Урок литературы Восточной Сибири. 6 класс. «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Тархова Наталья Борисовна

Тема урока:  «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Стихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения. 

Цель:

-  Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолевающему тяжелейшие испытания.

- Формировать навыки аналитической работы с текстом.

Оборудование: репродукции  с изображением ветра «Баргузин», презентация урока.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока ЛВС26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №14              

Из лирики сибирских поэтов

Тема урока:  «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Стихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения.

Цель:

-  Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолевающему тяжелейшие испытания.

- Формировать навыки аналитической работы с текстом.

Оборудование: репродукции  с изображением ветра «Баргузин», презентация урока.

Содержание урока

Скороговорки:  проговариваем Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.    Записываем Лавировали корабли, лавировали да не вылавировали.

Проверка домашнего задания:

  1. Выразительное чтение «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдова

Закрепление изученного материала:

  1. «Учимся задавать вопросы»

Фома выполнения задания: работа в парах.

Инструкция: прочитать стихотворение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:

1.Вопросы: кто? что делал?  где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?

2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

3. Вопросы о причинах и следствиях: почему?  зачем? что из этого получилось?

4. Вопросы - предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование:  что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?  

6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо?   чем один герой отличается от другого?

7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой?  Понравилось ли вам..?

8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?

 Критерии оценивания:

- Умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст;

- Умение выделять субъект и предикат текста.

Предика́т (лат. praedicatum — заявленное, упомянутое, сказанное) — это то, что утверждается о субъекте. Субъектом высказывания называется то, о чём делается утверждение.

  1. Проверка вопросов. Оценивание по критериям.
  2. Проверочная работа
  1. Назови автора  и произведение: (2б)

Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.

2.Дай определение словам: (3б)

Очерк –

Эпитет – 

Метафора

3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _    _ _ _ _ _в. (2б)

4. Кто написал  «Воспоминание сибиряка»?  (1б)

5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)

….была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.

6.Вставь слова: (2б)

Славное море — ________________ Байкал,  (привольный)

Славный корабль — омулевая бочка...

Ну,_____________, пошевеливай вал...

Плыть молодцу недалечко.

4. Домашнее задание: предварительное задание о поэтах-декабристах: Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Бестужев (Марлинский, Александр Иванович  Одоевский)

5. Итоги урока. Рефлексия:

-Что нового узнали?

- Чему научились?

-Понравился ли вам урок?

 - Как ты думаешь, насколько тебе удалось справиться с выполнением заданий?

-Что при выполнении заданий показалось тебе наиболее трудным? Почему?

Для ответа используй таблицу:

Самое трудное

Почему трудно

Спасибо за урок

Задание  «Учимся задавать вопросы»

Инструкция: прочитать произведение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:

1.Вопросы: кто? что делал?  где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?

2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

3. Вопросы о причинах и следствиях: почему?  зачем? что из этого получилось?

4.Вопросы - предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование:  что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?  

6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо?   чем один герой отличается от другого?

7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой?  Понравилось ли вам..?

8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?

Задание  «Учимся задавать вопросы»

Инструкция: прочитать произведение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:

1.Вопросы: кто? что делал?  где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?

2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

3. Вопросы о причинах и следствиях: почему?  зачем? что из этого получилось?

4.Вопросы - предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование:  что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?  

6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо?   чем один герой отличается от другого?

7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой?  Понравилось ли вам..?

8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?

Проверочная работа

1.Назови автора  и произведение: (2б)

Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.

2.Дай определение словам: (3б)

Очерк –

Эпитет – 

Метафора

3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _    _ _ _ _ _в. (2б)

4. Кто написал  «Воспоминание сибиряка»?  (1б)

5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)

….была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.

6.Вставь слова:

Славное море — ________________ Байкал,

Славный корабль — омулевая бочка...

Ну,_____________, пошевеливай вал...

Плыть молодцу недалечко.

Проверочная работа

1.Назови автора  и произведение: (2б)

Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.

2.Дай определение словам: (3б)

Очерк –

Эпитет – 

Метафора

3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _    _ _ _ _ _в. (2б)

4. Кто написал  «Воспоминание сибиряка»?  (1б)

5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)

….была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.

6.Вставь слова:

Славное море — ________________ Байкал,

Славный корабль — омулевая бочка...

Ну,_____________, пошевеливай вал...

Плыть молодцу недалечко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - литература Восточной Сибири и география.

Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина). Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений. Задачи: 1. Обучающие:- п...

урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"

  Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме: Анатолий Шастин. «Пример для подражания»

Презентация к уроку литературы Восточной Сибири по теме Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания". Тип урока: урок усвоения знаний через работу с художественным текстом....

Урок по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре"

Цели:1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В.Распутина «На реке Ангаре».2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творч...

Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).

В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом,  не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся  к слову....