Развитие знаний на уроках географии с помощью карт-пазлов.
план-конспект занятия по географии по теме

Султангареев Эдуард Нурлыгаянович

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии с помощью карт-пазлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty-pazly.docx63.01 КБ

Предварительный просмотр:

                      Использование карт-пазлов на уроках географии.

Развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках в последнее время уделяется большое внимание. К наиболее распространенным видам самостоятельной работы относят работу с учебниками, географическими картами, решение задач, выполнение упражнений, самостоятельные наблюдения, лабораторные работы и др. Все эти виды самостоятельной деятельности школьников достаточно хорошо освещены в методической литературе.

Сравнительной новой формой развития познавательной деятельности учащихся является использование карт-пазлов в курсе географии. Карты-пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность выполнения заданий.

При работе с такими картами возникает множество вопросов:  на каком этапе изучения материала их можно использовать, какова роль учителя при организации самостоятельной деятельности, каковы ощутимые результаты этой работы?

В настоящее время мы имеем в наличии 12 средних по размеру (35см*25см) тематических карт, 4 контурных карты и одну большую политическую. Имеющиеся карты отвечают основным темам курса  географии.

На  уроке по изучению темы  демонстрируем учащимся одну из таких карт, объясняем ее особенности и суть работы с ней. Цель – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой. Осознание целей деятельности – непременное условие ее организации. Дальнейшая работа с картой проходит на последующих уроках, прежде всего при закреплении, обобщении и повторении материала.

Использование карт-пазлов позволяет отработать знание номенклатуры. При этом можно использовать самые разные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.

Определенный интерес вносит элемент соревновательности. Учитель стимулирует выполнение задания вопросами: «Кто лучше?», «Кто быстрее соберет карту?» По желанию учителя учащиеся могут получать дополнительные задания традиционного типа: найти географический объект; дать ему характеристику; объяснить взаимосвязи компонентов природы.

На первый взгляд может показаться, что роль учителя при такой работе крайне незначительна, Однако, как и при других видах самостоятельной деятельности школьников, руководящей роли педагога придается решающее значение.

Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должная быть управляемой, как и весь учебный процесс. Учитель дает задания, консультирует, контролирует, наконец, оценивает работу учащегося. К примеру, если ученик испытывает  затруднение в сборе карты, учитель может задать наводящие вопросы по трем-четырем соединенным между собой пазлам, например: «Что находится к северу от объекта?», «С каким государством граничит Россия на юге?»

На итоговом уроке, после ряда проведенных тренировочных работ, карты собирают на оценку. По-прежнему учитывается скорость выполнения работы.

Каковы преимущества данной формы организации самостоятельной деятельности учащихся?

По моему мнению, их несколько. Прежде всего, резко возрастает интерес к предмету; самостоятельная работа учащихся приобретает качественно иной уровень; учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру;  возникает элемент соревновательности в знании географической карты.

Кроме того, самостоятельная деятельность учащихся может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно переходим к самостоятельному созданию карт-пазлов. Желающим предлагаем задание самим сделать подобную карту. При оценке работы учитывается сложность выполняемого задания, степень самостоятельности, оформление.

Пример карты Азия.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественный смотр знаний на уроках географии.

В системе организации познавательной деятельности, применяемых мною при изучении географии, общественный смотр знаний занимает особое место.Это одна из форм коллективной игровой познавательной д...

Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии

В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.    В основе идеи лежит принцип ди...

Развитие мыслительных способностей на уроках географии с помощью проблемного обучения

Изменившееся качество жизни требует от выпускника решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;более полно принимает себя и свои чувства;станови...

«Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек...

Достижение качественного образовательного результата на уроках географии с помощью применения ИКТ.

Статья о применении ИКТ на уроках географии. Использование презентаций, мобильного компьютерного класса и интерактивной доски....

Достижение метапредметных результатов на уроках географии с помощью формирования основных видов деятельности учащихся.

    В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

В статье рассматриваются особенности использования технологии дифференцированного обучения для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии с помощью групповой работы....