рельефа на жизнь людей

Пг.6

9

Геологическое строение территории нашей страны

1

Изучение нового материала

Пг.5

10

Минеральные ресурсы России

1

Практикум

Пг.7

11

Развитие форм рельефа

1

Практикум

Пг.8

12

Подведение итогов темы.

Урок систематизации и обобщения знаний (практикум)

Климат и климатические ресурсы (6 часов)

13

От чего зависит климат нашей страны

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов,антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

Фронтальный устный опрос

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте

Пг.9

14

Циркуляция воздушных

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.9 до конца

15

Распределение

осадков. Коэффициент увлажнения.

Пг.10

16

Типы климатов России

1

Исследование

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.10 до конца

17

Зависимость человека от климатических условий

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос

Пг.11

18

Климат и климатические ресурсы

1

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Индивидуальный устный опрос

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характери-

Фронтальный устный опрос

Характеристика реки с точки зрения

Пг.12

20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

Практикум

территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Многолетняя мерзлота

стики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

Анализ карт, фронтальный устный опрос

ее хозяйственного использования.

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своего региона и Западной Сибири

Пг.13

21

Водные ресурсы. Охрана вод

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.14

22

Внутренние воды и водные ресурсы

1

Урок повторения и обобщения (исследование)

Индивидуальный устный опрос

Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

23

Образование почв и их разнообразие

1

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель

Фронтальный устный опрос

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

Пг.15

24

Закономерности

распространения

почв

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.16

25

Почвенные ресурсы

1

Конференция

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.17

Растительность и животный мир (4 часа)

26

Растительный и животный мир России

1

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико- географическое районирование России

Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

Индивидуальный устный опрос

Пг.18

27

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

Исследование

Фронтальный устный опрос

Пг.19

28

29

Природно- ресурсный потенциал России

Подведение итогов темы.

1

Практикум

Урок систематизации и обобщения знаний (практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.20

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (5 часов)

30

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

Урок изучения нового материала

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое при- родно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использова-

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Индивидуальный устный опрос

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

Пг.21

31

Моря как крупные ПК

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

Пг.22

32

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.23

33

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.24

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

Высотная поясность

1

Урок актуализации знаний и умений

ние, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.25,26

Природа регионов России (19 часов)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

1

Урок изучения нового материала

Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто- рико-географические этапы развития района.

Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Фронтальный устный опрос

Пг.27

36

Природные комплексы Русской равнины

1

Семинар

Анализ карт,, фронтальный устный опрос

Пг.28

37

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Русской равнины.. Охраняемые объекты

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.29

Индивидуальный устный опрос

38

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

1

Путешествие

Анализ карт, фронтальный устный опрос

      39

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос, тестирование

Пг.31

40

Урал - «Каменный пояс» земли Русской

1

Игра

Индивидуальный устный опрос

Пг.32

41

Своеобразие природы Урала

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

Пг.33

42

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.34

43

Западно- Сибирская низменность

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.35

44

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

1

Практикум

Анализ карт

Пг.36

45

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории,история освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос, тестирование

Пг.37

46

Природные районы Восточной Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос

Пг.38

47

Жемчужина Сибири - Байкал

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный устный опрос

Пг.39

48

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.40

49

Дальний Восток - край контрастов. ГП, состав территории. История освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.41

50

Природные комплексы Дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.42

51

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Исследование

Индивидуальный устный опрос, тестирование

Пг.43

52- 53

Природа регионов России

2

Урок систематизации и обобщения знаний (игра)

Тестирование. Индивидуальный опрос

Человек и природа (5 часов)

54

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Урок изучения нового материала

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические про-

Индивидуальный устный опрос

Пг.44

55

Географический фактор в развитии общества

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

Пг.44 до конца

56

Антропогенное воздействие на природу

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.45

57

Рациональное природопользование

1

Практикум

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

Пг.47

Рациональное природопользование.

1

Семинар

Экологическая ситуация в России

гнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила

Пг.46

58

Экологическая ситуация в России

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.47

59-69

Курская область.

10

Резерв времени - 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование 7 класс география

календарно - тематическое планирование по географии, 7 класс,...

Календарно тематическое планирование география 8 класс

календарно тематическое планирование...

Календарно- тематическое планирование география 6 класс

Календарно- тематическое планирование география 6 класс...

Календарно- тематическое планирование география 7 класс

Календарно- тематическое планирование география 7 класс...

Календарно- тематическое планирование география 9 класс

Календарно- тематическое планирование география 9 класс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 10 КЛАСС

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 10 КЛАСС...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 11 КЛАСС

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 11 КЛАСС...