Урок Субрегионы Африки
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Горбунова Елена Юрьевна

Тема изучается в 11 классе. Урок построен с учетом интересов учащихся социально-гуманитарного профиля и рассчитан на два академических часа. Конспект занятия был опубликован в журнале "География в школе", № 1 за 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_subregiony_afriki.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Горбунова,

учитель географии и экономики высшей квалификационной категории

 E-mail: lissa9@yandex.ru

УРОК ПО ТЕМЕ «СУБРЕГИОНЫ АФРИКИ» (2 ЧАСА)

Цель урока: изучить политическую карту Африки.

Задачи: 1. Дать представление о делении Африки и особенностях субрегионов;

2.  Продолжить формирование умений самостоятельно добывать необходимые знания, сравнивать, делать выводы и обобщения;

3. Расширить знания учащихся и научить создавать образ территории, в том числе посредством изучения происхождения географических названий.

Средства обучения: проектор, настенная и электронные карты Африки, цифровые фотографии, настольные атласы, контурные карты, учебник Максаковского В.П. География 10 класс.

Ход урока

Сегодня мы узнаем об особенностях отдельных частей Африки – ее субрегионов, научимся создавать образ территории.

Проверка домашнего задания

  1. Работа с карточками[1] (4 человека)

2) Работа с классом – тесты (указать верные утверждения). Знаком «+» отмечены правильные высказывания.

  1. Самая крупная страна Африки – Судан, она в 4,5 раза больше самой крупной Европейской страны – Великобритании (-)
  2. В регионе только два государства с монархической формой правления, остальные – республики (-)
  3. На континенте самое большое количество стран, не имеющих выхода к морю – 15 (+)
  4. По общей площади лесов Африка уступает только Западной Европе и Азии (-)
  5. В регионе добывается около 1/3 золота, алмазов, марганца от мировой добычи (+)
  6. Африка выделяется в мире высокими темпами естественного прироста (+)
  7. По уровню и темпам урбанизации Африка опережает все регионы (-)
  8. Тропическое и субтропическое земледелие стран Африки имеет ярко выраженную направленность на внутренний рынок (-)
  9. Нигерия относится к государствам с монокультурной экономикой, т.к. большая часть ее экспорта приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (-).

        Объяснение нового материала

Африка – самый большой регион нашей планеты, поэтому естественно стремление разделить его на отдельные крупные части. Наиболее широко распространена пятичленная сетка, включающая Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Такой пятичленной сетки районирования придерживаются все международные организации, а также большинство отечественных географов[2]. Однако в проведении конкретных границ отдельных субрегионов между ними нет полного единства.

- Ребята, как вы считаете, какие особенности могут лежать в основе районирования континента? (Минерально-сырьевая база, этнографические особенности, уровень экономического развития).

- Сравните две карты (рис 1а, 1б). На первой представлено деление на субрегионы по М.С. Розину, положившему в основу минерально-сырьевую базу. На второй – деление, представленное Экономической комиссией ООН, при котором учитывались не только природно-ресурсные, но и исторические, этнические, социально-экономичекие и геополитические факторы. Найдите, пожалуйста, отличия и попробуйте с помощью экономической карты в атласе объяснить их. (1. На карте Розина М.С. часть Западной Сахары отнесена к Северной Африке (т.к. здесь находятся месторождения фосфоритов, близкие по генезису к фосфоритам Марокко). 2. Государство Зимбабве, близкое по спектру минеральных ресурсов к Ботсване и ЮАР,  Розин относит к Южной Африке).

Рис. 1а. Субрегионы Африки по М.С. Розину        Рис 1б. Субрегионы Африки по ООН

Наша задача – перенести деление на субрегионы по ООН на контурные карты, разобрав происхождение названий стран. Параллельно рассказу учителя проводится работа с контурными картами (учащиеся наносят на карту границы субрегионов, стран, а также подписывают названия государств).

Северная Африка (Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Тунис).

 В этом субрегионе, бывшем территорией интересов многих государств Средиземноморья, издавна находились древние государства. Поэтому в Северной Африке много так называемых «кочующих топонимов», т.е. географических названий, в разное время подразумевающим различные территории, площади.

Так, например, в этом субрегионе имеется государство, название которого отражает древнее греческое название континента – Ливия. Современное же название континента произошло от берберского племени афригии (африди), проживающее до н.э. южнее Карфагена по нему римляне во II в. до н. э., завоевав Карфаген, назвали образованную там римскую провинцию Africa (территория современного Туниса).

Столица Ливии – Триполи - означает «трехградье», т.к. это был один из трех городов-колоний финикийцев в I тыс. до н. э. - Эя. С 46 г. н.э в составе римской провинции Africa.

Тунис и Алжир – названы по именам городов. Последний в переводе означает «острова» (в античное время город-крепость располагался на островах в средиземном море).

Другой пример переплетения названий государства и его столицы – это Каир. Его полное арабское название звучит как Миср-аль-Кахира, что означает «Египет победоносный». Ведь сами египтяне называют свое государство по-арабски Миср.

Марокко – название дано по городу Маракеш (учащимся найти на карте) – берберского – «укрепленный». Сами марокканцы называют страну Эль-Магриб («западная»).

- А теперь разберем задачу[3]. Для ее решения воспользуемся атласами.

Туристы, побывавшие в Египте, обычно вспоминают шоу, разыгрываемое  на закате на плато в Гизе. Ночью специально для туристов освещается обращенное на восток лицо сфинкса, а мощные динамики разносят его воображаемый голос: «Тысячи и тысячи раз солнце нового дня коснется моего лица. А древнейшее из человеческих свершений останется непревзойденным в своем величии…» Но тот, кто произносит эти слова, конечно же, лукавит. Ведь всему миру известно другое техническое сооружение – чудо света ХХ века. Остается лишь добавить, что этот объект, являющийся монументом египетско-советской дружбы, строился в течение десяти лет, превзойдя своим объемом семнадцать пирамид Хеопса. Что это за сооружение? Какие преимущества получил Египет от его строительства?

Ответ: В 1971 г. в Египте торжественно отмечалось завершение строительства Асуанского гидроузла. Это водохранилище имеет протяженность 500 км, вобрав в себя два годовых стока Нила. Водохранилище Насер делает Нил судоходным в среднем течении, позволил забыть об угрозе наводнения и засух, увеличил площади поливных земель на одну треть.

Вывод учителя и учеников: Итак, Северная Африка – это арабские страны.

Закрепление: один из учеников выходит к доске и показывает на карте страны Северной Африки, называя их столицы. Остальные отмечают страны на контурной карте.

Западная Африка (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Западная Сахара, Кот д´Ивуар, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того).

Топонимы многих стран, вошедших в этот субрегион, произошли от  названий природных объектов (Западная Сахара, Сенегал, Гамбия, Нигер, Нигерия, Того) или от географического положения страны (Мавритания – «западный край»). Назовите эти страны и объясните происхождение их названий.

Вторая особенность топонимии этого субрегиона – бросающееся в глаза желание избавиться от напоминания о колониальном прошлом, рабовладении.

 Так, например, Гана и Мали после получения независимости в 1957 и 1960 гг. взамен прежних колониальных названий (Золотой Берег и Французский Судан) избрали названия могучих негритянских государств, занимавших эти территории до эпохи колонизации. Государство Берег Слоновой Кости не сменило названия, а стало лишь на всех картах писаться по-французски – Кот – д’Ивуар.

Столицы двух государств Сьерра-Леоне и Либерии – Фритаун и Монровия в своих названиях отражают эпоху освобождения от рабства. Первый означает «свободный город» а второй назван так в честь 5-го президента США Джеймса Монро (1817-1825 гг.), издавшего указ о возвращении бывших рабов на родину.

Есть топонимы, несущие в себе черты жителей этих стран. Так название страны Гвинея произошло от «агвинау» – «черный». Так берберы называли своих южных чернокожих соседей.  А соседнее государство Гвинея-Бисау к этому слову для отличия добавляет название столицы.

Закрепление материала – показ учеником стран субрегиона на карте.

Центральная Африка (Ангола, Габон, Замбия, Камерун, Конго, ДР Конго, Малави, Сан-Томе и Принсипи, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея).

Здесь также выделяется группа топонимов по природным объектам (Чад, Камерун, Габон, Конго, Замбия) или по географическому положению ЦАР.

Но, в отличие от II-го субрегиона, здесь не спешат прощаться с колониальными названиями, о чем напоминают нам столица Конго – город Браззавиль, который был назван именем авантюриста Пьера Саворньяна де Бразза, в свое время колонизировавшем земли Конго.

Закрепление материала – показ учеником стран субрегиона на карте.

Восточная Африка (Бурунди, Джибути, Зимбабве, Кения, Коморские острова, Мозамбик, Мадагаскар, Мозамбик, Руанда, Сомали, Уганда, Эфиопия, Эритрея).

- В этом регионе есть очень интересный топоним. Попробуйте определить, о какой стране идет речь в следующем задании[4]:

Этот исторический памятник не очень известен, тем не менее его название, означающее в переводе с языка народа шона «жилище правителя», дало имя  африканской стране, в которой он расположен. Это сооружение XIV-XV вв. представляет собой каменный лабиринт огороженных пространств, соединенных извилистыми проходами и лестницами. Толщина стен достигает пяти метров при высоте до 10 м.

Именно это сооружение подтолкнуло к созданию мифа, позднее широко разрекламированного популярной приключенческой литературой и кинематографом. Псевдоученый Ричард Холл написал книгу о том, будто этот памятник сохранился от библейской страны Офир, откуда легендарный Хирам возил сокровища ко двору царя Соломона. Позднее под влиянием домыслов Холла родился известный на весь мир роман Г.Р. Хаггарда «Копи царя Соломона». В какой стране находится это сооружение?

Ответ: Зимбабве

Названия подавляющего большинства государств субрегиона указывают на расовую или этническую принадлежность их жителей – Судан (страна черных), Эфиопия (страна обоженнолицых), Сомали, Уганда, Руанда, Бурунди.

Мадагаскар и Кения («белая гора») – по природным объектам.

Танзания – объединенное название двух государств, бывших ранее на месте этой страны – Танганьики и Мозамбика («остров негров»).

Закрепление материала – показ учеником стран субрегиона на карте.

Южная Африка (Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР).

Ученики пробуют классифицировать названия стран самостоятельно:

- по природным объектам  и географическому положению (Намибия, ЮАР)

- по проживающим не территории этносам (Лесото, Ботсвана, Свазиленд)

Закрепление материала – показ учеником стран субрегиона на карте.

IV. Домашнее задание: § 2 темы 8 учебника Максаковского В.П.

Задание № 1. Обязательное – базовый (репродуктивный) уровень

Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика субрегионов Африки

Показатели

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

1. Состав

2. ЭГП

3. Характеристика населения

4. Природные условия и ресурсы

5. Характеристика хозяйства

6. Проблемы и перспективы

Задание № 2. По желанию – поисковый уровень.

Заполните таблицу

Колониальные названия стран

Современные названия стран

Задание №3.  По желанию – поисковый уровень (усложненный).

Ответьте на вопросы предложенного текста[5].

В начале ХХ в. путешественник-авантюрист Н.Е. Географ прислал в редакцию журнала «Альманах путешественника» очерк с кратким описанием своей поездки в Африку и предложил редактору журнала дальнейшее сотрудничество и более подробные очерки о своем путешествии по Африке. Прочитав заметку, редактор журнала отказался ее печатать, отметив большое количество ошибок и несоответствий. Найдите эти ошибки. Как страны, о которых идет речь, называются сейчас?

«Свое путешествие я начал, как и многие европейцы, с Египта – одного из древнейших государств мира и самого крупного  в Африке. По Нилу я поднялся к его истоку, находящемуся в Судане – колонии, где, в отличие от Египта, преобладает негроидное, а не арабское  население. Из Судана я с проводниками проследовал в Бельгийское Конго, получившее свое название по крупнейшей реке этой местности, на которой находится крупнейший водопад мира. Считается, что здесь самая густая в Африке речная сеть. Местность напоминает огромное блюдо, слегка наклоненное к Атлантическому океану: в середине (самая низкая часть) находится впадина Конго, а по краям – замкнутое кольцо возвышенностей, в которых обитают горные гориллы. Переплыв на лодках самое крупное озеро на материке, – оз. Виктория – мы пересекли границу между Бельгийским Конго и Танганьикой. Последнее было названо по одноименному озеру. Кроме уже перечисленных двух озер на территории Танганьики находится самое глубокое озеро Африки – оз. Ньяса, переплыв которое, попадаешь в Северную Родезию. Эта территория была названа в честь Сесиля Родса – великого исследователя, миссионера и борца с работорговлей, исследовавшего эти места, память о котором еще долго будет жить в сердцах туземцев. Если путешествовать в западном направлении, то попадаешь в другую британскую колонию - Анголу, представляющую собой огромную саванну, с удивительными животными, такими, как панголин и трубкозуб. Тело первого сплошь покрыто роговыми щитками и похоже на огромную еловую шишку, а второе животное – роющее насекомоядное, отдаленно напоминающее свинью. Ангола на юго-востоке граничит с Бечуаналендом, климат которого более влажный и приятный. Отсюда мы морем отправились в Европу, по пути зайдя в Берег Слоновой Кости, получившую свое название в конце ХV в., когда французские мореплаватели прибыли сюда для того, чтобы обменять свой товар на слоновую кость».

Ответ: Редактор отказался печатать статью, так как заметил следующие ошибки:

  1. Не Египет самое крупное государство Африки, а Судан;
  2. Исток Нила находится не в Судане, а в Руанде;
  3. В Судане, также как и в Египте, преобладает арабское население;
  4. Водопад Виктория находится не на р. Конго, а на р. Замбези;
  5.  Государства Бельгийское Конго (современная Демократическая Республика Конго) и Танганьика (современная Танзания) не имеют общих границ;
  6. Самое глубокое озеро Африки – Танганьика, а не Ньяса;
  7. Переплыв оз. Ньяса, он мог попасть в Малави и только потом – в Северную Родезию (ныне – Замбию);
  8. Сесиля Родса скорее можно назвать алчным авантюристом. Память осталась о совершенно другом человеке – Давиде Ливингстоне - борце с работорговлей, исследователе и миссионере;
  9. Ангола была португальской колонией;
  10. Ангола не граничит с Бечуаналендом (ныне – Ботсвана)
  11. Климат Бечуаналенда вряд ли можно назвать влажным и приятным, так как здесь располагается знаменитая пустыня Калахари;

12) Современная Ботсвана, как и прежний Бечуаналенд не имеет выхода к морю, поэтому он не мог отправиться отсюда морем до Берега Слоновой Кости (ныне - Кот-д’Ивуар).

Библиографический список:

  1. География 10 класс: разрезные карточки для тематического тестирования/ авт-сост. С.А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 190 с.
  2. Горбунова Е.Ю. Сто задач к географическим олимпиадам. – Оренбург, 2007. – 42 с.
  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Книга II: Региональная характеристика мира. -  3-е изд., испр. М.: Дрофа, 2007. – 480 с.
  4. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 10 класс. – М.: Экзамен, 2005. – 192 с.
  5. Поспелов Е.М. Топонимический словарь. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 229 с.

[1] География 10 класс: разрезные карточки для тематического тестирования/ авт-сост. С.А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 190 с.

Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 10 класс. – М.: Экзамен, 2005. – 192 с.

[2] Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа 2006. – 495 с.

[3] Горбунова Е.Ю. Сто задач к географическим олимпиадам. – Оренбург, 2007. – 42 с.

[4] Горбунова Е.Ю. Сто задач к географическим олимпиадам. – Оренбург, 2007. – 42 с

[5] Горбунова Е.Ю. Сто задач к географическим олимпиадам. – Оренбург, 2007. – 42 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Гидрогафия Африки"

презентация к уроку географии 7 класс по теме "Гидрография Африки" по учебнику Домогацких Е.М....

Урок "Население Африки. Современная политическая карта"

урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие .  Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...

Презентация к уроку "Субрегионы Африки"

В презентации представлены основные  особенности различий между двумя главными частями Африки....

Открытый урок по географии по теме: "Субрегионы Африки"

Данный урок познакомит учащихся с Субрегионами Африки, покажет их различия....

Презентация по географии на тему "Субрегионы Африки " (11 класс)

Презентация по географии на тему "Субрегионы Африки " (11 класс). Цели презентации: Рассмотреть территориальное деление Африки на субрегионы. Раскрыть образ и самобытность регионов Африки Раскрыть при...

Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"

Презентация к уроку "Рельеф Африки"...

Африка. Презентация к уроку "Климат Африки"

Презентация к уроку "Климат Африки"...