" Народные художественные промыслы России".
рабочая программа на тему

Коноваленко Елена Ивановна

Рабочая программа

учебной дисциплины

«Народные художественные промыслы России»

по специальности: 11583 «Вышивальщица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_hudozhestvennye_promysly_rossii.docx66.18 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казённое профессиональное

 образовательное учреждение №93

Федеральной службы исполнения наказания

Рабочая программа

учебной дисциплины

«Народные художественные промыслы  России»

по специальности: 11583 «Вышивальщица»

срок обучения: 3 месяца

г. Новый Оскол

201__г.

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:

11583  «Вышивальщица»

 

Организация-разработчик: федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 93 Федеральной службы исполнения наказания

Составитель:

Кирьянова И.Ю. - преподаватель ФКП образовательного учреждения № 93

©   Кирьянова И.Ю.

©  ФКП образовательное учреждение   № 93

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Народные художественные промыслы России»

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии:

11583  «Вышивальщица»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        Освоение учебной дисциплины необходимо для формирования соответствующих профессиональных компетенции:

ПК 1.1. Выбрать принципы построения рисунков для вышивки.

ПК 1.2. Выполнять поэтапно ручную вышивку различной сложности.

ПК 1.4. Соблюдать правила построения декоративных элементов при выполнении аппликации.

ПК 2.1. Соблюдать безопасные методы труда.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • определять виды вышивок;
  • определять способы выполнения вышивки, выполнять счетные вышивки и швы;
  • выполнять тамбурные вышивки;
  • выполнять вышивки гладью;
  • выполнять вышивки крестом различной сложности;
  • выполнять ажурные машинные вышивки;
  • выполнять мережки, ришелье, бриды, насыпь различных видов;
  • выполнять аппликации различной сложности и технологической                  

последовательности;

  • выполнять работы с соблюдением правил безопасности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • простые и отделочные декоративные швы;
  • строение и свойства ткани;
  • сведения групп счетных швов по технике исполнения;
  • принципы создания узора;
  • правила выполнения машинных работ;
  • правила ВТО изделия;
  • охрану труда на рабочем месте.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

               Максимальной учебной нагрузки обучающегося  -  15 часов,

в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 10 часов;

        самостоятельной работы обучающегося  -   5 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

15

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

3

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

«Народные художественные промыслы России»

Наименование разделов

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1. Введение.

Содержание учебного материала:

1

1

1.1

Современное    состояние и перспективы, роль традиции. Особенности ручного творчества.

1

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                               - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

1

Раздел 2. Кружево-

плетение  

Содержание учебного материала:

1

2

2.1

Искусство кружевоплетения, виды кружев. Техника плетения.

1

Практическое занятие:

1

1

Выполнение кружев.

1

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                                 - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);                                                                                

1

Раздел 3. Художест-

венная обработка ткани  

Содержание учебного материала:

1

2

3.1

Художественная вышивка.  Традиционные особенности вышивки: технические приёмы, орнаментальные и      цветовые решения.

1

Практическое занятие:

1

2

Выполнение художественной вышивки.

1

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                                 - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- подготовка к защите практических работ.

1

Раздел 4. Народное узорное ткачество        

Содержание учебного материала:

1

2

4.1.

Основные центры, виды и традиционные особенности изделий.

1

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                                 - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

- подготовка к защите практических работ.

1

 Раздел 5.

 Узорное вязание                                                                                                                                        

Содержание учебного материала:

2

5.1.

Способы, виды, традиции. Виды, комплекты изделий; их традиционные особенности: техника вязания, орнаментальные узоры, колористическое решение.

2

Практическое занятие:

1

3

Выполнение узорного вязания.

1

Самостоятельная работа обучающихся:                                                                                                                                                 - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- подготовка к защите практических работ.

1

Дифференцированный зачёт

1

Всего учебного времени:

10

Всего рабочего времени:

15

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,  решение проблемных задач.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета теоретического обучения-1;

Оборудование кабинета теоретического обучения:

  1. Классная доска;
  2. Стол одно тумбовый;
  3. Кресло офисное;
  4. Шкаф для хранения учебно-методической документации, специальной литературы, технических средств обучения;
  5. Стенд (щиты и др. конструкции) для справочных таблиц, технической документации;
  6. Огнетушитель;
  7. Дидактический материал: карточки-задания.

8.Учебно-наглядные пособия: - иллюстрированные альбомы.

Рабочие места учащихся:

  1. Столы ученические;
  2. Стулья ученические.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер;
  2. Проектор NEC VT 695;
  3. Сканер EPSON PERFECTION 3590 PHOTO;
  4. Принтер HP Laser Jet 1020.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Белякова Т. Все виды вышивки. Иллюстрированная энциклопедия. / Т. Белякова. – М.: АСТ, «Астрель», 2016. – 176с.
  2. Бойко Е.А. Полный курс вышивки / Е.Б. Бойко. – М.: АСТ: «Аристель»: Полиграфиздат, 2015. – 160с.
  3. Климова О.М. Скатерти, салфетки. Вышивка. / О.М. Климова. – М.: «Ниола-Пресс», 2014. – 31с.
  4. Королёва В.Д. Живописная вышивка гладью. Пейзажи. – СПб.: «Паритет», 2014. – 160с.
  5. Пирс Х. Объемная вышивка. / Х. Пирс. – М.: «Ниола-Пресс», 2014. – 112с.
  6. Сапцина У. Вышиваем картины. / У. Сапцина. – М.: «Мир книги», 2014. – 71с.
  7. Суслова М. Эксклюзивная вышивка. Техника. Приемы. Изделия. / М. Суслова. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013 – 136с.
  8. Черноморец-Ковалева А.Д. Ажурная вышивка. / А.Д. Черноморец-Ковалева. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013. – 80с.: ил. – (Мастер-класс на дому).

Дополнительные источники:

  1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева. – М.: «Академия», 2010. – 208с.
  2. Бузов Б.А. Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 2-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 416с.
  3. Вуд Д. Азбука строчевой вышивки / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2012. – 96с.
  4. Гвоздев Ю.М. Химическая технология изделий из кожи: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Гвоздев. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2006. – 256с.
  5. Глинская Е.Б. Азбука вышивания. – Т.: Мехнат, 2010. – 240с.
  6. де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. – М.: «Искусство», 1982. – 577с.
  7. Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. / Т.И. Еременко. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012. – 192с.:ил – (Энциклопедия).
  8. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. – М.: «ЭКСМО», 2009. – 96с.
  9. Маркуцкая С.Э. Ручная вышивка: Учебное пособие для 10-11 кл. / С.Э. Маркуцкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
  10.  Мерсянова Г.Н. Швейное дело: учеб. пособие для 5-6 классов вспомогательной школы / Г.Н. Мерсиянова, Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – 2-е издание, перераб. – М.: «Просвещение», 1989. – 272с.
  11.  Митителло К. Аппликация: техника и искусство. / К. Митителло. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2012. – 192с.
  12.  Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей: Учеб. пособие для учащихся IX-X кл. – 5-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2009. – 128с.
  13.  Попивщая С. Вышивка: Оригинальные приемы вышивания животных. Курс обучения / Обложка художника Н. Обедковой. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»; СПб.: «Валери СПД», 2012. – 192с.
  14.  Сотникова Н. Вышивка. Для начинающих и не только… / Н. Сотникова. – М.: Изд-во «ВЕЧЕ», 2010. – 318с.
  15.  Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера. / Серия «Для дома и заработка». Ростов н/Д: «Феникс», 2012. Издание второе. – 384с.
  16.  Харди С. Коврики своими руками / С. Харди; пер. с англ. А.Е. Гончаровой, – М.: «Мир книги», 2009. – 160с.
  17. Чудновская А.Г. Шьем и вышиваем талисманы фен-шуй / А.Г. Чудновская. – М.: «Эксмо», 2010. – 72с.
  18.  Энциклопедия. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2012. – 160с.
  19.  Журналы Лиза. Рукоделие. – М.: «АСТ ПРЕСС КНИГА».

Интернет – ресурсы:

  1. http//www.rsl.ru, свободный.
  2. http://vihivka.ru/index.htm
  3. http://lib.rus.ec/b/290758/read

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Определять принципы композиционного изображения.

- правильность построения композиции рисунка;

- полнота и правильность определения рисунков для вышивки;

- правильность и точность определения принципов композиционного изображения.

- экспертная оценка результатов выполнения практического задания;

- экспертная оценка результатов выполнения практического задания;

- защита практических работ.

Применять различные способы и приемы передачи изображения предметов разных форм.

- правильность определения оптимальных способов и приемов передачи изображения.

- экспертная оценка результатов выполнения практического задания.

Учитывать традиционные приемы и технику рисунка, живописи при выполнении творческих работ.

- правильное применение традиционных приемов и техник при выполнении рисунка и живописи;

- правильность выполнения творческих работ учитывая традиционных приемов рисунка, живописи.

- экспертная оценка результатов выполнения практического задания.

- защита творческих работ.

Применять материалы с учетом их свойств.

- правильность и точность подбора материалов по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.

- защита практических работ.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-Активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности, прохождения производственной практики

- -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства

-проявление интереса к будущей профессии в процессе учебной деятельности и производственной практики;

-наличие отзывов мастера производственного обучения

- наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

-экспертная оценка результатов конкурсов профмастерства

-наблюдение  в ходе производствен-ной практики

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- выбор и применение оптимальных методов и способов решения профессиональных задач в области народных промыслов

-правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических работах и во время учебной, производственной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами и т.д.;

  • обоснованность выбора и применение методов, способов решения профессиональных задач для достижения цели.

- наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

-экспертная оценка работодателя в процессе производствен-ной практики;

-экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы

- характеристика  с производствен-ной практики

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-выбор адекватных способов решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

- оценивание рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих материалов, инструментов и т.д.

- самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности;

-нести ответственность, исполнительность при выполнении профессиональных задач;

-принятия оперативного решения

- экспертная оценка мастера производственного обучения,

- наблюдение;

- характеристика с производствен-ной практики;

- наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- эффективный поиск необходимой информации использованием различных источников, включая электронные;

-Экспертная оценка выполнения и оформления исследовательских работ

-оценка и анализ отобранной информации

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: разрабатывать, программировать и администрировать базы данных;

-владение информационной культурой в процессе учебной деятельности

- аналитическая обработка информации

-Наблюдение мастера производственного обучения в ходе работы с ИТК

-анализ представленных работ учащихся.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- активное взаимодействие с обучающимися, в процессе учебной практики;

- эффективное взаимодействие с преподавателями и мастерами, с работодателями, с трудовыми коллективами в ходе практики;

- демонстрация навыков корпоративной культуры, толерантности делового этикета в ходе учебного процесса и производственной практики;

- соблюдение правил трудовой дисциплины.

-наблюдение в ходе групповой практической работы;

- характеристика с производствен-ной практики;

- наблюдение, экспертная оценка работодателя, отзывы мастера, анализ и оценка дневников практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные художественные промыслы Хохлома

Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта те...

Презентация "Народные художественные промыслы"

Хохломская роспись, богородская резьба по дереву, ростовская финифть, дымковская игрушка, Гжель, - все эти понятия оживают при знакомстве с данной презентацией. применяю эту работу на уроке географии ...

"Народные художественные промыслы России", урок по географии для учащихся 9 класса.

Учитель ставит целью познакомитьучащихся  с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использов...

Народные художественные промыслы России

Народные художественные промыслы России:от прошлого к настоящему Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий,  неотъемлемая...

Народные художественные промыслы России. "Золотые травы Хохломы"

Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи....

Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...