"Мы все разные, но так похожи.."
классный час по географии (9 класс) по теме

Передера Ирина Викторовна

Цель классного часа  "Мы все разные, но так похожи" расширить знания учащихся о мировых религиях, показать их сходства и различия. Материал ожно использовать при изучении мировых религий в курсе географии 10 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

        РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

              СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

           г. Шахты  Ростовской области имени В.И.Алексеева

         

 Классный час подготовила и провела учитель истории  Передера И.В.

                               « Мы все разные, но так  похожи…»

Цели: расширить знания учащихся о мировых религиях, показать их сходства и различия; формирование у школьников понимания и признания современного мира как  многонационального и многоконфессионального;  развитие критического мышления, умения вести диалог; воспитание веротерпимости, толерантности, гражданственности.

                                                                                                                                           Человек, ненавидящий другой народ,

                                                                                                                                             не любит и свой собственный.

                                                                                                                                                  Н. Добролюбов (русский критик)

Люди всей планеты Земля – очень сложное общество. И только в фантастических книгах и фильмах воплощена идея разумного управления единым правительством всеми людьми нашей планеты. А пока мы знаем, что по природе своей , люди отличаются друг от друга ростом и цветом волос, разрезом глаз и оттенком кожи, возрастом, полом и многими другими физическими и психологическими показателями. Но , кроме этого, люди Земли объединяются в разные государства, говорят на разных языках, верят в разных богов. В разные исторические времена люди объединялись в разные исторические общности: род, племя, сословия, народность, конфессию, класс, нацию.  Исторически сложившаяся на определенной территории большая группа людей, обладающая общими языком, культурой, психологией называется этносом.

Вспомним,  как проходило становление русского этноса.

Ученик 1.

На Восточно-Европейской равнине жили финно-угорские и литовские племена, славянские племена вятичей, кривичей, полян, древлян и др.. Впоследствии, смешавшись , они и составили древнерусскую народность. Позже в этнос вольются представители тюрских и монгольских племен. Со временем усиление внутренних связей  ( товарно-денежных отношений, рынок) и этнического самосознания ( совместное переживание несчастий и радости побед) способствовало превращению народности в нацию. Нация - высшая форма развития этноса. Формирование русской нации шло в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных племен и народностей, проживающих на территории России.

Вся история России – это история освоения новых земель, история взаимоотношения различных народов. Россия – многонациональное государство. Предметом гордости страны являются такие  ее представители, как Пушкин А.С. (имеющий африканские корни), Жуковский (имеющий турецкие корни), Карамзин (возводивший свой род к турецкой знати), Багратион (грузин), Исамбаев ( чеченец), Лорис-Меликов и Хачатурян (армяне), Аввакум и Никон ( мордвины), Левитан и Пастернак (евреи)и т.д.  Говоря о Шолохове, Маяковском, Цветаевай, Кутузове, Некрасове и др. мы не задумываемся к какой народности, нации они принадлежат , мы говорим – россияне. Россияне – это все жители большой (по территории) страны, с героическим общим для разных народов прошлым и настоящим. Россия – наш дом, наша Родина.

 Ученик:                                                          Родина

                                                          Если скажут слово «Родина»,

                                                          Сразу в памяти встает

                                                          Старый дом, в саду смородина,

                                                          Толстый тополь у ворот.

                                                          Или степь от маков красная, Золотая целина…

                                                          Родина бывает разная,

                                                          Но у всех она одна!

Учитель:   Мы все такие разные , но всех нас объединяет общий дом – Россия.

Одним из признаков отличающих людей разных национальностей является его вероисповедание.

Религия - одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освещает их нравы, работу, отдых оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Существуют национальные религии, которые проповедуются среди одного народа и мировые, распространенные среди народов нескольких стран.

                                              На доске схема классификации религий

                                                                          Религии

    Мировые                                                                                 Национальные                                      Местные верования

Ислам      христианство     буддизм                   индуизм, синтоизм, иудаизм, конфуцианство

 На конец ХХ века христиане составляли  - 1 милд.900мил.чел. , из них

Католики- 1 милд. 58 мил.чел.

Протестанты – 391 мил.чел, англекане – 78 мил.чел.

Православные – 174 мил.чел.

Мусульмане – 1 милд.33 мил. чел.

Буддизм исповедует- 338 мил. чел.

Россия -моногонациональное государство , здесь представлены все три мировые религии.

Вопрос : Назовите народы исповедующие христианство, ислам, буддизм?

Предполагаемые ответы:

Христианство- русские, осетины, армяне, грузины

Мусульмане – чеченцы, аварцы, ингуши, татары, адыгейцы

Буддизм – калмыки, буряты

Учитель: «  Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем» ( русская пословица).

Давайте попытаемся найти сходства и различия этих религий.

                           Сообщения учащихся о мировых религиях.

Ученик 1.

 Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней  Индии в 6-5 вв.до н.э. основателем считается Сиддхартха Гаутама.  Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н.э.- начало 1-го тыс.н.э.  Постепенно,  буддизм распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии.  В  центре буддизма – учение о «4-х благородных истинах»:

1)человеческое существование омрачено распрями и страданиями;

 2)причина страдания – эгоистические устремления человека;

3)страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается восьмеричный путь;

4)  принципы восьмеричного пути( он же Срединный) включают в себя верный взгляд, верную мысль, верное слово, верное действие, верные средства к существованию, верные усилия, верное восприятие и верную концентрацию.

Познав истину,  Будда произнес свою первую проповедь перед 5 сотоварищами. Ученики Будды разошлись по миру неся его учение.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности: Будду, Дхарму (закон) и Сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в ХХ в — Северной Америки, Европы, России.

Согласно основному правилу буддизма, есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений. Главными достижениями буддизма являются Просветление и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение и достижение высшей  цели.

Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста проповедей, бесед. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).

Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных. Людям, не нашедшим себе места, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий вощинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, кормящих граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине, монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

И хотя суть учения Будды заключалось в уходе от проблем земного существования, он осуждал несправедливость кастовой системы индийского общества, видел в бедности источник разврата и преступлений, восхищался красотой человека и совершенством природы и стремился привить своим последователям взаимную любовь  и уважение. Моральные основы учения Будды видны из того, что монахи – буддисты давали обет безбрачия и подвергались изгнанию из общины за убийство, кражу и обращение к сверхъестественным силам. Буддизм предлагает своим последователям разные пути к совершенствованию, предъявляя более высокие требования к монахам , нежели к мирскому населению.

Буддизм оказал мощное влияние на художественное творчество. Художники передавали буддистское восприятие мира в элегантных бронзовых статуэтках Будды и вырезанных из дерева фигурах храмовых стражей. Ритуальные объекты, монастырская архитектура и орнаментальные изображения – часть этого богатейшего наследия.

Ученик 2. Ислам (  с араб.-покорность, мир)- самая молодая из мировых религий, ее последователи-  мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель I — Мухаммед. Основные направления — суннизм и шиизм.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В I результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Число приверженцев ислама в современном мире около I млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90%), шииты составляют около 10%.

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Миссия Мухаммеда заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Вера , согласно большинству мусульманских теологов включает в себя пять основных предметов:

1)веру в единого и единственного Бога;

2)ангелов;

3)Боготворенные Книги ( в Коране названы пять таких книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);

4)Божьих пророков и посланников;

5)Судный день, рай и ад, воздаяние и наказание.

Мусульманская мораль предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Мусульманин должен быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги.

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, предписанные приверженцам ислама:

  1. Словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед – раб Его и Посланник Бога»;
  2. Ритуальная молитва, которую мусульманин, должен совершать пять раз в день;
  3. Очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
  4. Пост в месяц рамадан, который состоит в полном воздержании от еды , питья и любых увеселений в светлое время суток;
  5. Паломничество(хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне –каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный  мусульманский праздник – курбан-байрам. Второй по значимости  мусульманский праздник – ураза- байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.

Особенностью исламской культуры является оригинальный стиль в искусстве и архитектуре, соединившей в себе арабскую энергию с персидской элегантностью и византийской утонченностью. Для неё характерно прославление поэзии как средства увековечения божественных откровений и использование каллиграфии, растительных орнаментов и геометрических рисунков, но не человеческих фигур.

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Ученик 3.  Мученическая смерть «царя иудейского» и его чудесное воскресение дали начало новой мировой религии – христианству.

Приблизительно в 33 г. н.э. неподалеку от Иерусалима на кресте был распят человек незнатного происхождения, родом из Назарета. На протяжении примерно 3 лет, предшествовавших этому событию, люди восторженно внимали его проповедям. Смерть Иисуса Христа и его воскресение , которому, по их словам, были свидетелями его близкие ученики, стали краеугольным камнем религиозного учения, вобравшего в себя оригинальные толкования священных иудейских книг и ставшего универсальным. Бог явил нам себя, - в этих словах заключена первооснова христианского учения. Священными для христиан станут четыре евангелия, написанные якобы последователями Иисуса Христа - Матфеем, Марком, Иоанном и Лукой. Слово «евангелие» означает «благая весть». И в этих «благовествованиях» верующие люди черпают сведения о Христе - мессии. Библия для христиан – выше всего, что было когда-то написано, - это Книга, Книг. Библия – это Слово Божие.  У Христа было много учеников, и среди них избрал он двенадцать апостолов, то есть посланников, для проповеди Своего учения и разошлись они по миру, неся Слово  Господа.

Учение Иисуса в основном сводилось к тому, то люди должны преодолеть взаимную вражду, должны любить  друг друга, прощать прегрешения, не таить на ближних зла.

Чему учил Иисус Христос?

Заповеди Божии

1.Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня.

2.Не делай себе кумира. Мы идолам не молимся , но бываем горды, скупы, объедаемся, любим лакомство и часто грешим против второй заповеди, считаем за идолов наших дурные наклонности и служим им, как божеству.

3.Не произноси напрасно имя божие

4.наблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; 6 дней трудись, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.

5.почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете.

6.Не убивай.

7.Не развратничай.

 8.Не кради.

9.Не произноси и не принимай ложного свидетельства или показания на ближнего твоего.

10.Не смей желать жены ближнего твоего, или поле, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом всего, что принадлежит ближнему твоему.

Для молитв, участия в таинствах, для душеспасительных бесед  люди собираются в Доме Божием, именуемым церковью или храмом.

Главных праздников  христиан  12-  Пасха, Рождество Христово, Благовещение, Крещение Господне и др.

Живя в этом мире, христианин находится в постоянном общении с Богом, с ближними, со всеми окружающими людьми. Его обязанности можно разделить на три группы:

-Высшие обязанности по отношению к богу;

-Обязанности по отношению к самому себе;

-Обязанности по отношению своим близким и окружающим людям.

Идеал христианского совершенства недостижимо высок в земной жизни, поэтому в работе над собой  для каждого нет предела. Библия, призывая человека к созиданию своей духовной личности, заповедует в земной жизни различать добро и зло, полезное и вредное. Она учит нас тому, что мы должны все дарованные от Бога таланты употребить на пользу всем

 Учитель: Вспомним русскую пословиц «Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем»

Вопрос : Что объединяет эти религии?

Предполагаемые ответы:

Вера в одного Бога;

Будда, Иисус и Мухаммед -  реально жившие люди.

У всех них были ученики;

Схожие заповеди;

Оказали большое влияние на развитие культуры.

Их учение можно свести к «золотому правилу морали» - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе.

Ученик:  И.Кленицкая  «Хорошо, что все мы разные» (старинная легенда).

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

-Фу , как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из –под воды1 смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

-Как ты уродлив верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они ,спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

-скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- нет, - ответила лошадь

- а верблюд может, потому что в его горбах – запас жира…И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его , как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

-а ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- нет,- ответил верблюд.

Мудрец сказал:

-Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

-как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- как ты уродлив , белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

-посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней , подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- а ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывая звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

-как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Учитель:  Все Мы разные, но все же так похожи…

Вывод:

Для всех народов нравственные основы человечества исконны и едины. Важнейшее тому доказательство – единство нравственной основы мировых религий.

Список используемой литературы:

  1. «Православие для детей», ООО «Авенир-Дизайн», г.Кострома, 2007 г.
  2. «Когда, где, как и почему это произошло» ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1998г
  3. Обществознание. Книга для учителя 8-9 класс, «Русское слово» Москва 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как строить отношения с теми,кто не похож на нас?

¤В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не...

Как научиться общаться с теми кто не похож на нас

Классный час расчитан на учащихся 5 ых классов. Особенно подходит для проведения мерприятия по знакомству и переходу ребят с начальной школы в среднее звено....

Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"

Классный час с презентацией разработан с целью развития у подростков положительных качеств личности при построении отношений между людьми....

Такое же или похожее правило

Такое же или похожее правило. Информатика в играх и задачах. А.В. Горячев 3 класс....

Мы такие разные, но как же мы похожи!

Внеклассное мероприятие для подростков. Беседа об отличительных и общих особенностях личности. В доступной форме с помощью игр и упражнений иллюстрируются проявления этих особенностей...

Классный час «Мы такие разные, но так похожи»

Аннотация к классному часу «Мы такие разные, но так похожи»Разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов. Предлагаю проводить его в ноябре, т. к. 4 ноября – День ...

Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни.

Презентация  может быть использована для проведения уроков литературы в 7 классе....


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Очень хороший классный час Вы разработали,Ирина Викторовна! Обязательно воспользуюсь данным материалом.