Календарно- тематическое планирование география 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Москалёва Елена Владимировна

Календарно- тематическое планирование география 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол -во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Допол- нитель- ный материал

Формы контроля

Практические работы

До- машнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (14 часов)

Геополитическое положение России (4 часа)

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. По- литико-

административное устройство России

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте

Фронтальный устный опрос

Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве

Стр.3-4

2

Российская Федерация.

1

Пг.1

3

Географическое положение России. ЭГП и транс- портно- географиче- ское положение

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный контроль

Пг.2.3

4

Государственная территория России.

1

Практикум

Работа с контурной картой

Пг.4

Население Росси и новых независимых государств (5 часов)

5

6

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост

Национальный состав населения России

1

Практикум

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения,типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах разви-

Знать:численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности го- * рода России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, ак-

Фронтальный устный опрос

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономных областей, входящих в состав РФ.

Определение плотности населения, доли городского и сельского на-

Пг.5,6

1

7

Миграции населения. Расселение населения

1

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

Пг.8

8

Городское и сельское население. Расселение населения

1

Практикум

тия страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонацио- нальность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфес- сиональность. География религий

тивное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

селения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране

Пг.9

9

Население России

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Индивидуальный устный опрос

Экономика Российской Федерации (3 часа)

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем

10

Структура экономики России

1

Урок актуализации знаний и умений

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

пг.10

11

Проблемы ресурсной основы экономики России

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.11

12

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

Пг.12

13

Научный комплекс - вершина экономики России

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.13

Раздел II. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (21 час)

14

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

1

Урок изучения нового материала

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно- хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучена географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и

Фронтальный устный опрос

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Пг.14

15

Факторы размещения отраслей машиностроения

1

Практикум

Фронтальный устный опрос.

Пг.15

16

География машиностроения

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.16

17

Военно- промышлен- ный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.17

18

Роль и особенности ТЭКа

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Составлять характеристику месторождении топливных ресурсов по картам и статистическим материалам

человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализа

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.18

19

Топливная промышленность

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

Пг.19

20

Электроэнергетика России

1

Семинар

ции, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных

источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.20

21

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Состав и значение металлургического комплекса

Металлургический комплекс

1

Урок изучения нового материала

Урок актуализации знаний и умений

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в

хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической пром

Пг.21,22

22

География металлургического комплекса .Чёрная металлургия

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

сти по картам и статистическим материалам

Пг.23

23

Цветная металлургия.

1

Практикум

24

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения.  

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.25,26

25

Лесная промышленность

1

Практикум

Фронтальный опрос

Пг.27

26

Состав и значение АПК

1

Урок изучения нового материала

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь раз

работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Определение эффективности размещения отраслей пи- щевои промышленности.

Пг.28

27

Земледелие и животноводство

1

Практикум

вития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения произ

Фронтальный опрос

Пг.29

28

Пищевая и легкая промышленность

1

Семинар

водств пищевой и легкой промышленности

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг30

29

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. Виды транспорта  

1

Урок изучения нового материала

Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, поня

Фронтальный опрос

Пг.31

30

Сухопутный транспорт

1

Семинар

тие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности

работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.32

31

Водный и другие виды транспорта.

1

различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей,

Фронтальный опрос

Пг.33

32

Свяэь, сфера обслуживания

1

крупные транспортные центры

работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Пг.34

33

Обобщение по раэделу « Межотраслевые комплексы»

1

Раздел III. РЕГИОНЫ РОССИИ (24 часа)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

34

Районирование

территории

России

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.35

Западный макрорегион - Европейская Россия (18 часов)

35

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения:зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно- хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

Пг.36,37

36

Население и главные черты хозяйства.

Пг.38

37

. Узловые районы Центральной России

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Изучение

внешних терри-

ториально-

производствен-

ных связей

Центральной

России

Пг.39

38

Центральный район

1

Работа с контурной картой, индивидуальный,

Пг.40

39

Волго-Вятский и ЦЧР.

 фронтальный опрос, тест

ПГ.41

40

Общая характеристика Се- веро-Западной России

1

Урок-

путеше-

ствие

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пг.42

41

Европейский Север: ЭГП, особенности природно- ресурсного потенциала

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двин- ско-Печерского района

Пг.43

42

 Население

1

Практикум

Пг.44

43

Хозяйство

Европейского

Севера

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.45

44

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.46

45

Население  

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.47

46

Хозяйство района

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

Пг.48

47

Поволжье: ЭГП,природные условия и ресурсы

1

Урок изучения но-1 вого материала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.49

48

Население и

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.50

49

Хозяйство района

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

Пг.51

50

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг52

51

Население

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы). Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

Пг.53

52

Хозяйство района

1

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.54

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 часов)

53

Восточный макрорегион - азиатская Россия

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения:зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно- хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.55,56

54

Западная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пг.57

55

Восточная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пг.58

56

Дальний Восток: особенности развития

1

Семинар

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пг.59

57

58-59

Обобщение по разделу « Региональная часть курса»

Хозяйство Курской области.

1

11

Урок повторения и обобщения

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

1 час- резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование 7 класс география

календарно - тематическое планирование по географии, 7 класс,...

Календарно тематическое планирование география 8 класс

календарно тематическое планирование...

Календарно- тематическое планирование география 6 класс

Календарно- тематическое планирование география 6 класс...

Календарно- тематическое планирование география 7 класс

Календарно- тематическое планирование география 7 класс...

Календарно- тематическое планирование география 8 класс

Календарно- тематическое планирование география 8 класс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 10 КЛАСС

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 10 КЛАСС...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 11 КЛАСС

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ «ГЕОГРАФИЯ МИРА» 11 КЛАСС...