Главные вкладки

    "Народные художественные промыслы России", урок по географии для учащихся 9 класса.
    план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

    Толстобова Ольга Ивановна

    Учитель ставит целью познакомитьучащихся  с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использованы материалы, содержащие музейно-педагогическую направленность. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_narodnyei_promysly.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Республика Хакасия

    МБОУ «Весенненская СОШ»

    Толстобова Ольга Ивановна, учитель географии.

    «Использование элементов музейной технологии на уроках географии»

    Урок – экскурсия  «Народные художественные промыслы России»

    9класс

          Эпиграф к уроку:                    «Работа хороша, если в ней польза и душа.

                                                             Не     то     дорого,    что    красно     золото,

                                                             А    то    дорого,    что    мастера   доброго».

     Цели:

    - Формирование   у   школьников  социальной  активности, гражданского и  

       патриотического       воспитания  по  средствам  музейной    деятельности

    -  Расширение    кругозора    и    воспитание   познавательных      интересов.

    Задачи:

    -  Познакомить       с       географией      народных      промыслов       России

    -  Развивать          нравственные              и          эстетические            чувства

    -  Вести                                профессиональную                             ориентацию

    Оборудование:

    Мультимедиа, записи с русской народной музыкой, физическая карта Российской Федерации с обозначением мест развития народных промыслов, иллюстрации по теме, литература по теме, мультимедийные презентации учащихся, изделия местных умельцев с. Весеннее ( резьба по дереву, вышивка, плетение, вязание), плакат – перечень названий (хохломская, городецкая, полхов- майданская роспись, братина, майолика, матрешка, дымковская игрушка, полуфаянс, корзиноплетение).  

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

     Тихо звучит русская народная музыка.

    Учитель:

    Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

    Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов, побываем на экскурсии в импровизированном музее. Провести экскурсию помогут ваши одноклассники. Итак, прошу всех в музей на экскурсию   «Народные художественные промыслы России».

    1. Сообщение об истории возникновения народных художественных промыслов.  

    Первый экскурсовод.

    - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Резьба на прялке восходит от протославянского тысячелетия до нашей эры, вышивка ведет к киевской Макоши – богине плодородия и живой земной влаги и еще дальше – к Ладам и  Оленихам – в пятое тысячелетие до нашей эры. Покрывать олифой – вареным льняным маслом, деревянные ковши, скобкари в форме плывущей птицы, обеденные миски, ложки стали в 10-12 веке, а искусство росписи металлических подносов было положено в 18 веке.

    Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявления ее жизненных сил.

    Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Поэтому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

    Ремесленную работу люди выполняли параллельно своим основным занятиям. Путь от домашнего промысла, связанного с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был долгим. Активно промыслы начали развиваться в России во второй половине 19 века.

    4. Экскурсия по импровизированному музею различных народных промыслов.  

    Второй экскурсовод.

    Песни даль и сказки тайна,

    Свадьба или поминанье

    Душу слепят, но сперва –

    Полотняные преданья,

    Деревянные сказанья,

    Рукодельные слова.

    Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Наиболее ранний вид обработки древесины – резьба. Наряду с резьбой древесина стала обогащаться цветом. Украшение различных деревянный вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением деятельности. Это хохломская, городецкая, полхов- майданская роспись Нижегородской области. (Учащийся – экскурсовод показывает на карте Нижегородскую область- пункт хохломской, городецкой, полхов- майданской росписи.)

    Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах 16 века . Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место расчищенное от леса под пашню). В 17 веке Хохлома и много других селений перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Уже в то время зародилось в Хохломе производство посуды. В документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные красками, золотом и серебром. Деревянная посуда с самых древних времен употребляется русским человеком. В связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы.

    Хохломскую роспись называют «Золотая хохлома» - вид росписи на красном, черном, зеленом фоне. Село Хохлома славилось ярмарками по продаже предметов из дерева. Посуда расходилась не только по всей России, но и продавалась в Азию и Западную Европу. Посуда привлекала своей оригинальностью, праздничностью расцветки, прекрасной лакировкой. При этом изделия были дешевы и просты  в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру.  От горячей пищи посуда не меняла цвета, своей красивой росписи.

    Хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов. Прекрасным произведением  раннего периода является братина. Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-нибудь важному делу, собирались на общий пир- братину, а в братине – округлом сосуде в форме горшка – подносили к столу праздничный напиток.

    Хохломская роспись была доступна каждому. Но в 19-начале 20века хохломское живописное искусство пришло в упадок. Попадавшие в полную зависимость от скупщиков мастера постепенно разорялись, уходили на другие заработки или нищенствовали. К началу 20 века за одну тысячу окрашенных ложек вместо 25 рублей платили 1рубль 30 копеек. Расцвет хохломское искусство приобрело в 60-70 годы 20 столетия. В этот период вместо старинных мисок стали делать комплекты посуды для праздничного стола.

    Третий экскурсовод.

    - Приузолье-северо-запад Нижегородской области. (Учащийся-экскурсовод показывает на карте Приузолье - северо-запад Нижегородской области).Заволжская тайга. Великий лесной край! Кажется сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина изумительного народного промысла – городецкого. Какова же его история?

    Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы валились в воду от того, что время и волны точили берег. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце фигуркой из мореной  дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Братья Лазарь и Антон Мельниковы впервые расписали донца яркими красками. Искусство талантливых братьев нашло живой отклик в народе, ведь «кто людей веселит, за того сет стоит». Что только не было изображено на донцах мужицкой рукой! Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, смоляно-черные кони и диковинное: павлины, пышные розаны. Городецкие краски пылали своей палитрой.

    Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель.

    Четвертый экскурсовод.         

    - Сейчас я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель. Где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – Гжельским фарфором, о котором писал М.В. Ломоносов: «Едва ли есть земля на свете  самая чистая, каково у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

    К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось около трех десятков сел и деревень. Одно их них и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет непосредственное отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

    Впервые Гжель упоминается в 1339 году в Духовной грамоте русского князя Ивана Калиты.  Из Гжели распространился  керамический промысел  в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии. В 14-15 веках возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. В середине 17 века в тех  местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы. Оказалось, эти глины, как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу , и мастера начинают производить колбы, ступки,  в том числе и для царской аптеки.  

    Во второй половине 18 века наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои,  кружки, блюда, тарелки – украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинных походных фляг.

    В начале 19 века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволило получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс – такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как и майолика. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цвета, листья и бутоны на белом фоне – исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. В 1802 году первым из гжельских мастеров раскрыл секрет фарфора Павел Куличков, а в 1810 году сельский кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич Кузнецов на берегу речки Дорки открыл первую мастерскую по выпуску фарфора. В 1820 г.  крестьянином Афанасием Киселевым была разработана технология производства тонкого фаянса.  

    Гжельская керамика прошла большой и кропотливый путь от кустарных мастерских до мелких цехов и товариществ. русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

    Пятый экскурсовод:

    - Зацветает Палех чудным садом.

    Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!

    Он никем так чутко не отгадан

    И с такой любовью не воспет.

    Жизнь была бы глуше и суровей,

    Красотой и радостью бедней, 

    Если б в красках, линиях и слове

    Мы себя отдавали ей.

    В наши дни Палех не просто популярен – он знаменит. Многие туристы хотят увидеть Палех «в натуре».

    Палех – это небольшой поселок в Ивановской области. (Показывает на карте).в Палехе насчитывается несколько династий художников, внесших вклад в развитие его искусства.

    Пятьдесят лет назад о Палехе знали и судили главным образом как об одном из центров иконописи. Но после Великой Октябрьской революции оказалось, что «богомазам» в жизни страны достойного их творчеству дела найти невозможно. Художники Палеха искали выход из создавшегося положения. 5 декабря 1924 года организовали «Артель древней живописи». С этой даты и начинается официально- Палех как коллектив современных народных живописцев.

    Палех славил историческое прошлое России, ее природу, песни, сказки, былины, легенды, раскрывал красоту и глубокий общественный смысл лучших произведений русской классической и современной литературы, шедевров мировой классики.  Реализм палехского творчества необычаен. Через особую декоративную форму, красоту палехское искусство соединяет живое восприятие жизни с ярчайшим чувством, фантазией.

    «…Сколько здесь оставлено сердец,

    Сколько тут написано шкатулок!

    …да и сам то Палех, как ларец,

    Первозданен, искренен и хрупок…» - О.Маркова.

    Шестой экскурсовод.

    Подмосковный Сергиев Посад называли «русским Нюрнбергом, «столицей потешного царства», «городом русской игрушки». Какие только игрушки не творили мастера Сергиев Посада! Не один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, материалов и технологий в игрушечном мастерстве. Первоклассные резчики, токари, столяры, «кустарихи-одевальщицы», специальные мастера по озвучиванию принимали участие в изготовлении игрушки - потешки. Сделать такую игрушку – значит совершить богоугодное дело. Приезжавшие православные в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье могли увезти с собой памятную потешку. Эта духовная сторона имела важное значение в развитии игрушечного ремесла.

    -   А сейчас отгадайте загадку: восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у на с живут. Их …зовут (Матрешки).  Матрешка – это кукла. А знаете ли вы, какие бывают куклы?

    (Учащиеся называют куклы, которыми они или их родители, бабушки играли в детстве - куклы из дерева и материи, из глины и соломки, резиновые и стеклянные  и т. .д). Матрешка не просто – кукла, она особенная.

    Знаете ли вы, откуда к нам пришла Матрешка? (Многие учащиеся называют разные периоды). Предположительно первая матрешка появилась 100 лет назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянских девочек. Матрешку стали называть русским именем – Матрена.

    Сейчас матрешек делают в г. Полховский  Майдан в Нижегородской области. (Учащийся экскурсовод показывает на карте  г. Полховский  Майдан в Нижегородской области). Недалеко от г. Полховский  Майдан расположено село Полх – Майдан. В этом селе в каждой семье характерна преемственность непрерывного ремесла. Молодежь практически не уезжает отсюда. Каждый местный мальчишка с 10 лет умеет токарить, а каждая девчонка- «красить», т.е. расписывать. Здесь что ни дом, то своя школа : и в смысле передачи мастерства, и в смысле своеобразной манеры. Матрешки, которые изготовляют умельцы, отличаются друг от друга. Технология полх-майданской росписи уникальна, краски разводят спиртовыми растворителями, что значительно усиливает интенсивную насыщенность и свечение света. Все это создает праздничность росписи.

    На всемирной выставке в Париже в 1900году была награждена бронзовой медалью за матрешку владелица мастерской М.А. Мамонтова. Успех матрешки за границей и содействовал ее массовому выпуску в России.

    Седьмой экскурсовод.

    - Я тоже хочу познакомить вас с игрушкой. Она к нам приехала из далекого села Дымково, что на реке Вятке (приток реки Камы). (Учащийся экскурсовод показывает на карте р.Каму, приток-  реку Вятку и с. Дымково). Называется эта игрушка дымковская. Рецепт изготовления ее не так прост. Сначала замешивали красную глину и песок, лепили игрушку (фигурку), затем обжигали в печи. Раньше это делали в русской печи, отчего из трубы шел темный дым. Наверное, это и послужило для названия Дымковской слободы, а затем и игрушки.

    В Дымково мастера более 200лет лепят глиняную декоративную игрушку. Раньше это были свистульки, которые служили для ритуальных обрядов – свистком поминали усопших. Постепенно обряд сменился праздником «Свистунья» -  с ярмаркой, медведем, Петрушкой.

    Традиционными для дымковской игрушки являются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Из всех игрушек дымковская – самая известная.  В 1908году промысел держала Анна Афанасьевна Мезрина. Эта потомственная мастерица была единственным в мире человеком, лепившим игрушки. Честь и хвала дымковским мастерицам!  

    Восьмой экскурсовод.

    - Один из видов народного промысла – корзиноплетение. Спустя много десятилетий он возродился заново. Плетение из ивового прута и других материалов применялись в хозяйственной деятельности и быту человека. Корзины  использовали при сборе и транспортировке овощей и фруктов, тех или иных товаров или сырья.

    Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек, озер. Первоначально корзины использовали для рыбной ловли (корзина «морда», верша, мережа).

    В 19-20 веках модным было иметь плетеную мебель. В настоящее время при архитектурном и художественном оформлении помещений, зон отдыха, детских учреждений используют плетеную мебель. Плетеная мебель из натурально материала легка, прочна, гигиенична. Она хорошо вписывается в интерьер помещения, украшает бытовую среду современного человека.

    Кроме ивы для плетения используют виноградную лозу, черемуховый, березовый прут. Территории плетения из лозы в России обширны – от Европейской России до Дальнего Востока. Особенно добротными и искусными изделиями славились мастера Верхнего Поволжья: кустари из Камышина, умельцы из деревень Костромской и Ивановской областей. (Ученик – экскурсовод показывает на карте Верхнее Поволжье). Из черемухового прута плетут выездные сани, легкие тарантасы, чемоданы, дорожные сундуки. Из ивовой – корзины, предметы для обеденного стола, корзиночки, ларчики, детские игрушки, погремушки.  

    Промысел относится к формам семейного производства. Плетеные изделия всегда отличались красотой и изяществом.

    5. Заключительное слово учителя.  

     Мы с вами побывали в некоторых уголках России, познакомились с экспонатами виртуального музея. Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ним, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.

    Сегодня художественные изделия служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы. Опыт мудрого, трудолюбивого народа может постоянно возрождаться и передаваться из рук в руки , из уст в уста, если хоть капелька памяти сохранится в  душах людей.

    Народному ремеслу можно научиться, если к этому стремиться.

    Литература.

    1. А.В. Даринский. Краеведение.- М., 1987.
    2. Г.А. Кудрина. Музей и школа. – М.,1985.
    3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003г №28-51-181-16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
    4. Материалы российского образовательного форума «Живой музей – хранилище культурного и природного наследия». – М., 2004.

     5. Вим Ван дер Вейден. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.  Управление школой. № 22, июнь 2000г.

    6. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко. Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии.- М., 2007.

    7. А.Е.Сейненский. Родной край. История, традиции и современность. – М., 2009.

    8. А.Ф Романова.Нестандартные уроки географии. 8-9класс. Народные промыслы России. «Учитель».Волгоград.2003.

    9. Журнал «География в школе». №1,1999. с .54-59.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

    Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

    Народные художественные промыслы России

    Народные художественные промыслы России:от прошлого к настоящему Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий,  неотъемлемая...

    Народные художественные промыслы России. "Золотые травы Хохломы"

    Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи....

    География народных промыслов России. Урок – конференция. 9 класс.

    Народные промыслы Центральной России - Дымковская игрушка, Хохлома,Гжель,  Жостовские подносы, Палех, Городецкая роспись,Финифть, Павлово-посадские платки....

    " Народные художественные промыслы России".

    Рабочая программаучебной дисциплины«Народные художественные промыслы России»по специальности: 11583 «Вышивальщица»...

    Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

    Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...