Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.
план-конспект урока по географии по теме

Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).

 

Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.

 

Задачи:

1. Обучающие:

- подвести итоги изучения литературного произведения;

- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Развивающие:

- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.

3. Воспитывающие:

- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;

- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;

- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.

 

Формируемые компетенции:

1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).

3. Коммуникативная (дети общаются в группах).

4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).

 

Форма работы – групповая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon на реке Ангаре41 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.

(Мащиц О.В. и Артемьева Е.В.)

Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).

Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.

Задачи:

1. Обучающие:

- подвести итоги изучения литературного произведения;

- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Развивающие:

- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.

3. Воспитывающие:

- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;

- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;

- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.

Формируемые компетенции:

1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).

3. Коммуникативная (дети общаются в группах).

4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).

Форма работы – групповая.

Оборудование к уроку:

1. Картонки пяти различных цветов (для формирования групп).

2. Распечатки заданий для работы в группах.

3. Ватман, карандаши, фломастеры.

4.Учебники ЛВС.

5. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Дети садятся в группы в соответствии с цветом картонки.
  2. Вступительное слово учителей. Актуализация знаний.

- Сегодня у вас пройдет необычный урок, который проведут сразу два учителя: ЛВС и географии. Сегодня мы отправимся с вами в литературно-географическую экспедицию. А куда мы с вами отправимся, вы сейчас догадаетесь. (Учитель литературы читает отрывок из рассказа В.Г.Распутина «На реке Ангаре»).

- Куда мы отправимся в экспедицию? (По реке Ангаре).

-Откуда был прочитан отрывок?

- Кто автор этого рассказа?

-Что вы помните о Распутине?

Вопрос учителя географии:

- Где родился этот писатель?

- Можно ли на карте показать это место?

Вопрос:  Мы отправляемся по реке Ангаре, а какая она - Ангара? (Дети отвечают, все ответы записываются) Перед началом работы в группах звучит песня «По Ангаре». Демонстрируются виды Ангары.

  1. Работа в группах. Мы отправляемся в экспедицию, каждая группа получит свое путевое задание и в конце представит отчет о проделанной работе на ватманах.

1-я группа «Литераторы-исследователи». Задание - исследовать образ главного героя и повествователя в рассказе В.Г.Распутина «На реке Ангаре» и ответить на вопросы:

- Кто является главным героем?

- Какую роль играла река в его жизни? (А в жизни его односельчан?)

- Какие моменты в жизни главного героя связаны с рекой?

- Повествователь – это мальчик или взрослый человек, когда-то бывший мальчиком? Почему вы так решили?

2-я группа «Литературоведы». Задание – исследовать художественные средства, с помощью которых Распутин создает образ реки.

- Найти в тексте описание реки в различные времена года и времена суток.

- Выписать прилагательные, характеризующие реку, и глаголы, рисующие ее действия.

- Какие это художественные средства?

3-я группа «Чтецы». Задание – подготовить выразительное чтение отрывков из рассказа Распутина «На реке Ангаре».

- Найти наиболее интересные, яркие моменты в рассказе, описания Ангары.

- Выразительно прочитать.

- Сделать иллюстрации.

4-я группа «Экологи». Задание. Как вы думаете, почему рассказ заканчивается словами: «Он был еще мальчик и других опасностей для реки не знал»? А какие опасности для реки знаете вы?

- Перечислите экологические проблемы реки Ангары.

- Предложите пути их преодоления.

5-я группа «Гидрологи». Задание – представить географическое описание реки Ангары.

- Откуда река вытекает? Какие имеет названия?

- Каковы ее гидрологические характеристики?

- Какие водохранилища расположены на Ангаре?

- Покажите на контурной карте Ангару и подпишите водохранилища.

Работают в группах 10 минут. Учителя помогают, дают советы, направляют работу.

  1. Афиширование результатов работы в группах. Каждая группа представляет отчет о проделанной в экспедиции работе, защищает его. Учителя литературы и географии комментируют выступления.

  1. Итоги работы. Итак, мы увидели с вами разную Ангару: какой ее видел Распутин до того, как на ней построили водохранилище, Ангару глазами шестилетнего мальчика, глазами ученого-гидролога, поговорили об экологических проблемах реки. Изменилось ли ваше представление об Ангаре? Если да, то какими словами вы бы охарактеризовали Ангару в конце урока? (Что будут говорить дети, записать на доске, сравнить изменились ли представления о реке.)

  1. Домашнее задание. Написать сочинение «Моя Ангара». Звучит песня «По Ангаре».

СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ  :))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"

  Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....

Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"

Цели:1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творч...

Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов

Тема урока:  «Думы беглеца на Байкале» Д. ДавыдовСтихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. Цель:-  Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолеваю...

Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).

В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом,  не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся  к слову....