ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
статья по географии

В статье рассматриваются особенности использования технологии дифференцированного обучения для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии с помощью групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Основная задача современного учителя – формирование у школьников системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современных ключевых компетенций. Для реализации обозначенной цели актуализируется проблема дифференцированного подходя в образовании.

В последние годы возрос интерес учителей образовательных организаций к этой проблеме. Во многом он объясняется стремлением педагогов организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик был бы занят эффективной учебно-воспитательной деятельностью на уроках и во время домашней подготовки с учетом его способностей и интеллектуального развития, не допускал пробелов в знаниях и умениях, что в конечном итоге определяет его уровень полноценной подготовки [2].

Большое внимание уделяется в последние годы исследованию межличностного фактора в системе организационных форм обучения. В.К. Дьяченко и И.Б. Первин отмечают, что фронтальный способ организации учебной деятельности «олицетворяет модель заочного обучения, в которой конструктивность отношений между субъектами учебного процесса не отражает интегративных связей, а сам процесс сводится к восприятию, запоминанию и воспроизведению учебного материала» [1, с.27].

Реализация идеи дифференциации обучения должна привести к изменению способа передачи знаний: противоречие между содержанием образования и его формой делает этот процесс нерезультативным, так как именно формы являются условиями для лучшего проявления развивающих возможностей методов обучения.

Дифференцированное обучения используется на разных этапах учебного процесса: вводно-мотивационном, операционно-деятельностном, дифференцированной домашней работы. В своей профессиональной деятельности педагог должен сочетать различные формы работы: коллективную, групповую и индивидуальную.

Групповая работа дает возможность для внутренней дифференциации. Под групповой работой здесь понимается такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3-7 человек. В таком случае задание дается группе, а не отдельному учащемуся. В группе ученик находится в условиях, когда у него появляется желание действовать в соответствии со своей индивидуальностью, что практически невозможно при фронтальной работе. Внутри группы в ходе беседы он может высказать своё мнение, активно участвовать в выполнении заданий в соответствии со своими интересами и способностями [3].

Наиболее благоприятные возможности для индивидуальной работы представляют группы, которые выделены определённым образом. К примеру, сформированные учителем на основании уровня развития учащегося. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой – задания с подробным алгоритмом.

Так, на уроке географии в 10 классе можно использовать прием «Составь визитную карточку процесса». Суть данного приема заключается в составлении учащимися «визитки» определенного процесса. На уроке при изучении темы «Численность и воспроизводство населения мира» учащиеся в группах составляют визитную карточку: 1 группа – визитка традиционного типа воспроизводства населения, 2 группа – современного типа воспроизводства и 3 группа готовит визитную карточку переходного типа воспроизводства населения. В зависимости от того, сколько сформируется групп «слабых» учеников, учителем выдаются подробные инструкции выполнения данного задания. Однако, если учащиеся использовали предоставленную инструкцию, то они получают отметку на балл ниже.

Группы могут быть сформированы и на основе интересов учащихся. При таком разделении, совместно в одной группе работают школьники со сходными интересами. Работа в подобной группе создаёт благоприятные условия для проявления личностных качеств ученика. Но, несмотря на все достоинства, у такого вида работ есть и недостатки. Существует опасность: наиболее активный и старательный из участников группы может начать «заглушать» инициативу от более слабых учащихся и решить все задания за них.

Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения поставленной задачи. Школьникам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, затем реализовать на практике и представить совместно найденный результат. Дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются удовлетворением от результатов своей работы, так как повышается успеваемость и познавательная активность учащихся. Слабоуспевающие ученики ощущают доброжелательную поддержку со стороны одноклассников и сочетают ее с возможностью проработать учебный материал в собственном темпе. Намечаются положительные сдвиги в самооценке школьника, т.к. он находится в комфортной психологической ситуации.

Таким образом, организация дифференцированной групповой работы на уроках географии способствует развитию высокого уровня самостоятельности учащихся. Ежедневная рефлексия деятельности школьником своего труда позволяет сделать вывод об эффективности групповой работы.

Библиографический список

  1. Дьяченко, В.К. Методические рекомендации по организации коллективных, групповых, парных и индивидуальных учебных занятий в общеобразовательной школе / В.К. Дьяченко. - Гомель,1983. -53 с.
  2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. - М.: Воронеж, 1998. – 128 с.
  3. Чипсанова С.Г. Дифференцированно-групповая работа как форма организации профильного обучения старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - Оренбург, 2007. – 179 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Данная статья рассказывает о личном опыте применения на уроках русского языка технологии дифференцированного обучения.Почему написана эта статья? Потому что современное состояние гуманитарного образов...

"Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка"

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. Обучение ему носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и стру...

Методическое пособие «Использование технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...

Эффективность использования технологии дифференцированного обучения на уроках географии.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности.А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при кот...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики при формировании у школьников среднего звена умений решать текстовые задачи

Научить всех детей с разным уровнем обучаемости решать текстовые задачи в одинаковые сроки невозможно. Значит нужен дифференцированный подход....

Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен...