Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»
статья по географии на тему
Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_celepolaganie.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 31.10.2012 г.
Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа. Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия
|
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Современная педагогика требует умения ставить цели урока самим детям. Сейчас я хочу вам продемонстрировать один из этапов урока, который называется целеполагание.
Текст из разработки урока №6 «Ориентирование на местности»
- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
- А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки.
Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - богатым будешь. (показ слайда – картина Васнецова)
– Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться – направо, налево, прямо…(ответ уч-ся)
- А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».)
- Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (показ слайда - фотография леса)
- Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
- Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? (слайд)
Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности». Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Цель сегодняшнего урока: (слайд)
- научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Вот так проходит этап Целеполагания на уроке современного типа. И хочу ещё раз вернуться к таблице, где сравнивается традиционный урок и урок современного типа. Можно сделать вывод, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации урока
Данная презентация поможет при подготовке к любому уроку. Например, как оценить интерес учащегося к уроку или как провести экспресс - опрос в конце урока....
Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС.
Главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока. Немаловажен пе...
Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС
Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС. Что нужно уителю учитывать при подготовке к уроку по программе ФГОС.Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...
Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»...