Главные вкладки

    Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Реки России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Дергунова Наталия Владимировна

    Цели урока:

    1.     Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годовой сток.

    2.     Формирование умений, навыков работы с географическими источниками;

    3.     Формирование чувства любви к родной природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_reki_rossii.docx17.37 КБ
    Файл reki_rossii.pptx944.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по географии

    для учащихся 8 класса

    Реки России

    Автор:

    Учитель географии МОУ «СОШ № 55»

    Ленинского района города Саратова

    ДЕРГУНОВА Наталия Владимировна

    Тема урока:

    Реки России

    Цель урока:

    1. Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годовой сток.
    2. Формирование умений, навыков работы с географическими источниками;
    3. Формирование чувства любви к родной природе.

    Оборудование: физическая карта России, учебник, карты, атласы.

    Ход урока

    «Счастье дается только знающим»

                        Паустовский

    1. Какие темы по природе России уже изучены?
    2. К изучению какого компонента природы нужно приступить сегодня? Почему?

    (Реки можно рассматривать , как продукт климата. (Воейков)

    Климат – отец вод. (Вернадский)

    1. Какие виды внутренних вод вы знаете?
    2. Какое значение имеет пресная вода?

    Изучение нового материала.

    Особенности природы рек России будем изучать в виде путешествия по реке, на которой мы живем. А начнем с повторения определения: что такое река?

    Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении.

    Река Волга – крупнейшая река Европы.

    Семь тысяч рек, ни в чем  не равных:

    И с  гор  стремящих бурный  бег

    И меж  полей  в изгибах  плавных,

    Текущих вдаль,- сем тысяч рек.

    Она со всех концов собрала –

    Больших и малых - до одной,

    Что от Валдая до Урала ,

    Избороздили шар земной.                  (Твардовский «За далью даль»)

    Любая река имеет начало. Как называется начало реки? (Исток)

    Что может быть истоком?

    Что является истоком реки Волги? (Валдайская возвышенность, озеро Селигер)

    Стихи.

    А куда впадает Волга? Как называется место впадения реки в другой водоем? (Каспийское море - озеро, устье)

    Реки, впадающие в замкнутые водоемы, относятся к внутреннему стоку, а куда еще могут впадать реки? (Моря, океаны)

    В какие моря и океаны могут впадать реки России? (Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий)

    Значит реки России относятся к бассейнам трех океанов и внутреннего стока. (Работа с картой атласа и рис. 43 учебника стр.110.

    Почему крупнейшие реки текут на Север?(Особенности рельефа, общий уклон территории России)

    Вернемся опять на Волгу. По ходу течения в нее впадают другие реки. Как они называются? (Притоки)

    Назовите главные притоки Волги (Кама , Ока).

    Где впадают эти реки? (Казань, Нижний Новгород).

    Река Ока – Волги правая рука,

    Кама – левая рука.

    Сливаются здесь Волга и Ока

    И вдаль стремятся как одна река.

    И знают стены древнего Кремля,

    Что породила их одна земля.

    Барашки волн бегут за рядом ряд –

    О чем они неспешно говорят?

    Родная Волга, русская река!

    Ты многое видала за века.

    Что образует река со своими притоками? (Речную систему)

    Как называется территория, по которой течет река? (Речной бассейн)

    Река это живое природное тело. И как все живое, она живет, течет и питается.

    Что является питание реки? Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов , льдов, дождевые воды, подземные воды.

    Виды питания: снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное.

    Питание  реки Волги – смешанное с преобладанием снегового.

    Что такое режим рек? (Изменение уровня воды в реке).

    Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке.

    Межень – самый низкий уровень воды в реке.

    Ледостав – замерзание рек.

    Ледоход – вскрытие рек ото льда.

    Работа с учеником стр.112-113, рис.44, 45

    Определить режим Волги.( Половодье весной, ледостав- ноябрь, декабрь

    Ледоход – март.)

    Вспомните произведение Некрасова «Дед Мазай и зайцы», во время половодья или паводка деде Мазай сапасал зайцев ? (Половодье)

    «Только весенние воды нахлынут…»

    А от чего зависит режим и питание рек? (Климат)

    А теперь ответьте: Волга равнинная или горная река? (Течение медленное , спокойное – равнинная река)

    Характер течения реки можно определить с помощью таких величин, как падение и уклон реки (Работа с учебником, стр.110-111)

    Для хозяйственного использования реки важно знать о их полноводности, которую можно определить показателями: годовой сток и расход воды в реке.

     (Работа с таблицей и рис. 42 стр.109

    Самой полноводной рекой является Енисей = 630 куб.км

    Формирование понятия – «Твердый сток». С внутренними водами, как и с другими природными компонентами связаны стихийные явления – наводнения (определение, кинофрагмент)

    Д/з: параграф 23. Сообщение о наводнении на реках России. Кроссворд «Реки Росси» на буквы вашего имени или фамилии.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Реки России. Цель урока: познакомиться с крупными речными система, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, годовой сток; формирование умений и навыков работы с географическими источниками, любви к родной природе. Учитель географии МОУ «СОШ №55» г.Саратова Дергунова Н.В.

    Слайд 2

    Река-это поток воды текущий в выработанном им углублении .

    Слайд 3

    Волга- самая крупная река Европы. «Семь тысяч рек, ни в чем не равных, И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных Текущих в даль- семь тысяч рек. Она со всех концов собрала- Больших и малых – до одной, Что от Валдая до Урала Избороздила шар земной.» А. Твардовский « За далью даль.»

    Слайд 4

    Исток -это начало реки. Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо- Русская великая река. Н. Палькин.

    Слайд 5

    Устье –это место где река впадает в другую реку, озеро, море, океан .

    Слайд 6

    Реки относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока.

    Слайд 7

    Менее 10 % занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Кроме Волги, сюда несут свои воды Терек и Урал.

    Слайд 8

    2/3 площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана. Какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана? Это реки – Обь (с Иртышом), Лена, Енисей, Оленёк, Колыма, Индигирка, Печора, Северная Двина.

    Слайд 9

    Около 20 % территории приходится на бассейн Тихого океана. Крупнейшая река этого бассейна - А м у р

    Слайд 10

    Около 3 % территории страны относится к бассейну Атлантического океана. Самые крупные реки бассейна Атлантического океана - Дон, Кубань.

    Слайд 11

    Река Ока- Волги правая рука. Кама- левая рука.

    Слайд 12

    Сливаются здесь Волга и Ока И вдаль стремятся, как одна река. И знают стены древнего Кремля, Что породила их одна земля. Барашки волн бегут за рядом ряд О чем они неспешно говорят? Родная Волга, русская река! Ты многое видала за века.

    Слайд 13

    Речная система.

    Слайд 14

    Бассейн реки Волги.

    Слайд 15

    Питание реки-источники поступления воды в реку .

    Слайд 17

    Режим -изменение состояния реки во времени. Половодье-…………………. Паводок-……………………. Ледостав-……………….. Ледоход-…………………… Межень-……………………

    Слайд 18

    Режим реки

    Слайд 19

    Во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

    Слайд 20

    Волга- равнинная или горная река?

    Слайд 21

    У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть еще одно измерение - высота, с которой речные воды падают в море или озеро. Высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется падением. Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах. П = Н 1 – Н 2 Н 1 – абсолютная высота истока; Н 2 – абсолютная высота устья.

    Слайд 22

    Задание 1. Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока  300 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м. Решение. Н 1 = 300 м Н 2 = - 28 м П = Н 1 – Н 2 = 300 м – (-28 м) = 328 м.

    Слайд 23

    Задание 2. Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м. Решение. Н 1 = 930 м Н 2 = 0 м П = Н 1 – Н 2 = 930 м – 0 м = 930 м. Ответ: падение Лены - 930 м.

    Слайд 24

    Отношение падения реки (в сантиметрах) к длине реки (в километрах) называют уклоном реки

    Слайд 25

    Задание 4. Определить уклон реки Ангары. Высота истока Ангары – это уровень поверхности воды в озере Байкал - 456 м. Высота устья – места впадения реки Ангары в Енисей - 76 м. Длина реки – 1826 км. Решение. Н 1 = 456 м Н 2 = 76 м П = Н 1 – Н 2 = 456 м – 76 м = 380 м = 38000 см. У = П / Д = 38000 см / 1826 км  21 см/км Ответ: уклон Ангары = 21 см/км.

    Слайд 26

    По характеру течения большинство рек России относится к равнинным . Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км). Уклон Волги 7 см/км.

    Слайд 27

    Истоки горных рек расположены высоко в горах. Их воды несутся по долинам с огромной скоростью. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терка 500 см/км. На горных реках встречаются пороги и водопады .

    Слайд 28

    Количество воды, которое река выносит за год, называется годовым стоком. Это показатель многоводности реки. Годовой сток измеряют в км 3 . самой многоводной рекой России является Енисей . Его годовой сток составляет 624 км 3 . Запишите в тетрадь 5 рек России, имеющих наибольший годовой сток.

    Слайд 29

    Расход – количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Чаще всего расход вычисляют в кубических метрах в секунду (м 3 /с). Расход воды в реке резко колеблется в течение года. Наибольший расход бывает в период половодья или паводка, наименьший – в межень. Самый большой расход - у Енисея - 19800 м 3 /с

    Слайд 30

    Весь переносимый рекой материал называют твердым стоком. Наибольший твердый сток среди рек России имеет Терек – до 26 млн. т в год. Твердый сток Волги – 22-23 млн. т, Лены – около 12 млн. т.

    Слайд 31

    Наводнение – это затопление местности, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов , приносящее ущерб. Наводнения, которые приводят не только к разрушениям, но и к человеческим жертвам, называют катастрофическими.

    Слайд 33

    Домашние задание: п.23;сообщение о наводнениях; кроссворд на тему «Реки России» на буквы вашего имени или фамилии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по географии для учащихся 5 класса. Подземные воды.

    Разработка урока для учащихся 5 класса в рамках стандарта второго поколения....

    Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Природные комплексы Русской равнины"

    Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова...

    План - конспект урока по гимнастике для учащихся 8 класса

    План-конспектурока гимнастики для учащихся 8 класса Учитель физической культуры Игнатьева С.Б.,Высшая квалификационная категория Тема урока:       ...

    Конспект урока по волейболу для учащихся 8-ого класса

    Задачи урока: I. Образовательные задачи:1. Закрепить технику приема и передачи мяча сверху. 2. Закрепить технику приема и передачи мяча снизу.3. Продолжать учить технике выталкивания с выносом ру...

    План-конспект урока по обществознанию для учащихся 8-го класса по теме "Распределние доходов".

    План-конспект содержит в себе многжество различных видов деятельности во время урока...

    Конспект урока по географии для учащихся с ОВЗ "План и масштаб"

    Интегрированный урок,  ориентирован на  учащихся 6-х классов с ОВЗ....

    Конспект урока по географии для учащихся 8 класса по теме: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.

    Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...