«Взаимодействие общества и природы»
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Малярчук Лариса Васильевна
Конспект интегрированного урока (география, обществознание)
на тему:Взаимодействие общества и природы.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока (география, обществознание)

на тему:Взаимодействие общества и природы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1.ФИО (полностью):        Малярчук Лариса Васильевна

2.Место работы:         ГБОУ СОШ №1238 г.Москва

3.Должность:        учитель географии,экологии.

4.Предмет:                география         

5.Класс:                     10

6.Тема и номер урока в теме:         Взаимодействие общества и природы, урок №1

7.Базовый учебник: В.П.МАКСАКОВСКИЙ. «География 10 класс»

М.: Дрофа, 2010

8.Цель  урока: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;

9. Задачи:

Образовательные – продолжить формирование понятий  «окружающая среда», «географическая среда»,  «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие – развить умения работы с  терминами; учебно-организационные  и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательные –  привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления

10.Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.

11.Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая; 

12.Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый:  работа с географическими картами, решение практических задач;  работа с компьютерными тестами (ЭОР)

13.Необходимое техническое оборудование: таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал  для показа, презентация, компьютер, проектор, материалы СМИ

Урок личностно-ориентированной и развивающей направленности:
поэтапного формирования умственных действий, совершенствования общеучебных умений и навыков, проблемного обучения;

Тема: Взаимодействие общества и природы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент организация работы в классе. 

1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление (учебно-организационные  и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование. 

  1. Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме  методом организации поиска информации. 

Работа С ЭОР №1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия

(шаг 1-2, 7 минут)

  1. Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.
  2. Каждый учащийся получает для работы на уроке «навигатор» по каждому элементу. Приложение №1.

Задание :

- Объясните, что такое «природа», «общество»?

- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).

Примерные ответы:

Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.

Биосфера – «живая оболочка Земли» - часть природы, населённая живыми организмами.

Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.

Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.

Окружающая среда  - среда обитания человека и существования человеческого общества.

Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.

Индивидуальные  задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

 - Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных  и т.д.)

 - Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)

- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)

2 элемент:

  1. Глубокое осмысление сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание) с попутным конспектированием в тетради, беседа 
  2. Работа с ЭОР №2 Загрязнение окружающей среды. И1 (7 мин.)

Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:

а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.

б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.

в) кризисное  - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое – начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.

  1. Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса: 

Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?
(Ребята дают  предварительные ответы)

  1. Запоминание и выборочный контроль - Разрешение проблемной ситуации эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Изменения в природе под влиянием деятельности человека»  (сворачивание информации  в логическую цепь). Приложение №2.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Основной лозунг(характеристика)

последствия

Господство ручного труда

Машинное производство

Дальнейшее выживание человечества

ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.

Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий небольшой диалог.  (Диалог Оптимиста и Пессимиста подготовлен предварительно )

3 элемент:

  1. Глубокое осмысление и выборочный контроль - самостоятельная работа с источником информации  (учебник, справочник, таблица «Рациональное природопользование»), беседа 

вспомните или найдите ответы на вопросы в статье «Природопользование» Прил. №3

- Что означает термин «природопользование»? (совокупность мер по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды)

- Какие выделяют типы природопользования? (нерациональное и рациональное)

- Выделите главные черты каждого типа.    (Свернуть информацию в схему) и приведите примеры на каждый тип

                                         Природопользование

                       ?                                                                             ?                        

- Какие выделяют типы хозяйствования? (экстенсивное и интенсивное).

- Выделите главные черты каждого типа.

4.Запоминание  -  фотовикторина по типам природопользования: распределить фото по типам (по номерам) Приложение №4

  1. Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного? (Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1\4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1\8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»
  2. Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.
  1. Итоги урока – фронтальная работа:  самооценка работы в течение урока по методике «План»  (ребята составляют план урока и дают  оценку уровня усвоения по каждому пункту) 

3 –мне всё понятно

2–мне кое-что не понятно

1–мне многое не понятно

  • Определение понятий  «окружающая среда», «географическая оболочка»,  «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».
  • Основные этапы развития отношений между природой и обществом. Причины изменений в природе под влиянием деятельности человека.
  • Типы природопользования, типы хозяйствования.

Приложение №1

 1 элемент урока 

1.Вспомните и объясните:

- Объясните, что такое «природа», «общество»?

- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

2.Используя информацию в учебнике стр. 25

- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( предложите определения данных понятий  и ответьте на вопрос).

 3.Индивидуальные  задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

 - Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству?

 - Как возникла географическая среда?      

- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя (запись в тетрадь)

2 элемент урока.

1.Прослушать сообщение о современном состоянии географической среды и законспектировать основные оценки.

2.Сформулировать ответ на вопрос: Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе- в чем причины экологического кризиса?3.Прослушиваем сообщение о 3-х этапах во взаимодействии общества и природы и записать в виде цепочки:

Этап---- основной лозунг-----последствия.

3 элемент урока.

Работа с ЭОР № 3. Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. Контроль (выполнение тестовых заданий – 6 мин.)

  1. Итоги урока –   самооценка работы в течение урока по методике «План»  (ребята составляют план урока и дают  оценку уровня усвоения по каждому пункту)  

3 –мне всё понятно

2–мне кое-что не понятно

1–мне многое не понятно

Приложение к плану-конспекту урока на тему:

«Взаимодействие общества и природы»

Таблица 2.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресур-са

Форма предъявле-ния информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия

Информационный

Лекция с иллюстрациями

http://www.fcior.edu.ru/card/23122/chelovek-priroda-obshestvo-problemy-vzaimodeystviya.html

2

Загрязнение окружающей среды. И1

Информационный

текст

http://www.fcior.edu.ru/card/2123/zagryaznenie-okruzhayushey-sredy-i1.html

3

Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. Контроль

Контрольный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/23276/chelovek-priroda-obshestvo-problemy-vzaimodeystviya-kontrol.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие общества и природы» Урок №1

Слайд 2

Взаимосвязь человека, общества и природы Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую более 4 миллиардов лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата. Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья. Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие человеческого общества с природой?

Слайд 3

По меньшей мере , 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды. Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в результате неизвестных природных причин. Однако с тех пор, как 10 000 лет назад зародилось земледелие, в результате человеческой деятельности скорость исчезновения видов возросла в миллионы раз и предполагается, что такая тенденция сохранится в ближайшие десятилетия. Истощение и разрушение природной среды

Слайд 4

Основными, связанными с деятельностью человека факторами, которые способны подвергнуть виды угрозе, опасности или исчезновению, являются: Уничтожение или нарушение мест обитания, связанные с хозяйственной деятельностью Загрязнение окружающей среды Рост населения Промысловая охота Контролирование вредителей и хищников для защиты домашнего скота, сельскохозяйственных культур и для охоты Случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экосистемы

Слайд 5

Исторический период Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом Античность Природа - совершенный космос , противоположный хаосу. Принцип - жизнь в согласии , в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое. Средневековье Природа - результат творения Бога , нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом - душой. Принцип - возвышение над природой. Отношение к природе, а в месте с тем н к греховному ее порождению - человеческому телу - как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе, поскольку природа - результат Божественного творения, считалось, что человек , наделённый искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога. Возрождение Природа – источник радости и наслаждения. Принцип - единение человека и природы . Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека

Слайд 6

Исторический период Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом Новое время Природа - объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип - господство человека над природой посредством развитии науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой. Современность Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа - уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека Принцип - партнерство, сотрудничество , открытый диалог человека и природы

Слайд 7

Общество Действуют люди, наделенные сознанием и целеполаганием Природа Действуют слепые бессознательные силы Гармоничная Конфликтная Взаимосвязь общества с природой

Слайд 8

Формы взаимодействия человека и природы Экологическая Экономическая сохранение, охрана, восстановление природных богатств потребление природных богатств, как восполнимых, так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении, истощении и разрушении

Слайд 9

Ученые выделили глобальные проблемы человечества Исчезновение биологических видов Климатические изменения, вызванные деятельностью человека Продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления природных ресурсов

Слайд 10

Обожествление природы, бережное к ней отношение Истребление природы Сохранение оставшегося и восстановление уничтоженного Историческая линия, характеризующая взаимодействие человека и природы. Природа без человека может развиваться, а человек без природы прекратит свое существование.

Слайд 11

Итоги урока самооценка работы в течение урока по методике « План » 3 – мне всё понятно 2– мне кое-что не понятно 1– мне многое не понятно Спасибо за работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие общества и природы

В работе представлена история взаимодействия общества и природы. Приведены состояния природной среды. Даны необходимые определения и термины....

Взаимодействие общества и природы

Презентация подготовлена для учащихся 10 х классов по теме урока "Взаимодействие общества и природы"....

"Взаимодействие общества и природы"

презентация используется на уроках географии...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 10КЛ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ГЕОГРАФИИ 10КЛ...

Влияние экологии на демографию г. Липецка. (“Социальная экология. Взаимодействие общества и природы”)

Влияние экологии на демографию г. Липецка.(“Социальная экология. Взаимодействие общества и природы”)...

Взаимодействие общества и природы

Презентация используется на уроках географии в 10 и 11 классах как иллюстративный материал...

Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"

Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии....