Главные вкладки

    Статья по теме:
    Народные художественные промыслы России

    Рахутина Ольга Николаевна

    Народные художественные промыслы России:

    от прошлого к настоящему

     

    Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий,  неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа,  его миропонимание и мировосприятие. Это  сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

    Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них  берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие  от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое.  С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам.  Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon narodnye_khudozhestvennye_promysly_rossii.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Народные художественные промыслы России:

    от прошлого к настоящему

    Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий,  неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа,  его миропонимание и мировосприятие. Это  сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

    Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них  берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие  от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое.  С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам.  Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

    Произведения художественных промыслов шли, главным образом,  на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них все больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Оно  веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа.

    Носителями и хранителями народного творчества являются мастера  – художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт, сохраняя при этом лучшее. Со временем все это приобретает характер традиции. В своих работах мастера используют разнообразные материалы: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, кожи, кости, камня. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров,

    В отличии от подмастерьев или учеников, которые работают по шаблону и создавая копии, мастер каждый раз создает именно оригинальное произведение, при этом воспринимая себя как часть коллективного опыта. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство. К развитии ряда промыслов участвовали профессиональные художники, например, модели для каслинского литья делали известные скульпторы.

    В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» - это оригинальные произведения мастеров,  и предметы широкого потребления – это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия широкого потребления и копии произведения искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

    Важной особенностью народных промыслов было не только необходимых в быту предметов, но и их декоративность. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

     Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

    На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.

    Развитие промыслов на современном этапе возможно на основе поиска и восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства, органичного соединения их с современными достижениями науки, техники, технологии, информатики. Произведения современного народного творчества  носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности. Роль и значение народных промыслов, вероятно, в дальнейшем будут возрастать, и они в полной мере смогут выполнить свои основные функции – художественно-эстетическую и воспитательно-просветительскую.

    Литература:

    • Лужков Ю.М., С.М. Линович Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения - М.: ОАО "Московские учебники и Картолитография». 2009, 176 с.
    • Народные художественные промыслы РСФСР. – Высшая школа, 1982. 216 с.
    • Породина С.В. Место и роль народных промыслов в постиндустриальной экономике//Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачесвского, 2011, №1, С. 274-276.
    •  Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России/Н.В. Ягодынская,С.А.Малышкин. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
    • http://nhkt.narod.ru/article_4.htm
    • http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_52869
    • http://art.ioso.ru/bank2006/geography/geography.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Народные художественные промыслы Хохлома

    Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта те...

    Презентация "Народные художественные промыслы"

    Хохломская роспись, богородская резьба по дереву, ростовская финифть, дымковская игрушка, Гжель, - все эти понятия оживают при знакомстве с данной презентацией. применяю эту работу на уроке географии ...

    "Народные художественные промыслы России", урок по географии для учащихся 9 класса.

    Учитель ставит целью познакомитьучащихся  с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использов...

    Народные художественные промыслы России. "Золотые травы Хохломы"

    Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи....

    " Народные художественные промыслы России".

    Рабочая программаучебной дисциплины«Народные художественные промыслы России»по специальности: 11583 «Вышивальщица»...