Взаимодействие общества и природы
презентация к уроку по географии (10 класс)

Курчаткина Марина Васильевна

Презентация используется на уроках географии в 10 и 11 классах как иллюстративный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vzaimodeystvie_obshchestva_i_prirody.ppt654 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие общества и природы Выполнила учитель географии МАОУ «Лицей « 36» Курчаткина М.В

Слайд 2

Современный человек, особенно городской житель, на первый взгляд мало зависит от природы. Его окружают добротные отапливаемые дома, заводы и фабрики; транспорт движется по асфальтовым мостовым; реки закованы в гранит; мало зелени. Даже в сельской местности к жилью подступают распаханные поля, а лес порой голубеет лишь на горизонте...

Слайд 3

Но это обманчивое впечатление. Все вокруг нас: строения и машины, продукты питания и предметы потребления, сырье, над которым мы трудимся, наконец, энергию, которую расходует человек (будь то мышечная или умственная энергия или энергия, приводящая в движение мощные машины), — все это люди черпают из закромов природы.

Слайд 4

Но природа для человека не только источник продуктов питания и сырья для промышленной переработки. Человек — сам часть природы — нуждается и в благоприятной среде жизни с чистой водой и воздухом; в местах отдыха с красивыми пейзажами, среди которых особенно хорошо восстанавливаются душевные и физические силы; в нетронутых просторах для охоты и туризма.

Слайд 5

Ученые считают необходимым сохранять все дикие растения и животных как материал для введения в культуру и одомашнивания или гибридизации. Кроме того, инженеры находят в природе много такого, что они могут перенести в технику. Надо так использовать природу, чтобы она не теряла всех своих полезных и необходимых для человека качеств.

Слайд 6

С развитием цивилизации растут и запросы каждого человека к разнообразию пищи, удобству одежды, благоустройству жилищ. И обществу нужно все больше различных природных богатств. Их добыча и последующее превращение в продукты питания и предметы потребления — главная цель производства

Слайд 7

Для того чтобы извлекать из природы эти богатства, люди создали мощные производительные силы и «наступают» на природу, оснащенные современной техникой.

Слайд 8

Сложные и разнообразные машины обрабатывают поля и убирают урожай, бурят скважины глубиной более 7 км и вгрызаются в пласты горных пород; электропилы валят лес, а древесину вывозят воздушной трелевкой; целые флотилии сейнеров во главе с плавучими заводами ловят рыбу, обнаруженную в глубинах океана радиолокаторами.

Слайд 9

И нескончаемым потоком — на кораблях и в поездах, на автомашинах и самолетах, по трубопроводам и линиям электропередач — продукты питания и строительные материалы, сырье и энергия, пройдя переработку на фабриках и заводах, текут в города и поселки к людям.

Слайд 10

Проходит ли это бесследно для природы? Конечно нет. Девственная природа Земли давно и значительно изменена человеком. Общая площадь возделанных земель, включая пашни, плантации, сады и виноградники, достигла 1400 млн. га, а площадь лугов и пастбищ, используемых в сельском хозяйстве, почти вдвое больше — 2600 млн. га. Вместе они занимают около 30% суши. Примерно столько же — на 1—2% больше—занимают теперь леса; на огромных площадях они вырублены и уступили место культурным ландшафтам.

Слайд 11

Для нужд водоснабжения и орошения из различных источников забирается 2000 км 3 воды, из них 150 км 3 безвозвратно. В засушливых районах целые реки полностью используются для орошения полей, а в некоторых индустриальных районах нехватка воды не позволяет строить новые предприятия.

Слайд 12

Влияют на состояние природы и различные «побочные явления», сопутствующие производству. Например, при добыче полезных ископаемых из шахт и карьеров на поверхность Земли поднимается много пустой породы, в два с лишним раза превосходящей объем добываемого угля, а при добыче руд на ее долю приходится 3/5 объема. Пустые породы часто идут «в отвал», или из них растут пирамиды «терриконников».

Слайд 13

Кроме того, люди засоряют природу различными отходами производства, промышленными и бытовыми стоками, шлаками. Так, при сжигании угля 22% его веса остается в виде золы. Велики отходы металлургии и химии, многих отраслей пищевой промышленности.

Слайд 14

Наконец, при неправильном ведении сельского хозяйства наносится значительный ущерб земельным угодьям. охраны земель подсчитала, что, если бы всю почву, вымываемую за один год с полей США, погрузить в железнодорожные вагоны, получился бы состав, который 18 раз опоясал бы земной шар.

Слайд 15

Таким образом, человечество немало уже извлекло из природы, заняло большие площади Земли под свои нужды, многое изменило. Естественно, возникают вопросы: хватает ли сейчас богатств природы и хватит ли их в будущем? Каково будущее природы нашей планеты?

Слайд 16

Эти вопросы многие века волнуют всех, кто думает о будущем человечества. И дают они ответы часто прямо противоположные. Почему? Дело в том, что с природой взаимодействует не группа людей, даже не просто все человечество, а классовое общество, развивающееся по социальным законам. И на характере ответов на поставленные вопросы, на подходе к решению проблемы сказываются общественные отношения людей, интересы классов, к которым они принадлежат, цели, которые они преследуют. В зависимости от того, с какими классами связаны ученые или общественные деятели, широта их взглядов, понимание перспектив исторического развития общества, выбираемые факты и их анализ оказываются различными.

Слайд 17

Само собой разумеется, что ни в рабовладельческом, ни в феодальном обществе власть имущие не ставили целью создать хорошие условия жизни для рабов или крепостных: они заботились лишь о своем могуществе, своих богатствах, а при их нехватке стремились поправить дела за счет набегов на владения соседей.

Слайд 18

Человечество стоит на развилке своего жизненного пути: развитие технологий и науки уничтожит нашу планету, либо поможет справиться со всеми проблемами, которые люди сами себе создали. Технический прогресс сделал реальностью то, о чём несколько десятилетий назад никто не мог даже мечтать: семимильными шагами идут вперёд медицина, биология, физика, химия и другие отрасли научного знания. Но не окажется ли наша цивилизация там, куда обычно приводят дороги, выстланные благими намерениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие общества и природы

В работе представлена история взаимодействия общества и природы. Приведены состояния природной среды. Даны необходимые определения и термины....

«Взаимодействие общества и природы»

Конспект интегрированного урока (география, обществознание)на тему:Взаимодействие общества и природы.ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ....

Взаимодействие общества и природы

Презентация подготовлена для учащихся 10 х классов по теме урока "Взаимодействие общества и природы"....

"Взаимодействие общества и природы"

презентация используется на уроках географии...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ 10КЛ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ГЕОГРАФИИ 10КЛ...

Влияние экологии на демографию г. Липецка. (“Социальная экология. Взаимодействие общества и природы”)

Влияние экологии на демографию г. Липецка.(“Социальная экология. Взаимодействие общества и природы”)...

Программа элективного курса для 10 класса "История взаимодействия общества и живой природы"

Данная авторская разработка представляет собой интегрированный элективный курс на основе материала истории, обществознания, географии и экологии....